Школа географа-исследователя

Данный курс направлен на расширение географического кругозора обучающихся, развитие познавательной активности, формирование основ финансовой грамотности, формирование положительной мотивации к изучению социально-экономической географии, геоэкологии.

преподаватели

Балахонова Дина Шамильевна

Расписание

Программа рассчитана на 144 часа и предполагает занятия 2 раза в неделю.
Первый год обучения – 72 часа
Второй год обучения – 72 часа
Продолжительность занятия – 45 минут

Содержание программы

1 год освоения программы (72 часа)

Тема 1. Методология научного творчества (4 ч.)

Теория: Виды исследовательских работ. Объекты исследования. Последовательность исследования. Основные понятия научно-исследовательской работы. Виды информации и их разновидность. Знакомство с основными представителями научного творчества.

Практика: Подготовка сообщений об известных ученых. Выполнение заданий по определению методов познания. Выполнение практического задания по определению видов информации.

Тема 2. Основы демографии и социологии (30 ч.)

Теория: Понятие динамики численности населения.

Практика: Исследование демографических особенностей семей сверстников.

Теория: Понятие возрастно-половой структуры населения. Средняя продолжительность жизни.

Практика: Определение особенностей населения г. Краснозаводск.

Теория: Понятие этнографии. Национальный состав населения.

Практика: Определение национальный и религиозный состав населения г. Краснозаводск.

Теория: Понятие особенностей урбанизации.

Практика: Сравнение городского и сельского образа жизни.

Теория: Понятие миграции населения.

Практика: Определение видов миграций в г.Краснозаводск.

Теория: Понятие размещения населения.

Практика: Определение особенностей расселения в г. Краснозаводск.

Теория: Понятие трудового потенциала территории. Занятость населения. Человеческий капитал. Социальные проблемы рынка труда.

Практика: Исследование проблем безработицы и поиск путей её решения в г. Краснозаводск.

Тема 3. Экономика и финансовые отношения (20 ч.)

Теория: Понятие потребностей и желаний с возможностями. Соотношение потребностей и желаний с возможностями. Домохозяйства. Источники семейных доходов.

Практика: Исследование доходов семьи.

Практика: составление личного финансового плана. Путь к достижению цели.

Теория: Понятие финансовых организаций. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. Человек и государство: как они взаимодействуют. Налоги и их роль в жизни семьи.

Практика: Исследование «Какие налоги мы платим». Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Тема 4. Экология Сергиево-Посадского района. Работа над проектом (18 ч.)

Теория: Структура устного доклада. Составление текста устного доклада.

Практика: Оформление проектной работы (компьютерный вариант). Оформление слайдовых презентаций. Защита исследовательских работ. Оценка результатов работы. Коллективное обсуждение: что получилось, что вызвало затруднения, анализ всей работы на протяжении проекта.

Участие в Чемпионате по финансовой грамотности.

2 год освоения программы (72 часа)

Тема 1. Основы территориальной организации общества (4 ч.)

Теория: Выявление закономерностей, принципов и факторов территориальной организации общества.

Практика: Исследование "Предприятия г. Краснозаводск".

Тема 2. Отраслевая структура хозяйства России. (26 ч.)

Теория: Понятие топливно-энергетического комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.

Практика: Использование электроприборов в быту. Потребление электроэнергии.

Теория: Понятие металлургического комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Теория: Понятие химико-лесного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Экскурсия на Краснозаводский химический завод.

Практика: Характеристика предприятия химической промышленности в г. Краснозаводск.

Теория: Понятие машиностроительного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Теория: Понятие агропромышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Практика: Исследование сельскохозяйственных угодий Сергиево-Посадского района.

Практика: Исследование предприятий пищевой и лёгкой промышленности Сергиево-Посадского района.

Теория: Понятие инфраструктурного комплекса. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Практика: Оценка уровня развития разных видов связи в г. Краснозаводск.

Практика: Определение уровня развития отраслей сферы обслуживания в г. Краснозаводск.

Тема 3. Финансово-экономические отношения (20 ч.)

Теория: Понятие эмиссии денег. Денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Практика: Исследование "Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи".

Теория: Понятие банка. Инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Практика: Освоение навыков в выборе банка.

Теория: Понятие налогов. Прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Практика: Освоение навыков оформления налоговых вычетов.

Теория: Понятие особых жизненные ситуации. Социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Участие в Чемпионате по финансовой грамотности.

Тема 4. Пространственные аспекты взаимодействия природы и общества (16 ч.)

Теория: Понятие экологического потенциала России. Влияние природы на развитие общества. Природные ресурсы. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.

Практика: Оценка экологической ситуации в г. Краснозаводск.

Тема 5. Работа над проектом (6 ч.)

Теория: Понятие структуры устного доклада. Составление текста устного доклада. Практика: Оформление проектной работы (компьютерный вариант). Оформление слайдовых презентаций. Защита исследовательских работ. Оценка результатов работы. Коллективное обсуждение: что получилось, что вызвало затруднения, анализ всей работы на протяжении проекта.

 

 

Цели программы

Формирование исследовательских компетенций, расширение мировоззрения подростков, развитие познавательной активности, формирование основ финансовой грамотности; воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Результат программы

В результате освоения программы кружка "Школа географа-исследователя" подросток должен:

знать/понимать:

основные понятия и термины: хозяйство (экономика) страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, экономическая интеграция, структура доходов населения страны и способы её определения; основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенные для физических лиц, способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;

виды страхования;

способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ;
важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли хозяйства страны, виды предприятий, особенности размещения, проблемы и перспективы развития;
причины природных и антропогенных загрязнений, пути сохранения качества окружающей среды;
причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем своего края.

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;для осуществления элементарного прогноза в сфере личных финансов, принятия финансовых решений и оценивания своих поступков;

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Технические средства обучения (ТСО); географические карты, атласы, калькуляторы.

Видео