НОУ "Альфа"

Программа курса «НОУ «Альфа» является основой для работы по выяснению и раскрытию талантов в сфере науки и технологии и является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

Новизна программы курса «НОУ «Альфа» состоит в том, что в ее основе лежит последовательное приобщение школьников к практики создания исследовательских проектов.

Программа включает в себя знакомство с методами научного познания, основам психологии, формирование проектных умений, знакомство с ТРИЗ технологиями

преподаватели

Руководитель Болотина Елизавета Евгеньевна

Учителя-предметники

Расписание

1-й год

Вторник, четверг - 14.30-15.15

 

2-й год

Пятница - 14.30.-16.10

Содержание программы

Содержание учебного плана первого года обучения

Основы психологии самопознания

Практическая работа.Тренинги по развитию исследовательских способностейПсихологическая серия тренингов "Поверь в себя«.

Основы научного познания

Практическая работа.

Из истории научных открытий. Творческое задание «Если бы я был ученый», "Фантастический проект".

Понятия об исследовательской работе.

Основы работы с информацией.

Формирование проектных умений

Практическая работа.Практикум по определению вида проекта.

 

Содержание учебного плана второго года обучения

Основы ораторского искусства

Практическая работа.Практикум по формированию речевого аппарата.Пантомимика. Ораторские приемы: язык жестов. Практическое занятие по Д. Карнеги "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично«.

ТРИЗ – технология

Практическая работа. Практика мозгового штурма.Практика метода контрольных вопросов.Практика метода случайностей и ассоциации.Решение задач ТРИЗ.

Основы научного познания

Практическая работа.

Научное творчество.Создание мини-проекта «Мои творческие способности»

Жизненный цикл проекта

Практическая работа. Анализ готовых проектов. Практикум по определению вида проектов. Распределение ролей в команде. Практикум взаимодействия в команде. Учимся вовлекать помощников.

Защита исследовательской работы.  Как подготовится к защите проекта.Подведение итогов "Что я знаю о научном исследовании".

Практическая работа.Представление или защита проекта.Анализ и работа над ошибками защиты.

Цели программы

Создание условий для личностного роста обучающихся, формирование готовности к профессиональному самоопределению в естественнонаучных сферах деятельности.

Задачи

Обучающие:

· Создание условий для самореализации личности,вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов;

· Содействиераннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к естественнонаучнойдеятельности, через погружение в научно-исследовательскую работу;

· Формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

· Осуществление материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов научного общества на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы;

· Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности через реализацию проектов «Интеллектуальная игра «ЛОГОС», «Кто если не мы», «Путь к успеху», «Мы выбираем ЗОЖ», снижающих эмоциональное напряжение;

· Обучение технологии ТРИЗ, решение логические заданий на создание и доработку проектов;

· Изучение основ ораторского искусства;

· Обучение основам научной теории и оформлению научно-исследовательских проектов.

Воспитывающие:

· Организация пропагандынаучных достижений России, воспитание патриотизма и гордости за свою страну;

· Созданию единого школьного научного общества со своими традициями;

· Воспитание терпения и упорства, необходимое при работе с материалами;

· Предоставление возможности каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя;

· Приобщение детей к формированию навыка взаимодействия в команде и распределения обязанностей по организации работы;

Развивающие:

· Расширение и развитие кругозора школьников;

· Развитие навыков научно-исследовательской работы, умений самостоятельно и креативно мыслить, применять полученные знания на практике;

· Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки, содействие их профессиональному самоопределению;

· Разработка методических рекомендации по подготовке исследовательских проектов с учащимися для педагогов;

· Создание базы данныхразработанных и реализованных исследовательских проектов;

· Развитие ключевых компетентности учащихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных;

· Создание новых форм и методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

Результат программы

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

· самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи;

· оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

· выбирать оптимальный путь достижения цели.

Обучающий получит возможность научиться:

· самостоятельно планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты, самостоятельно определять проблему исследования и пути решения.

· использовать различные методы и приемы исследовательской деятельности, в том числе математические и естественно – научные;

· целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

· работать с различными источниками информации;

· защищать научные и исследовательские проекты;

· осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

· высказываться в устной и письменной формах;

· ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

· владеть основами смыслового чтения текста;

· анализировать объекты, выделять главное;

· осуществлять синтез (целое из частей);

· проводить сравнение, анализ, классификацию по разным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения об объекте;

· обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

· подводить под понятие;

· устанавливать аналогии;

· оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

· видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

· оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

· использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

нет