Лучшие голоса школы

Кружок «Лучшие голоса школы». Занятия проходят по субботам.

Направленность

Программа «Школьный хор» является интегрированной для освоения начального уровня 1 ступени хорового исполнительства, а также уровня основной ступени обучения и имеет художественную направленность.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы по хору для внешкольных учреждений (автор Т.Н. Овчинникова), примерной программы по хору для внешкольных учреждений художественной направленности и образовательных школ (Л.М. Абелян, В.С. Попов), включает элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского хорового исполнительства, методик постановки голоса Г.А. Струве, Д. Огородникова, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.), а также собственного многолетнего опыта музыкального воспитания учащихся всех ступеней обучения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Музыкальное воспитание, в особенности хоровое исполнительство всегда являлось важным видом музыкально-творческой деятельности для ребенка. Хоровое пение помогает школьникам адаптироваться и социализироваться в коллективе, проявить творческие и вокальные способности, быть солистом, нести ответственность за целый коллектив на выступлениях и конкурсах. Хор имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка.

Русский человек с древности отличался певучестью и коллективным исполнительством. Пение сопровождало человека весь жизненный путь.узыки. Хоровые занятия – «это основное средство массового приобщения школьников к музыкальному искусству». В современном обществе возрастает потребность в гармонически развитой личности. На занятиях по хоровому пению решаются задачи по пробуждению их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями. Хоровое пение – это самый доступный и массовый вид искусства, которое развивает художественный вкус, способствует формированию культуры личности обучающегося, оказывает музыкально-эстетическое воспитание. Этому способствует развитие понимания произведения искусства, постижение языка м

При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческая самореализация. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.

Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности обучающихся.

Актуальность программы заключается в необходимости воспитания подрастающего поколения посредством хоровой культуры. Формирования потребности выражать свой творческий потенциал. Эстетическое воспитание играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности. Уроки музыки дают знания и представления о музыкальной жизни, о жизни композиторов. Вокально-хоровая работа представляет одну из видов деятельности урока музыки.

 

преподаватели

Учитель высшей категории Карелина Наталья Федоровна

Расписание

Занятия проходят еженедельно по субботам.

Содержание программы

Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития хора. Типология песен на примере простых детских песенок, попевок. Новые термины и понятия. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.

Практика: применение изученного материала на практике.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

Теория: тональность, пение интервалов, анализ интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Знакомство с нотной грамотой: ноты, ключи, длительности, размер, ритм. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила игр на движения под музыку. Обучение начальным навыкам импровизации.

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию.

4. Вокально-хоровая работа.

Теория: ознакомление с правилами пения и охраны голоса, обучение умению постоянно соблюдать в процессе пения певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Ознакомление с правилами артикуляции, дикции и звуковедения в пение. Обучение умению петь с музыкальным сопровождением и без него.

Практика: работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полетности, ровности, разборчивости). Правильное формирование гласных, чёткое и короткое произношение согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем хором. Одновременно со всем хором

произношение слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.

3. Работа в жанре вокально-инструментальной музыки – песня.

Теория: жанры вокально-инструментальной музыки, категории жанра, биографические данные о композиторах и поэтах-песенниках, особенности песенного стиля. Объяснение приемов исполнительской техники простых песен.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио – записи, показ произведения в исполнении педагога.

5. Итоговые занятия.

Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.

Практика: исполнение детьми изученных песен, выступление на концертах

6. Социальная практика.

Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащегося, особенности проведения репетиций и подготовки к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам.

Практика: выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления изученного материала, подготовка к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам, проведение репетиций.

Цели программы

Цель программы: Формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры, через вокально-хоровую и музыкально- творческую деятельность содействовать развитию художественного вкуса познавательного интереса к музыке, приобретению знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование вокально- хоровых навыков, развитие музыкально-слуховых представлений;

- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

- освоение знаний о воздействии музыки на человека;

- освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

Развивающие:

- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

- развитие музыкальности, образного и ассоциативного мышления;

- развитие музыкальной памяти;

- развитие музыкального вкуса

- развитие диапазона голоса учащихся;

- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;

- развитие умения петь в хоре, ансамбле, сольно;

- развитие умения понимать дирижерский жест;

- развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

- формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

– способствовать расширению музыкального кругозора;

– воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;

- воспитание потребности общения с музыкой и готовности к эстетической певческой деятельности;

- воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;

- формировать навыки общения и культуры поведения.

Результат программы

Ожидаемые результаты.

По итогам обучения дети должны:

· владеть своим дыханием при исполнении песни (уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плечи, петь ровно короткие фразы на одном дыхании, в более подвижных песнях уметь делать быстро, активно и спокойно вдох);

· петь в диапазоне РЕ1 – СИ1;

· стоять при пении прямо, не напряженно;

· знать тексты изученных песен;

· петь только с мягкой атакой;

· создавать образ песни и уметь двигаться под мелодию;

· понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, начало пения и его окончание;

· петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха;

· знать о бережном отношении к певческому голосу;

· уметь на звуке «ля» правильно показать самое красивое звучание своего голоса;

· правильно и ясно выговаривать слова песни;

· уметь петь чисто, слаженно двухголосные и трёхголосные произведения, петь в ансамбле;

· уметь петь с сопровождением и без сопровождения;

· овладеют навыком цепного дыхания.

В учебном году должно быть пройдено 8-12 песен. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.

В течение учебного года дети выступают 6 раз, на итоговых открытых занятиях перед родителями, на концерте к Дню учителя, Рождественском концерте, празднике для мам, на районном фестивале искусств «Праздник детства», концерте ко Дню Победы. Таким образом, каждый обучающийся показывает результат обучения по изучаемому предмету, которые заносятся педагогом в личную карточку обучающегося (см. Приложение 2).

Личностные результаты.

- эстетического вкуса, высоких нравственных качеств, умения работать в коллективе, артистических, творческих способностей, отношение к людям, природе.

- самореализация и самовыражение детей через создание условий

- непрерывного музыкально-эстетического образования.

Предметные результаты.

- формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;

- развитие мышления певца хора;

- формирование музыкальной памяти;

- обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания;

- развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;

- формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основами певческого голоса: звонкостью, полётностью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса;

- формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;

- формирование вокальной артикуляции;

- развитие певческого дыхания;

- расширение диапазона голоса;

- звукообразования в различных регистрах, артикуляции, дыхания,

- слухового внимания и самоконтроля, выразительности пения.

Метапредметные результаты.

- опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,

- опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.

Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

- звукообразования в различных регистрах,

- артикуляции,

- дыхания,

- слухового внимания и самоконтроля,

- выразительности пения.

Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:

- опыт творческой деятельности;

- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;

- навыки коллективного творчества;

- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Материально-техническая база

Занятия проходят в актовом зале. Для занятий используется: фортепиано, микрофоны, ноутбук, колонки, проектор.