Мастерилка. Народные ремесла

Изучение многовекового культурного наследия важно в наше время не только само по себе, но и как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни общества. Изделия мастеров народных художественных промыслов и ремесел, устное народное творчество несут в себе свет добра, милосердия, народной мудрости. Сегодня, как никогда прежде, необходимо распространять в обществе и утверждать средствами традиционной народной художественной культуры значимость таких исконных добродетелей: как милосердие, доброту, честность, трудолюбие, дружелюбие и гостеприимство, уважение к народным традициям.

преподаватели

Гатауллина Альфира Алексеевна

Расписание

вторник,четверг.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения. Знакомство с кукольным искусством.

Теория: История российского кукольного искусства. История славянской куклы.

Практика: Заполнение диагностической карты "Что я знаю и умею«.

Тема 2. Куклы игровые, календарные, обереговые. Прошлое и настоящие.

Теория: Обереговые куклы на основе столбика Символы благополучая, достатка.

Практика: Изготовление обережной куклы. Подбор ткани, ветошь, тесьмы... Сборка.

Тема 3. Инструктаж по техники безопасности. Кукла холщевая. Виды, типы

Теория: Правила техники безопасности. Опрос. Кукла холщевая «Столбушка». Виды. Особенности игровой куклы.

Практика: Изготовление самой простой куклы «Столбушка». Игра с ней.

Тема 4. Плодородие в знаках. Куклы-столбики.

Теория: Изучения знаков плодородия. Куклы-столбики обладающими символами светлых и добрых сил. Изучение литературно- справочного материала.

Практика: Изготовление куклы «Столбушки курской». Подбор ткани, ниток, тесьмы... Сборка.

Тема 5. Кукла узелковая, тряпичная.

Теория: История узелковой куклы. Кукла для младенца. Простая удобная кукла для ладошки младенца.

Практика: Изготовление куклы с головой из завязанного узлом лоскута. Подбор лоскута, ветошь, ниток. Сборка.

Тема 6. Узелковая-ниточная кукла.

Теория: Сибирская обереговая кукла. Этнографическая находка. Орнамент и украшение Сибири.

Практика. Изготовление обереговой, узелково-ниточной куклы «Ловушка для снов». Подбор ниток, веточек. Сборка.

Тема 7. Изготовление куклы «Крестец». Национальные и местные особенности.

Теория: «Крестец» – редкая защитная кукла, мужского образа. Обряды связанные с этой куклой. Обряд «узла» известен всему миру. (Россия, Европа, Австралия...) Игра с «Кресцом» (Дочки матери).

Практика: Изготовление куклы «Крестец», обряд «узла». Подбор ниток, лент... Сборка.

Тема 8. Хранительница рукоделия. Кукла «Прасковея пятница».

Теория: История Параскевны – христианская покровительница женщин и женского труда. Изучение солярных символов в орнаменте женской рубахи.

Практика: Изготовление куклу многоручку «Прасковею пятницу». Подбор ткани, ниток, тесьмы, кружева... Сборка.

Тема 9. Изготовление куклы "Желаница«

Теория: Девичья сказка про Марию Маревну, ее подружку куклу «Желаница». История куклы-закрутки.

Практика: Изготовление куклы «Желаница». Украшаем куклу.

Тема 10. Изготовление куклы "Купавна«.

Теория: История Иоанна Предтечи. Рассказ о древнем славянском божестве «Купало» и цветка папоротника. Работа с литературно-справочным материалом.

Практика: Изготовление празднично-обереговой куклы «Купавна». Подбор ткани, ниток, тесьмы... Сборка.

Тема 11. Изготовление куклы "Колокольчик-Валдая«.

Теория: История Валдайского колокольчика. Сказочная история маленького солнышка.

Практика: Изготовления куклы «Колокольчик-Валдая». Подбор яркой ткани, ниток, тесьмы... Сборка.

Тема 12. Изготовление древней куклы "Роща«.

Теория: История о четырех сторон света. Символика цвета: белого, зеленого, желтого, синего... Работа с литературно- справочным материалом.

Практика: Изготовления куклы «Божье око» или «Роща». Подбор ниток, льна, палочек березы. Сборка.

Тема 13. Изготовление куклы "Прасковея берегиня"

Теория: История куклы закрутки. Русский женский костюм, сохранение традиций. Работа с выставочными каталогами.

Практика: Изготовление куклы закрутки. Подбор ткани: х/б, лен, бязь. Палочек. Сборка

Тема 14. Изготовление куклы "Хозяюшка-Благополучница«.

Теория: Рождественская-новогодняя кукла. Рассказ о рождестве. Традиции праздника. Работа с правочным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Хозяюшка-Благполучница». Подбор: ткани, ветошь, ленты, пятака. Сборка

Тема 15. Изготовление куклы-столбик "Плодородия".

Теория: Изучение символ плодородия. Изучение архетип матери на Руси. Работа с литературным материалом.

Практика: Подбор ткан, ниток, тесьмы, лент, деревянных веточек. Сборка.

Тема 16. Изготовление холщевой куклы "Закрутка«.

Теория: Масленица. История праздника. Работа с набором открыток.

Практика: Изготовление куклы «Закрутка» из холста «Масленица». Подбор: ткани, нитки, ветошь. Сборка.

Тема 17. Изготовление куклы "Рождественского ангела«.

Теория: История новогодних праздников. История елочных игрушек. Работа с каталогами.

Практика: Изготовление елочной игрушки «Рождественского ангела». Подбор: ткани, нитки, ветошь, люрекс. Сборка.

Тема 18. Итоги первого полугодия. Выставка лучших работ.

Теория: Отбор и обсуждение лучших работ.

Практика: Монтаж выставки. Награждение.

Тема 19. Изготовление куклы "Бессонница«.

Теория: Сны. История снов. Работа с справочным материалом.

Практика: Изготовление обрядовой куклы «Бессонница». Подбор: ткани, ветошь, нитки, ленты. Сборка.

Тема 20. Изготовление женской куклы "Крестец«.

Теория: История сарафанного комплекса. Головные уборы. Работа с литературно-сказочным материалом.

Практика: Изготовление куклы. Подбор: веточки осины, лоскут ткани, нитка, веревочки. Сборка.

Тема 21. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление куклы «День-Ночь» (первый вариант).

Теория: Правила технике безопасности. Опрос. Рассказ о выборе места для дома. Жилище наших предков. Рабата с литературно-справочным материалом.

Практика: Изготовление первого варианта куклы «День-Ночь». Подбор: ниток, изготовление веревочек, ветошь, лент. Сборка.

Тема 22. Изготовление куклы «День-Ночь» (второй вариант).

Практика: Изготовление куклы «День-Ночь». Подбор: ткань, нитки, шнуровки, ветошь, люрекс. Сборка.

Тема 23. Изготовление парочки "Коза и Козел«.

Теория: История колядования на Руси. Рассказ о древних апотропейных животных. Работа с литературно-справочным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Коза и Козел». Подбор: ткани, ветошь, нитки, жгут, ленты. Сборка.

Тема 24. Изготовление парочки "Коза и Козел«.

Практика: Изготовление куклы «Коза и Козел». Подбор: Ткани, нитки. жгуты, бусины. колокольчики, ленты. Сборка.

Тема 25. Изготовление куклы «Трясавица-Лихорадка». Обереги от бед и болезни.

Теория: Внутреннее убранство жилища. Место иконы в жилище. Работа с справочным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Трясавица-Лихорадка». Делаем кукол: Кумохи, Тресси (Трясавица), Огнеи (Огенная), Ледеи или Ознобы (Знобея, Знобуха). Подбор: лоскут ткани, нитки. Сборка.

Тема 26. Изготовление куклы "Трясовица-лихорадка«.

Теория: История праздника Пресвятой Богородицы. История царя Ирода и царицы Жупелы. Работа с литературным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Лихорадок». Делаем кукол: Гнетею, Грынушу (Грудицу), Ломею (Костоломку), Пухнею. Подбор: ткани, ниток. Сборка.

Тема 27. Изготовление кукол «Лихорадок». Обереги от бед и болезни.

Практика: Делаем кукол: Желтею, Корчею, Глядею, Невею. Плетем дерганцы. Подбор лоску ткани, нитки, колокольчики.

Тема 28. Свадебные куклы «Неразлучники». Изготовление.

Теория: Свадебные обряды древней Руси. Работа с справочным материалом.

Практика: Изготовление обрядово-обереговых кукол «Неразлучники с детками». Подбор: деревянные палочки, ткани, нитки. кружево, тесьма. Сборка.

Тема 29. Изготовление куклы "Неразлучники«.

Теория: Жили были... Сказки о долгой счастливой жизни...Работа с литературным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Неразлучники». Подбор: ткани, нитки мех, искусственная кожа, кружево. тесьма. Сборка.

Тема 30. Изготовление куклы "Веснянка«.

Теория: Празднования окончание зимы в древней Руси. Игрища. Работа с литературным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Веснянка» (первый вариант). Подбор ткани, ниток, тесьмы. Сборка.

Тема 31. Изготовление "Уральской Веснянки«.

Теория: Современная история Масленицы. Любимый праздник детворы. Работа с литературным материалом (стихи, потешки, пословицы, загадки...)

Практика: Изготовление «Уральской Веснянки» (второй вариант).

Подбор ткани, нитки, ленты, тесьма. Сборка.

Тема 32. Изготовление куклы "Утешница«.

Теория: Символы обережья в древней Руси в доме, одежде. Работа с литературно-справочным материалом.

Практика: Изготовление куклы «Утешницы». Подбор ткань, нитки, бусинки, тесьма, канва, жгут. Сборка.

Тема 33. Изготовление куклы "Закрутка Девица«.

Теория: История «балагана». Работа справочным материалом.

Практика: Изготовление куклы-перевертыш «Закрутка Девица». Подбор ткани, ветки, ветошь, тесьма, нитки, ленты. Сборка.

Тема 34. Изготовление куклы "Баба«.

Теория: История ярмарочных представлений. Балаганные куклы. Работа с литературным материалом. Показ балаганных кукол.

Практика: Изготовление куклы-перевертыш «Закрутка-Баба». Подбор ткань, нитки, ветошь, тесьма. Сборка. Соединение двух кукол.

Тема 35. Зачёт.

Сбор детских работ. Монтаж выставки.

Тема 36. Итоговое занятие.

Выставка-конкурс. Награждение.

Цели программы

Пробудить генетическую память детей и родителей. Изучить культуру предков как целостный мир, в котором есть место сказке и мифу, игре, игрушке, костюму.

Результат программы

Предметные результаты:

 

К концу освоения программы, обучающиеся:

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

обучатся различным приемам работы с тканями, правилам работы с швейными инструментами, ножницами;

научатся применять знания, полученные на уроках истории, окружающего мира, труда, рисования и других предметах;

ознакомятся и научатся соблюдать необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы;

будут уметь анализировать образец, анализировать свою работу.

 

Личностные результаты.

 

К концу освоения программы у обучающихся будут сформированы:

интерес к народному творчеству (кукольному искусству);

коммуникативные способности (потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других);

нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю, а также ответственно относящегося к организации процесса изготовления и оформления изделий);

толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе совместной творческой деятельности).

 

Мета предметные результаты

 

К концу освоения программы у обучающихся сформированы действия:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при оформлении изделия;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Занятия проводятся в хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Материалы, необходимые для занятий:

У обучающихся: х/б белая и цветная ткань, нитки, тесьма, кружево ножницы

У педагога: образцы изделий, схемы, литература по теме программы.