Экологическая азбука

Актуальность программы

В настоящее время важно научить будущих граждан с раннего возраста заботится об окружающей природе. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью образования школьников.

Формирование ответственного отношения к природе -сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления иразвития экологической культуры ребёнка. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем.

Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе.

преподаватели

Королькова Оксана Ивановна

Содержание программы

I. Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с правилами поведенияв кабинете, в живом уголке. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Введение в курс образовательной программы "Экологическая азбука".

Введение в экологию.

Теория.

Экология как наука. Экологический календарь. Фенология как наука. Народный календарь. Природоохранная деятельность человека. Красная книга РФ и УР. Конкурс "Знатоки природы".Обобщающее занятие "Человек – часть природы".

Практика. Наблюдения за природой.

Воспитательное мероприятие. Занятие "Человек – часть природы".

Базовые понятия. Экология, фенология, заповедники, заказники, Красная книга.

Обучающиеся будут знать:

Понятие экология, основные экологические праздники, понятие фенология, Заказники УР, России, Красную книгу Удмуртской республики, Красную книгу России, исчезающих и редких животных, растений России и УР.

Обучающиеся будут уметь:

Находить на карте заказники, заповедники. Определять животных по их внешнему виду в соответствии с Красной книгой.

Механизм отслеживания результатов: конкурс "Знатоки природы«.

 

II. Осень в природе.

Теория.

Признаки осени в живой и неживой природе. Растения и животные осенью. Деревья и кустарники нашего края. Экскурсия, сбор материала для гербария. Практическое занятие: изготовление определителя деревьев и кустарников. Перелетные и зимующие птицы. Животные наших лесов. Зайчишка-хвастунишка. Волк: разбойник или санитар? Птицы нашего края. Акция: «Птичья столовая» изготовление кормушек. Знакомство с рассказами детских писателей о животных. Викторина «От зерна до каравая». Итоговое занятие.

Практика.Наблюдение за ростом и развития комнатных растений. Работа с гербарным материалом, работа с определителем комнатных растений. Конкурс рисунков "Они нуждаются в защите"

Экскурсия"Природа и мы".

Воспитательное мероприятие. Интеллектуально – познавательная игра "Их нужно спасти«.

Базовые понятия. Заповедники, заказники, Красная книга, охрана природы.

Обучающиеся будут знать: Заказники УР, России, Красную книгу Удмуртской республики, Красную книгу России, редкие и исчезающие животные мира, России и Родного края.

Обучающиеся будут уметь: Находить на карте заказники, заповедники. Определять животных по их внешнему виду в соответствии с Красной книгой.

Механизм отслеживания результатов:тестирование.

 

III. Природа зимой.

Теория. Сезонные явления в зимнее время, значение снегового покрова для животных и растений. Животные зимой. В гостях у Дедушки Мороза. Новогодний конкурс рисунков, поделок. Охрана природы зимой. Интересная профессия: лесничий. Хозяин леса – бурый медведь. Читаем следы лесных зверей. Растения зимой. «Лето в горшочке», история развития комнатного цветоводства.

Практика. Наблюдение за внешним видом, дыханием, движением, питанием животных, за взаимоотношениями между видами, группами животных. Ведение дневника наблюдений. Уход за животными, кормление, разведение. Измерение температуры тела. Посадка цветов, уход за цветами.

Экскурсия в природу "Белое кружево«

Базовые понятия. Животные в неволе, дикие и домашние животные, лесничий.

Воспитательное мероприятие.«Зимовье зверей» беседа-игра

Обучающиеся будут знать: Многообразие животного мира родного края. Животных живого уголка. Условия транспортировки животных. Потребности животных в уходе и кормление. Правила подбора клеток для содержания животных.

Обучающиеся будут уметь:

Определять диких и домашних животных (фото, видеоматериал), пользоваться картой, определять животных по их внешнему виду (рисунки).

Механизм отслеживания результатов: дидактические задания "Узнай по портрету"

 

IV. Домашние животные.

Теория. Друзья и помощники человека. Сельскохозяйственные животные. Домашняя птица. Собаки: служебные, охотничьи, декоративные. Кошки: породы, уход и содержание. Грызуны. Попугаи и канарейки. Экзотические животные.

Практика. Содержание, кормление и разведения животных живого уголка, кошек и собак.

Воспитательное мероприятие. Викторина "Знакомые незнакомцы"

Базовые понятия.Млекопитающие, вольеры, разведение, самка, самец, ветеринар, порода.

Обучающиеся будут знать: Виды сельскохозяйственных животных. Распространенные породы собак и кошек. Условия содержания, потребности в уходе и кормлении домашних животных. Наиболее распространенные болезни домашних животных и их профилактика.

Обучающиеся будут уметь: Определять животных по внешнему виду. Правильно содержать, кормить и размножать животных зооуголка. Создавать необходимый микроклимат и ухаживать за животными живого уголка.

Механизм отслеживания результатов: Викторина "Знакомые незнакомцы«.

 

IV. Весна в природе

Теория. Признаки наступления весны. Растения, животные, насекомые весной. «Этажи леса» беседа по творчеству Пришвина

Первоцветы. Вестник весны – грач. Птичьи праздники весны. Флора и фауна пресного водоема. Аквариум – маленькая экосистема. Практическое занятие: наблюдение за аквариумными рыбками. Охрана природы весной. Заказники и заповедники России и Татарстана. Путешествие по старейшему заповеднику России (слайд-шоу).

Практика. Наблюдение за аквариумными рыбками. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Содержание и уход животных в условиях уголка живой природы. «Бал цветов» конкурс рисунков.

Экскурсия на каскад прудов

Воспитательное мероприятие. Акция "Помогите птицам!"

Базовые понятия.Экосистема, первоцветы, аквариум, заповедники, заказники, Красная книга, охрана природы.

Обучающиеся будут знать: Заказники УР, России, Красную книгу Удмуртской республики, самые распространенные виды аквариумных рыб, перелетных птиц нашего края Основные типы лесной растительности, типы лесов.

Обучающиеся будут уметь: Определять виды деревьев, правильно вести себя в лесу. Определять птиц по внешнему виду. Определять аквариумных рыб по внешнему виду. Правильно содержать, кормить и размножать аквариумных рыб. Создавать необходимый микроклимат и ухаживать за растениями в аквариуме.

Механизм отслеживания результатов:"Бал цветов" викторина, «Птичьему пенью внимаем с волненьем» игра-викторина

 

VI. Экология дома

Теория. Экология квартиры и здоровье человека. Сортируем мусор – бережем природу. Здоровый образ жизни, Конкурс «Мой друг – велосипед». Правильное питание – основа здорового образа жизни. Итоговое занятие. Подведение итогов. Игра "Земля-наш дом".

Практика.

Наблюдение за внешним видом, дыханием, движением, питанием животных, за взаимоотношениями между видами, группами животных. Ведение дневника наблюдений. Уход за животными, кормление, разведение. Измерение температуры тела. Взвешивание, воспитание молодняка.

Воспитательное мероприятие.Игра "Земля – наш общий дом"

Базовые понятия. Здоровый образ жизни, вредные привычки, правильное питание.

Обучающиеся будут знать:Условия влияющие на сохранение здоровья человека. Полезные и вредные продукты питания.

Обучающиеся будут уметь: Заботиться о здоровом образе жизни. Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости

Механизм отслеживания результатов: Тестирование.

 

Итоговое занятие.

Контроль результативности освоение программного материала. Подведение итогов работы объединения за учебный год. Игра "Земля – наш общий дом".

Цели программы

Цель программы"Экологическая азбука" – формирование экологической культуры обучающегося, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Результат программы

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

· Основные экологические праздники;

· Деревья и кустарники нашего края;

· Перелетных и зимующих птиц;

· Результаты воздействия человека на неживую и живую природу;

· О Красной книге и о природоохранных мероприятиях;

· Видовой состав животных зооуголка;

· Экологические правила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха);

· Правила содержания животных;

· Основные факторы, влияющие на наше здоровье.

Учащиеся будут уметь:

· Вести наблюдение за природными объектами;

· Самостоятельно находить зависимости между организмами компонентами среды;

· Ориентироваться в комнатных растениях;

· Вести наблюдения за своими питомцами

Материально-техническая база

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

Компьютеры, принтер, сканер.

Цифровой фотоаппарат.

Медиапроектор

Экран переносной.

Стенды для выставок.

Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)

Расходные материалы

Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный участок.