«Волонтёрская группа»

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «...развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.

Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтёрство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

преподаватели

Капечун Виктория Андреевна

Расписание

Занятия 1 раз в неделю по 2 часа по 45 минут с переменой 15 минут.

Содержание программы

Вводное занятие – 2 часов.

Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием программы.

Тема: Волонтерская деятельность – один из видов социального служения.

Теория: Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность.

Мотивы участия в волонтерской деятельности.

Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном обществе. Значение участия молодежи в волонтерском движении.

Основные принципы создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный – равному», законность). Их реализация на практике.

Личностные качества волонтёра.

Диагностика личностных качеств подростков.

I. Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства» – 6 часов.

 

1.1. Тема: «История возникновения волонтёрства в России» – 2 часа

Теория: Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России. Добровольное отправление на фронт первых «человеколюбивых обществ» для оказания помощи раненым бойцам. Негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста.

Принципы работы волонтеров (добровольность, безвозмездность, добросовестность, обучение «равный – равному», законность).

 

1.2. Тема: Направления волонтерской деятельности в России – 2 часа.

Теория: Направления деятельности волонтерских организаций, которые реализуются в нашей стране. Специфика каждого из направлений. Виды работ, которые выполняют волонтеры в рамках выбранного направления деятельности.

Социально незащищенные группы населения, профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, толерантность общества, сохранение природного и культурного богатства, экологические проекты, волонтеры в сфере искусства, краеведческая деятельность, интернет-добровольчество.

 

1.3. Тема: История возникновения волонтерства в странах мира – 2 часа.

Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.). Волонтерская молодежная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор.

Молодёжные волонтерские объединения мира.

Международные волонтерские объединения

 

II. Раздел Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности – 6 часов.

 

2.1.Тема: Основные виды и направления волонтерской деятельности – 2 часа.

Теория: Индивидуальная волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность в составе объединения и группы. Волонтерская деятельность, осуществляемая через волонтерские организации.

Направления волонтерской деятельности: социальная работа, экологическое, экономическое, спортивное, досуговое волонтёрство.

Волонтёрство в сфере культуры.

 

2.2.Тема: Организация деятельности добровольческого объединения – 2 часа.

Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.

 

2. 3.Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация

волонтерской деятельности – 2 часа

Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и распределение функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности. Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.

 

Раздел III «Психологическая подготовка волонтёра» – 28 часов

 

3.1. Тема: Тренинг личностного роста (занятия с психологом) – 16 час.

Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.

Практика: Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». "Проблемы можно решать«.

 

3. 2.Тема: Тренинг коммуникативных навыков (занятия с психологом) – 6 часов.

Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.

Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», "Необитаемый остров«.

Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», "Автобус«.

 

3. 3.Тема: Тренинг толерантности (занятия с психологом) – 6 часов.

Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения.

Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Ролевые игры.

 

3.4. Тема: Лидерство в волонтерском объединении (занятия с психологом) –6 часов.

Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социо-эмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.

Практика: Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Тренинг на командообразование.

Ролевые игры.

 

3.5. Тема: Рефлексия (занятия с психологом) – 4 часа.

Теория: Понятие «рефлексия». Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.

Практика: Тренинг. Тестирование.

 

IV Раздел «Технологические аспекты волонтёрской деятельности» −24 часа

 

4.1.Тема: Информационные технологии в работе волонтера – 12 часов.

 

4.1.1. Социальная реклама.- 6 часов.

Теория: понятие «реклама» и её разновидности.

Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы.

Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности.

 

4.1.2. Социальный плакат. – 6 часов.

Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката.

Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: анализ имеющихся тематических плакатов.

Работа над созданием тематических плакатов.

 

4.2. Тема: «Технологии организации волонтерской деятельности» 2 часа.

Практика: использование технологии агитации и привлечения волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками мероприятия.

Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций.

Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия.

 

4.3. Тема: «Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни» – 4 часа.

Теория: Виды профилактической деятельности. Первичная, вторичная и третичная профилактики. Различия. Учреждения, которые занимаются профилактической деятельностью. Статистика по проблемам асоциального поведения в молодежной среде в Пушкинском района. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе.

Практика: проводятся мероприятия для обучающихся разных возрастных категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные обучающимися объединения.

Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия.

Основы психологического и физического здоровья

Влияние курения и алкоголя на организм человека. Физиологическая и моральная зрелость.

Алкоголь и закон Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя (встреча с инспектором КДН).

Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом МБОУ "Майская СОШ«)

- Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей;

- Организация акций;

- Организация Интерактивной выставки;

- Организация выставки рисунка

 

4.4. Тема: «Современные формы проведения мероприятий профилактической направленности» – 6 часов.

Теория: новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые формы мероприятий, используемые во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамках волонтерской деятельности.

Проведение мониторинга и измерение эффективности проведенных профилактических мероприятий.

Практика: Подготовка и проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде с использованием новейших технологий.

Проведение мониторинга и измерения эффективности проведенных мероприятий.

 

5. Промежуточный контроль – 2 часа.

Теория: Собеседование по теоретическому материалу Практика: Отчёт и анализ о проведённом мероприятии.

Представление эскизов социального плаката

 

6. Итоговое занятие – Собеседование.Представление итоговых материалов по проведённым мероприятиям.

Подведение итогов учебного года.

Награждение обучающихся.- 2 часа.

Цели программы

Формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся будут знать:

- историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности в России;

- историю возникновения волонтёрства в странах мира; обязанности и права волонтёра;

- структуру волонтёрской организации;

- значение социальной рекламы в профилактической деятельности;

- технологию разработки социальной рекламы;

- виды профилактики асоциальных явлений и новые формы мероприятий, используемых во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;

- формы профилактической деятельности и пропаганды здорового образа жизни;

- владеть знаниями психологической подготовки.

Программные требования к умениям и навыкам

Обучающиеся будут уметь:

- вовлечь через агитацию в волонтерскую деятельность своих сверстников;

- принимать участие в планировании, организации и проведении профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

- использовать различные формы социальных мероприятий на

практике;

- проводить социальные мероприятия для различных возрастных групп;

- проводить анализ мероприятия, работу над ошибками;

- уметь использовать знания психологической подготовки для корректировки своего поведения, в работе с социально-незащищенными слоями населения;

- уметь вести себя в любой ситуации, умением находить правильный и адекватный выход из представленной ситуации.

Обучающиеся будут владеть:

- технологией агитации и привлечения волонтеров;

- технологией создания тематического плаката, рекламы;

- навыками общения со сверстниками;

- навыками оказания социально-бытовой помощи ветеранам, всем, кто в ней нуждается.

 

Результаты в воспитании:

У обучающихся будет:

• воспитаны такие личностные качества как толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, инициативность, дисциплинированность, ответственность;

• сформировано чувство безвозмездной помощи людям;

• сформирована потребность в здоровом образе жизни;

• сформирована собственная определенная позиция по отношению к употреблению ПАВ и готовность говорить на эту тему со сверстниками;

• сформированы навыки самоанализа и самооценки своей

деятельности

Метапредметные результаты

По окончании обучения у обучающихся будут сформированы:

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, людьми разного возраста и различных социальных категорий;

• сформированы компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• умение формулировать собственное мнение;

• умение дискутировать, и защищать свою точку зрения;

• умение договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

• умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на учащихся 15-16лет.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы требуется:

- аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.317314;

- актовый зал, для проведения обсуждений предстоящих мероприятий, для подготовки массовых мероприятий.

Технические средства:

• компьютеры с доступом в Интернет;

• мультимедиа;

• фотоаппарат;

• аудио- и видеоаппаратура;

• Интернет-ресурсы.