В мире биологии

Программа модифицированная, стартового уровня, имеет естественнонаучную направленность, способствует развитию мотивации учащихся к изучению живой природы и окружающего мира. Значение растений в природе и жизни человека.

Содержание программы

- Тема № 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с планом занятий. Выборы старосты. Инструктаж по Т.Б. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека;

Практика: Работа со справочными материалами по определению растений.

- Тема № 2. Растения.

Теория: Анатомия растений – внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листа, семени, генеративного органа растения – цветка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Классификация цветковых растений (класс одно- и двудольных, семейства крестоцветных, розоцветных, мотыльковых, злаковых). Значение растений в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения. Вегетативное размножение растений, семенное размножение, деление корневищ, деление куста, размножение многолетников стеблевыми или зелеными черенками. Группы многолетников и способы заготовки черенков. Размножение листовыми черенками, корневыми черенками. Размножение луковицами. Размножение клубнями, клубнелуковицами, корнеплодами, отводками.

- Клеточное строение органов растений: корня, стебля, листа. Взаимосвязь строения клетки и ткани в связи с выполнением функции. Ткани. Рефлекторная регуляция. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Вода: водный режим, нижний и верхний режим, источники воды. Основные элементы минерального питания: азот, фосфор, калий, магний, кальций, сера, микроэлементы Органические удобрения: как выбрать нужное удобрение, как удобрять растения.

- Комнатные растения.

Уход за комнатными растениями. Свет: какое окно выбрать, дополнительное освещение, световой режим. Гидропоника: как приготовить питательный раствор, техника гидропонной культуры Свойства почвы: механический состав, влагоёмкость, микробный состав, кислотность, плодородные почвы.

Практика: Изучение тканей растений под микроскопом. Строение организма Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Выбор и обработка посадочного материала, посадка Стерилизация субстрата, покупка готовой смеси. Пересадка растений: перевалка, пересадка луковиц и клубней, пересадка черенков, обычная пересадка. Исследовательская работа «Уход за растениями». Работа на школьных клумбах, в зимнем саду.

- Тема № 3. Озеленение.

Теория: Уход за растениями: подготовка почвы, посадка, прополка и мульчирование, подкормка, типы удобрения, закаливание, подвязка, обрезка. Причины гибели растений. Болезни, развитие растений. Полив растений.

Практика: Учебно-практический проект по озеленению пришкольного участка. Защита проекта. Круглый стол.

- Тема № 4. Основы ихтиологии.

Теория: Основы ихтиологии. Нерест рыб. Корма и кормления. Как содержать аквариум в домашних условиях Декоративные растения и водоросли в аквариуме. Виды аквариумных рыб.

Практика: Оформление аквариума, разведение рыб. Уход за школьным аквариумом.

- Тема № 5. Грибы и бактерии под микроскопом.

Теория: Грибы и бактерии. Микроскопические грибы.

Практика: Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. "Посев«

-Тема № 6. Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.

Теория: Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Польза и вред микроорганизмов. Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

Практика: Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Исследовательская работа «Микромир»: Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.)

- Тема № 7.

Инструктаж по ТБ

Теория: правила поведения в учебном кабинете и лаборатории, средства защиты: халат, маска, перчатки.

Практика: Беседа.

ОБЖ

Теория: Правила поведения в экстремальной ситуации, Гололёд; Вред курения, Здоровое питание и др.

Практика: Подготовка докладов, беседа по темам.

Изучение ПДД.

Теория: Активизация знаний по ПДД, правилам поведения пешеходов на дороге и в общественном транспорте.

Практика: Тесты, викторины, кроссворды по правилам дорожного движения. Решение задач по дорожным ситуациям. Ролевые игры с использованием разных ситуаций на дорогах.

- Тема № 8. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы объединения, награждение. Итоговая аттестация.

 

– Организационно – массовые мероприятия.

Практика: Участие во Всероссийском конкурсе «Звездная эстафета». Утренники, создание плакатов, газет в экологические дни: Всемирный день водных ресурсов, Международный день птиц, Всемирный день здоровья, Всемирный день Земли, Всемирный день окружающей среды, экологические Дни Подмосковья, Выставка «Дары природы» на базе учреждения. Участие в олимпиаде

- Экскурсии.

Теория: Возможные экскурсии (на выбор): в НК «Семена» (пл. Гагаринская); Музей краеведения в г. Щелково; Музей Тимирязева в г. Москва, на ВДНХ в павильон «Цветы» и растениеводство

Цели программы

Развитие мотивации учащихся к изучению живой природы и окружающего мира.

Результат программы

В результате обучения обучающийся:

1) личностные:

- воспитание дисциплинированности, настойчивости в преодолении трудностей,

– воспитание чувства личной ответственности за действия, поступки, открытия;

- воспитание уважительного отношение друг к другу, чувства товарищества.

2) метапредметные:

познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал;

регулятивные: умение спланировать, проконтролировать выполнение, оценить работу, внести коррективы в работу;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3) предметные:

- знает технику безопасности;

- знает, как и умеет работать с различными биологическими объектами;

- владеет знаниями и умениями в практической деятельности человека;

- владеет методами проведение практических и лабораторных работ;

– выполняет практическую работу на занятиях.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Оборудованный кабинет 60 м кв. (по 3.6. м кв. на человека) с лаборантской комнатой, уровень освещенности люминесцентными лампами 300-500 лк.

Оснащение: модели, барельефные модели, муляжи, гербарии, препараты, динамические пособия, микропрепараты, коллекции, прозрачные плёнки, комплекты, видеофильмы, диапозитивы, приборы, лабораторное оборудование, оборудование для содержания и ухода за живыми объектами (аквариум, подставки, стеллажи).

Технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, принтер, видеомагнитофон.