«Шахматы»

   В настоящее время, когда мир вступил в эпоху «4 индустриальной революции», когда информационные технологии вошли в жизнь практически каждого человек, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

преподаватели

Зайцев Юрий Владимирович, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей 7-10 лет. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

  В процессе обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Цели программы

   Личностное и интеллектуальное развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

К концу обучения дети будут знать:

– шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

– правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу обучения дети будут уметь:

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать;

– объявлять шах;

– ставить мат;

– решать элементарные задачи на мат в один ход.

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МБОУ СОШ № 11. Набор свободный, принимаются дети, не имеющие врачебных противопоказаний для занятий по шахматам. Группы разновозрастные, от 12 до 15 человек.

Материально-техническая база

1. Для реализации программы необходим светлый просторный кабинет с посадочными местами (столы, стулья) по количеству учащихся.

2. Демонстрационная магнитная шахматная доска.

3. Набор магнитных шахматных фигур.

4. Наборы шахмат.

Видео