«Юный эколог»

Программа кружка состоит из 3 блоков: экология растений и животных, экология человека и экологический мониторинг. Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся. Ребята научатся оценивать состояние своего здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма, качество окружающей среды по общепринятым методикам.

Отдельный блок программы научить обучающихся правильно оказывать первую медицинскую помощь людям, попавшим в беду. Занятия кружка предполагают экскурсии в больницу, где ребята знакомятся с профессиями врача и медицинской сестры, на пункт переливания крови, в СЭС, на очистные сооружения города. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня: от муниципального до Всероссийского.

преподаватели

Панфилова Наталья Викоровна

Содержание программы

"Блок 1 "Экология растений и животных"
1.Свет в жизни живых организмов
2.Температура в жизни живых организмов
3.Вода в жизни живых организмов
4.Воздух в жизни живых организмов
5.Почва в жизни живых организмов
6.Питание живых организмов
7.Сезонные изменения
8.Человек и природа

 

Блок 2 "Экология человека"

1.Иммунитет на страже здоровья
2.Вредные привычки
3.До приезда скорой помощи
4.Береги зрение с молоду

Блок 3 "Экологический мониторинг"

1.Основы исследовательской деятельности
2.Антропогенное воздействие на биосферу

Цели программы

Формирование экологической культуры обучающихся

Результат программы

В ходе реализации программы обучающиеся должны знать:

1 блок:

· Основные понятия курса.

· Экологические факторы, условия существования, среды жизни живых организмов.

· Приспособление живых организмов к различным экологическим факторам.

· Экологические группы живых организмов по отношению к различным факторам среды.

· Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных.

· Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

· Определение понятий «экологический оптимум», «пределы толерантности», «экологическая валентность вида», "ограничивающий фактор".

· Способы питания живых организмов и добывания пищи животными.

· Основные абиотические факторы среды и степень их воздействия на животных.

· Основные методики проведения опытов.

 

2 блок:

· Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам.

· Методики проведения исследований по темам.

· Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.

· Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

· Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование.

· Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.

· Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование.

· Способы сохранения своего здоровья.

 

3 блок:

· Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам.

етодики проведения исследований по темам.

· Основные экологические понятия и термины.

Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города.
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума.
Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов.
Виды – биоидикаторы чистоты водоемов.
Критерии выделения сапробности водоемов.
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов.
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
· Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.

 

Должны уметь:

1 блок:

· Объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.

· Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия.

· Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

· Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

· Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.

· Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

· Животных и растения наиболее распространенные в своей местности, домашних животных, опасных для человека животных.

· Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

· Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

· Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

· Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

· Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

2 блок:

· Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;

· Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

· Применять коммуникативные и презентационные навыки;

· Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

· Проводить анкетирования, социологические опросы.

Работать с различными источниками информации.
· Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

· Находить выход из стрессовых ситуаций;

· Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

· Общаться со взрослыми людьми по поводу исследований;

· Использовать навыки учебно – исследовательской деятельности.

 

3 блок:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
· Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

· Проводить анкетирования, социологические опросы.

Работать с определителями растений и животных;
Работать с различными источниками информации.
Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
· Применять коммуникативные навыки;

Особые условия проведения

Особые условия не требуются

 

Материально-техническая база

1. Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

2. Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

3. Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

4. Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

5. Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

6. Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала.