"ЮИД Светофор"

Программа «ЮИД «Светофор» адресована учащимся 9 - 11 лет. Объем - 72 часа, 2 часа в неделю. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «ЮИД «Светофор» обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД «Светофор» направлена на: формирование культуры безопасного образа жизни; социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе; формирование общей культуры детей и культуры правового поведения. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации отряд «ЮИД» становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим воспитанию сознательного отношения к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Формирование обязательного минимума знаний и умений, обеспечит безопасное поведение ребенка как участника дорожного движения.

преподаватели

Жаркова Екатерина Владимировна

Расписание

Каждая группа обучения занимается один раз в неделю, продолжительность занятия – два часа. Согласно СанПинам 10-минутный перерыв между занятиями. Количество часов в неделю на каждую группу обучения – два часа

Содержание программы

Тема 1. На чём люди ездят.

Теория: Познакомить с понятиями: транспорт, виды транспорта, механическое

транспортное средство.

Практика: Дидактическая игра «виды транспорта» (работа с карточками)

Тема 2. Чему нас учат правила дорожного движения.

Теория: ПДД, история возникновения ПДД, значение правил движения в

современном мире. Просмотр учебного фильма.

Практика: Викторина по истории ПДД.

Тема 3. Участники дорожного движения.

Теория: Понятие дорожного движения, кто является его участниками. Определения

понятий «пешеход», «водитель», «пассажир». Являются ли дорожные рабочие

участниками движения.

Практика: Игра «участники сказочного движения». Определить роли сказочных

героев, изображённых в различных ситуациях (например: Емеля на печи – водитель)

Тема 4. Дорога и ее части

Теория: Определение дороги, её части: проезжая часть, тротуар, полоса движения,

разметка. Назначение каждой части дороги.

Практика: Найти части дороги на различных изображениях, фотографиях.

Тема 5.. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила движения велосипедиста и мотопедиста

Теория: Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

Особенности загородной дороги.

Практика: Составить безопасный маршрут на графическом изображении сельской

местности для пешеходов из одной деревни в другую.

Тема 6. Правила движения пешехода. Светофоры.

Теория: Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по

обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом

пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

Пешеходный, транспортный светофоры. Значение их сигналов.

Практика: Подвижная игра "водители и пешеходы«

Тема 7. Нас увидят в сумерках.

Теория: Светоотражающие элементы, их значение. Как лучше носить

светоотражающие элементы. Просмотр видеоролика о расстоянии видимости

пешехода со светоотражающими элементами.

Практика: Нарисовать эскиз светоотражающего элемента или одежды.

Тема 8. Мы переходим улицу.

Теория: Пешеходный переход (наземный, надземный, подземный). Дорожные знаки,

обозначающие переход. Переход дороги по пешеходному переходу и в его

отсутствии.

Практика: Работа с графическими изображениями: разбор дорожных ситуаций с

правильным и неправильным поведением пешеходов

Тема 9. Перекрёсток.

Теория: Перекрёсток регулируемый и нерегулируемый. Сигналы светофора и

регулировщика. Безопасность на перекрёстке.

Практика: Упражнения в распознавании сигналов регулировщика.

Тема 10. Регулированный перекресток. Сигналы машин

Теория: Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором

и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке –

ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла

«зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

Звуковые и световые сигналы, зачем они нужны. Сигналы спецтранспорта.

Практика: Разгадывание кроссворда по ПДД

Тема 11. Нерегулированный перекресток. Остановка транспорта.

Теория: Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и

регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение

обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с

ходу» других автомобилей. Общественный транспорт. Остановка общественного транспорта. Поведение на остановке.

Практика: Нарисовать эскиз современной остановки общественного транспорта и

нерегулированного перекрестка.

Тема 12. Мы – пассажиры.

Теория: Правила поведения в общественном транспорте.

Практика: Разбор различных ситуаций, выбор верной стратегии поведения.

Тема 13. Мы едем на дачу.

Теория: Правила поведения в личном транспорте. Защитное оборудование в машине.

Функции ремней безопасности и детского автокресла.

Практика: Настольная игра-ходилка "Правила дорожного движения"

Тема 14. Опасные ситуации.

Теория: Что такое опасная ситуация и как её избежать. Просмотр учебного фильма.

Практика: Разбор ситуаций (работа с карточками)

Тема 15. Несчастный случай.

Теория: Несчастный случай на дороге. Причины несчастных случаев.

Практика: Настольная игра-викторина по ПДД

Тема 16. Если ты стал свидетелем ДТП.

Теория: Причины ДТП. Действия свидетеля при ДТП.

Практика: Разгадывание кроссворда по ПДД

Тема 17. Проверим себя.

Практика: Зачет (тестирование). Разбор возможных ошибок.

Темы 18-19. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Теория: Травмы, их виды. Какую первую помощь можно оказать пострадавшим при

различных видах повреждений.

Практика: практическое занятие по оказанию первой помощи пострадавшему.

Тема 20. О транспорте. Теория: Виды транспорта. История автомобиля. Просмотр учебного фильма.

Практика: Нарисовать эскиз автомобиля будущего.

Темы 21-22. Дорожные знаки.

Теория: Классификация дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие,

предписывающие, знаки приоритета, информационно-указательные), запоминание

наиболее важных знаков.

Практика: Настольная игра "Дорожное лото"

Тема 23. Мы – пешеходы.

Теория: Просмотр компьютерной презентации о правилах поведения пешехода

Практика: Составление памятки пешехода при передвижении по городу и по

загородной дороге.

Тема 24. Регулировщик.

Теория: Регулировщик, его роль. Знаки регулировщика.

Практика: Упражнения в распознавании сигналов регулировщика. Подвижная игра

"водители и пешеходы"

Тема 25. Мы – пассажиры.

Теория: Пассажир как участник дорожного движения, его права и обязанности.

Практика: Составление памятки пассажира общественного транспорта.

Тема 26. Мы покупаем велосипед.Правила движения велосипедиста.

Теория: Где можно и где нельзя кататься на велосипеде. Правила безопасности

велосипедиста. Уход за велосипедом.

Практика: Настольная игра – викторина по ПДД

Тема 27.Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду. Фигурное вождение велосипеда.

Теория: Велосипед является транспортным средством, а велосипедисты – водители

транспортного средства, поэтому к ним предъявляется такие же требования, как и к

водителю. Правила безопасной езды на велосипеде по проезжей части. Влияние

велосипеда на здоровье человека.

Практика: Упражнения " Виражи"

Тема 28. Движение в трудных условиях.

Теория: Особенности движения в дождь, туман, гололёд, снегопад, в тёмное время

суток. Просмотр видеороликов.

Практика: Сделать памятку "Внимание: плохая погода!«

Тема 29. Жилая зона.

Теория: Понятие «жилая зона». Её обозначение знаками. Безопасность движения в

жилой зоне.

Практика: Нарисовать эскиз плаката по безопасности движения

Тема 30. Труд водителя.

Теория: Анализ и обсуждение опасных ситуаций на дороге. Практика: Настольная игра-ходилка "Правила дорожного движения"

Тема 31. Что такое тормозной путь.

Теория: Тормозной путь автомобиля. Его зависимость от внешних условий.

Просмотр видеороликов.

Практика: Разгадывание кроссворда по ПДД

Тема 32. Световые сигналы автомобиля

Теория: Световые сигналы автомобиля, их значения, правила подачи.

Практика: Определить направление движения автомобиля по световым сигналам.

Тема 33. Викторина.

Теория: Повторение изученного материала.

Практика: Подготовка викторины по ПДД для учащихся 1 класса: подбор

материала, разработка вопросов, правил проведения.

Тема 34. Выступление агитбригады.

Практика: Подготовка и репетиция выступления агитбригады на родительском

собрании, в школе, в детском саду.

Тема 35. Проверим себя.

Практика: Зачет (тестирование).

Тема 36. Итоговое занятие.

Теория: Повторение и закрепление изученного материала.

Практика: Игровой тест. Оформление стенда по безопасности дорожного движения.

 

Цели программы

Цель программы:

Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит безопасное поведение ребенка как участника дорожного движения, культуру поведения на дорогах и улицах.

Результат программы

Планируемые результаты.

К концу освоения программы обучающиеся будут знать:

· Различные дорожные знаки, их группы и назначение.

· Правила дорожного движения в объёме, достаточном для безопасного движения пешехода.

· Какова роль участников движения (водитель, пешеход, пассажир,

сотрудник ГИБДД), особенности их поведения и обязанности.

Обучающиеся научатся:

· Находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций.

· Соотносить своё поведения как участника движения с дорожной ситуацией.

 

К концу освоения программы у обучающихся будут сформированы:

· Уважение к остальным участникам движения, понимание ответственности за общую безопасность.

· Понимание социальной значимости деятельности по изучению ПДД.

· Культура поведения на дорогах.

 

К концу освоения программы у обучающихся будут сформированы:

· Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение.

· Способности оценивать свое поведение со стороны.

· Рефлексивные умения – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке.

· Умение планировать и оценивать результаты своего поведения.

 

Особые условия проведения

Программа «ЮИД «Светофор» адресована учащимся 9 – 11 лет.

Форма обучения – очная. Форма организации занятия – групповая. В группу могут быть зачислены все желающие дети без предварительного отбора. Рекомендованное количество учащихся в группе 10 – 15 человек. Состав групп учащихся разновозрастной, постоянный (смены учащихся в течение обучения не предусмотрено), разноуровневый (часть учащихся может иметь некоторые знания и в области дорожного движения, часть может быть абсолютно не имеющей подготовки).

Каждая группа обучения занимается один раз в неделю, продолжительность занятия – два часа. Согласно СанПинам 10-минутный перерыв между занятиями. Количество часов в неделю на каждую группу обучения – два часа

Материально-техническая база

- Материально-техническое обеспечение:

Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы кружка

Техническое оснащение:

-мобильные дорожные знаки для работы на площадке;

- компьютер с экраном и проектором;

- плакаты по ПДД;

- интернет;

Методическое:

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах