ИЗО-студия
В основу программы «ИЗО-студия» входит художественное восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Она формирует у детей морально-нравственные ценности, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления на ряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала ребенка.
преподаватели
Лихобабенко Татьяна Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
Содержание программы
1. Образ родной земли в изобразительном искусстве.
Тема 1 Теоретическая часть: Техника безопасности. План работы ТО. Диагностика.
Тема 2 Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.
2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.
Тема 3. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.
Тема 4. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.
Тема 5. Образ времени года в искусстве.
Тема 6. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.
3. Мудрость народной жизни в искусстве.
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.
4. Образ единения человека с природой в искусстве.
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры.
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве.
Цели программы
- способствовать развитию визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
-художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельной формы в процессе личностного художественного творчества.
Результат программы
В результате обучения изобразительному искусству ребенок должен знать/понимать:
- отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев);
- значение изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- различать символическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни);
– о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
– существовании изобразительного искусства во все времена;
- различать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм, композиция)
-ориентироваться в жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр)
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей среды, способность образного видения окружающей ежедневной жизни
- конструировать объёмно-пространственные композиции;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Уметь:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления; художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество, классические произведения отечественного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, понимание красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой)
- важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски, и пр.).;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам;
- произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
- определение понятия симметрия и использовать её в построении;
- знать тёплые и холодные цвета, основные.
– основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
– о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
- имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах натюрморт, пейзаж и анималистический жанр.
- основные виды дизайна;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зеленый и т.д.);
- изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положении, основной цвет простых предметов;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте.
Материально-техническая база
Учебно-методическое обеспечение
· Модели для рисования (гипсовые)
· Набор муляжей «Фрукты», "Овощи".
· Таблицы демонстрационные " Введение в цветоведение"
· Таблицы демонстрационные "Основы декоративно-прикладного искусства
· Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.