«Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. Занятия позволяют юным журналистам учиться всматриваться в суть различных явлений и вещей, оценивать окружающий мир. Компьютерные технологии способствуют достижению реальных результатов: выпуску школьной газеты, телевизионных программ. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

преподаватели

Соколова Наталья Валентиновна

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. 5 мин.- динамическая пауза или физкультминутка.

Содержание программы

Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности

Теория. Инструктаж по технике безопасности, устройство и безопасная работа с ПК. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Организация рабочего места.

Практика. Работа на ПК

ТЕМА 1. Функции журналистики (1 час).

Теория

Функции журналистики:

информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.

Практика Игра " Живой микрофон". Анализ теории

 

ТЕМА 2. Требования к журналисту (1 час).

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

Практика. Сюжетно – ролевая игра " Я журналист«

ТЕМА 3. История российской журналистики (1 час).

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.

Журналистика XIX века.

А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», "Отечественные записки".

Журналистика XX века.

Истоки нравственных основ журналистской этики.

Практика : Написать репортаж " Моя школа".

ТЕМА 4. Жанры журналистики (1 час).

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Практика Анализ жанров. Шаблоны составления. Спонтанное интервью.

ТЕМА 5. Язык журналистики (1 час).

Слово и понятие. Многозначность слова.

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Практика. Подготовить рассказ " Я хочу рассказать о слове....«.Анализ заголовков. Фразеологизмы и крылатые слова как основа заголовков.

ТЕМА 6- 7 Стилистические фигуры речи (2 часа).

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Практика Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.

ТЕМА 8. Композиция журналистского материала (1 час).

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Практика. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.

 

ТЕМА 9. Публицистический стиль (1 час).

Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.

Практика. Рассмотреть заголовки районной газеты «Маяк », попробуйте заменить их, что из этого получится? Фразеологизмы и крылатые слова как основа заголовков

 

ТЕМА 10. Информационные жанры (1час).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Практика Создание текста определенного жанра.

 

ТЕМА 11. Аналитические жанры (1 час).

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Практика Написать отзыв о школьном празднике

 

ТЕМА 12. Художественные жанры (1 час).

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.

Практика. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.

Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона. Подборка фельетонов журнала " Крокодил«

ТЕМА 13. Практическая работа «Написание статьи» (1 час).

Написание статьи для школьного сайта. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

ТЕМА 14. Знакомство с оформительским делом (1 час).

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С

Практика. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER, MS POWER POINT.).

Практическая работа "Фоторепортаж"

ТЕМА 15. Особенности газетного языка (1 час).

Особенности газетного языка.

Практика. Анализ подборок

ТЕМА 16. Речевая культура (1 час).

Культура устной и письменной речи.

Практика. Учебный спор. Дискуссия

ТЕМА 17. Эстетика и дизайн. (1 час).

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Практика. Подготовка дизайна школьной газеты.

ТЕМА 18. Школьная газета (1час).

Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.

Практика. Макет школьной газеты

ТЕМА 19. Роль школьной газеты (1 час).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.

Практика. Работа в классных коллективах

ТЕМА 20. Читатель и его интересы (1 час).

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Практика Анкетирование.

ТЕМА 21. Как написать статью в школьную газету? (1час).

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. "Новость одной строкой".

Практика.Статья в школьную газету "Помни о прошлом".

ТЕМА 22. Темы газетных публикаций (1 час).

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Практика. Составить эскиз газеты.

ТЕМА 23. Заметка-благодарность к праздничной дате (1 час).

Правила:

- честность и достоверность;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактических ошибок:

проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;
Практика Анализ заметок, работа над текстом

ТЕМА 24. Требования к информации (1 час).

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практика Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

ТЕМА 25. Источники информации (1 час).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

Практика Работа в сети Интернет с источниками информации

ТЕМА 26. Заголовки и иллюстрации (1 час).

Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

Практика Придумать 5 заголовков на тему "Школьная страна«.

ТЕМА 27. Интервью (1 час).

Основные правила ведения интервью.

Практика Взять интервью у учителей

ТЕМА 28. Выпуск газеты (1 час).

Этапы выпуска номера газеты:

планирование номера газеты;
сбор информации;
подготовка материалов, рубрик, полос;
подбор иллюстраций;
макетирование и верстка номера;
редактирование и вычитка, подписание номера;
обсуждение номера.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.

ТЕМА 29 Школьная редакция (1 час).

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

Практика Ролевая игра

ТЕМА 30. Практическая работа по выпуску школьной газеты (1 час).

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

ТЕМА 31. Путевые заметки (1 час)

Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.

Практика. Анализ путевых заметок

ТЕМА 32. Интернет-журналистика (1 час).

Школьный Интернет – сайт.

Практика. Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

ТЕМА 33. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» (1 час).

Цели программы

Главная цель программы «Юный журналист» знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело в процессе чего происходит

развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей.

Результат программы

В результате работы по программе «Юный журналист» обучающийся

Будет знать:

стиль и тип речи;
типы текста ;
приёмы составления разных типов плана;
разные языковые формы;
публицистические жанры.

Будет уметь:

давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;
умение структурировать знания;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализа­ции художественного замысла;

находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Владеть навыками:

отбора материала
составления плана и его использование в устных и письменных высказываниях;
сбора материала для интервью, навыками интервью;
разновидностей статей;

Особые условия проведения

В детское объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете Точка Роста. Для занятий имеется:

1. Фотоаппарат, видеокамера

2. Компьютер с выходом в интернет

3. Музыкальный центр

4. Набор рабочих инструментов

5. Видео и фонотека

6. Справочники, словари, печатные издания