театральная студия "Петрушка"

Кукольный театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительность, воплощённой в театральном искусстве. Сегодня данный вид искусства очень актуален и значим для гуманизации образования и воспитания.

преподаватели

Соломатина Светлана Анатольевна

Расписание

понедельник с 15.45 до 17.15

Содержание программы

1. Вводное занятие.

1.1. Техника безопасности.

1.2. Театр кукол, разновидности кукольного театра. Рассказ об истоках Театра кукол. Разновидности кукольного театра в разных странах (Италия, Япония, Турция, Франция).

2. Магический мир театра.

2.1. Знакомство детей с особенности театра кукол. Рассказ об истоках создания театра "Петрушка" в России.

2.2. Знакомство с театральной лексикой. Понятия: кукловод, персонажи, сюжет и др.

2.3. Понятие о технологии изготовления различных кукол.

2.4. Изготовление кукол. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы.

3. Моя волшебная ручка.

3.1 Пальчиковые куклы. Овладение навыками кукловождения пальчиковыми куклами.

3.2. Перчаточные куклы. Овладение навыками кукловождения перчаточными куклами.

3.3. Ложковые куклы. Овладение навыками кукловождения ложковыми куклами.

3.4. Куклы настольного театра. Овладение навыками кукловождения куклами настольного театра.

4. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр с ширмы .

4.1. Декорация. Знакомство детей с понятием "декорация". Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

4.2. Понятие о плоскостных и объёмных декорациях. Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

4.3. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о физико­технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

4.4. Первичные навыки работы с ширмой. Установка ширмы и изготовление элементов декорации.

4.5. Первичные навыки работы с ширмой. Установка ширмы и изготовление элементов декорации.

5. Речевая гимнастика .

5.1. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Модуляция голоса.

5.2. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Модуляция голоса.

5.3. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автор за кадром и т.п.). Природные задатки человека, пути их развития.

5.4. Отработка навыков сценической речи.

6. Особенности работы кукловода.

6.1. Понятие о разнообразности движений различных частей кукол.

6.2. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

6.3. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

6.4. Понятие о театральных профессиях (актёр, гример, режиссер и др.). Закрепление навыков жестикуляции и физических действий.

6.5. Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженность всего спектакля.

6.6. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

7. Постановка пальчикового кукольного театра "Курочка Ряба".

7.1. Знакомство детей с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

7.2. Прослушивание сказки. Проигрывание в ролях. Подбор музыкального сопровождения.

7.3. Распределение ролей. Первичная работа с куклами персонажами.

7.4. Отработка спектакля. Обучение соединению действий кукол со словами сказки.

7.5. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

7.6. Творческий отчет. Показ пальчикового кукольного спектакля "Курочка Ряба" для обучающихся Школы раннего развития.

8. Постановка настольного кукольного театра "Колобок".

8.1. Ознакомление детей с настольным кукольным театром. Изготовление кукол.

8.2. Выразительное чтение сказки. Обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

8.3. Распределение ролей. Знакомство с куклами сказки.

8.4. Первичная отработка навыка работы с куклами сказки.

8.5. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.

8.6. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

8.7. Творческий отчет. Показ настольного кукольного спектакля "Колобок" для обучающихся Школы раннего развития.

9. Постановка театра ложек "Репка".

9.1. Эти "волшебные" ложки. Знакомство детей с театром ложек. Изготовление кукол.

9.2. Давайте познакомимся. Прослушивание сказки. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки "Репка".

9.3. Здравствуйте, сказочные герои. Подбор музыки, проигрывание в ролях. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

9.4. Репетиция по эпизодам. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы

9.5. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

9.6. Творческий отчет. Показ постановки театра ложек "Репка" для обучающихся Школы раннего развития.

9.7. Творческий отчет. Показ постановки театра ложек "Репка" для обучающихся первых и вторых классов.

9.8. Творческий отчет. Показ постановки театра ложек "Репка" для обучающихся третьих и четвёртых классов.

10. Постановка кукольного театра "Теремок".

10.1. Моя волшебная рукавичка. Ознакомление детей с перчаточными куклами. Изготовление кукол.

10.2. Давайте познакомимся. Прослушивание сказки. Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д.

10.3. Просмотр мультфильма.

10.4. Здравствуйте, сказочные герои. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки.

10.5. Говорят герои. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

10.6. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой.

10.7. Репетиция по эпизодам. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы.

10.8. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

10.9. Творческий отчет. Показ кукольного спектакля «Теремок» для обучающихся Школы раннего развития.

11. Итоговое занятие.

 

Цели программы

Научить создавать кукольный спектакль совместно с другими детьми.

Результат программы

Личностные результаты:

- формирование потребности в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;

- формирование доброжелательного отношение к людям, к самому себе, окружающему миру;

- умение сопереживать неудачам и радоваться успеху других;

- формирование старательности в труде, умение доводить работу до конца, а также умения работать сообща, проявлять взаимопомощь;

- формирование чувства гражданственности и любви к Родине, посредством изучения театральных произведений, постановок русских авторов;

- формирование культуру общения и поведения в социуме;

- формирование эстетический вкус и любовь к театральному искусству;

- формирование чувство ответственности за общее творческое дело;

- привитие культуры исполнительского мастерства;

- привитие интереса к культуре речи.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры);

- что такое техника речи, какие понятия она в себя включает;

- что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д. ;

- чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи;

- что такое дикция что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок;

- что такое этюд, виды сценических этюдов;

- особенности театрального искусства, его отличия от других видов

искусств, атрибуты театрального представления.

-иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре, его видах, формах;

Обучающийся будет уметь:

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- произносить заданную фразу с разными интонациями;

- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- пользоваться жестами;

- объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;

- выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;

- выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения;

- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;

- выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по разному;

- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;

- создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли;

- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер.

Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет. В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы.

В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.