«Ментальная математика»

Ментальная математика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

преподаватели

Занятия ведет Леонтьева Нелли Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Расписание

Занятия по  программе  «Ментальная математика» на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 7-10 лет – 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю; в год – 72 часа.

Содержание программы

Содержание программы
Раздел 1
Тема : Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной математикой.
Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование
большого и указательного пальцев.
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной
математикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок,
использование большого и указательного пальцев. (1 час)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)
Раздел 2.
Тема: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и
вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на
абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.
Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и
вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на
абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. ( 2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)
Раздел 3.
Тема: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на
простое сложение и вычитание в пределах 10-99.
Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на
простое сложение и вычитание в пределах 10-99 (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)
Раздел 4.
Тема: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в
пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в
пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое
вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в
пределах 100-999.
Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в
пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в
пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое
вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в
пределах 100-999(4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)
Раздел 5.
Тема: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом "Помощь брата«.Вычитание с
5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5.
Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь
брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом "Помощь брата«.
Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом "Помощь брата«.
Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения
на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5
методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь
брата» (6 часов)
7
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часов)
Раздел 6
Тема: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые
упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом "Помощь
друга«.Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь
друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом
"Помощь друга". Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом "Помощь друга«.
Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые
упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом "Помощь друга«.
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом "Помощь друга«.
Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь
друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» (9 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (11 часов)
Раздел 7.
Тема: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения
комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые
упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание
комбинированным методом.
Теория: Сложение и вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения
комбинированным методом. (2 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)
Раздел 8.
Тема: Диагностика приобретённых знаний и умений
Практика: Диагностическое занятие, решение блока примеров на время. ( 1 час)

Цели программы

Цель программы -  развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных
навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету
на абакусе.

Результат программы

В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной математике, об Абакусе и его конструкции
(братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и
указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и
улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и
творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством
обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми,
уверенными в себе.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Материально-технические условия.
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.
Оборудование и технические средства обучения:
-Столы ученические.
-Стулья ученические.
-Компьютер с соответствующим программным обеспечением.
-Мультимедийный проектор.
-Экран.
-Акустическая система для использования аудиовидеоматериалов и демонстрации презентаций, с
выходом в интернет.
- Большой счет-абакус.
- Маленькие счеты.

Видео