«Шахматно-шашечный»

Шахматы и шашки положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

преподаватели

Арушанян Армен Рафаелович

Расписание

Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Содержание программы

Содержание программы кружка
1. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на
год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой
культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности
психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом
образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о
возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной доске.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат.
Различные системы проведения шахматных соревнований.
Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические
связки «и», «или», "не«.ударность и подвижность фигур в зависимости
от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе
пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном
материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов
отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на
маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур.
3. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронулходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной
шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход.
Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш,
ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и
пата в различное количество ходов.
4. Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил
шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур,
простейшие этюды.
5. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные
тактические приемы. Практические занятия: разбор специально
подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность
фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение
ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды
размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их
качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа
"Укого больше?") и логических задач ("типа "Какая фигура ценнее?«)
6. Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие
фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
7. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль
короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и
пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети.
Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на
пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция
Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного
и ладейного эндшпиля.
8. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его
разыгрывания. Практические занятия: разбор специально
подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто
повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация
фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за
центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2
(f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при
игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в
шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика;
анализ дебютной части партии.
9. Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила
проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и
определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая
связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные
слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация.
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и
запирание линии. Блокада.
10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка
сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с
кружковцами.
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с
выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и
тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование,
анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление
качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого
короля в разных зонах; участие в турнирах.
11. Соревнования Показательные выступления наиболее успешных
учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением
родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач;
шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные
темы).
12. Итоговое занятие. Подведение итогов года.

Цели программы

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через
обучение игре в шахматы.

Результат программы

Планируемые результаты освоения учащимися программы
внеурочной деятельности.
К концу обучения учащиеся должны
знать:
 Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная
позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
правила хода и взятия каждой фигуры.
 шахматные правила FIDE;
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур.
 принципы игры в дебюте;
 основные тактические приемы;
 термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
 некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый
гамбит и др.).
 правила игры в миттельшпиле;
 основные элементы позиции.
 правильно разыгрывать дебют;
 грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их
взаимодействие;
 проводить элементарно анализ позиции;
 составлять простейший план игры;
 находить несложные тактические приемы и проводить простейшие
комбинации;
 точно разыгрывать простейшие окончания;
 пользоваться шахматными часами.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
 магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
 шахматные часы – 4 штуки;
 словарь шахматных терминов;
 комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук