Театр моды и танца "Русский сувенир"

Специфика художественной деятельности в области дизайна предполагает приобщение обучающихся с особыми образовательными потребностями к активному творчеству, привитие любви к предметному труду, развитие способности понимать истинную ценность одежды и умения её демонстрировать.

преподаватели

Занятия проводит Суркова Ольга Владимировна, педагог имеющий специальное дополнительное образование (руководитель детского хореографического коллектива) в данном направлении.

Расписание

Занятия проводятся по средам и пятницам с 14-15 до 14-55

Содержание программы

Содержание программы

Введение (1 час)
Теория.Знакомство обучающихся с программой занятий Театра моды «Жемчужина» с целью формирования детского коллектива. Правила по технике безопасности. 

ТЕМА 1.Происхождение костюма. Методы его изучения. Эволюция костюма (1 час)
Теория.Костюм и аксессуары. Компоненты костюма. Различия в его восприятии женщинами и мужчинами. Костюм и идеальная фигура в различных культурах. Классификации одежды в научной литературе.

Схематичные и миниатюрные изображения. Идентификация одежды на слабо документированных памятниках. Летописи, хозяйственные документы, мемуары, записки иностранцев как источники по изучению костюма.

Механизмы эволюции костюма в доиндустриальных обществах. Различия в характере эволюции одежды и костюмных аксессуаров. Влияние костюма великих империй и «торговых» народов, дипломатических и праздничных даров, торговли партиями готовой одежды, межэтнических браков, миграций народов и др. Феномен моды и костюмная мода.

ТЕМА 2. Костюм как историко-культурный источник. Функции костюма (1 час)
Теория.Костюм как компонент материальной культуры и декоративноприкладного искусства, элитарной и народной культуры; важнейшее средство презентации личности. Костюм прошлого в «высокой» и массовой культуре. Функции костюма – социальные, биологические, сакральные, эстетические, ролевые. Костюм доиндустриальных обществ как модель мироздания, средство магической защиты и обеспечения плодородия. Его роль в различных религиозных ритуалах, обрядах жизненного цикла. Костюм как этнопоказатель, знак ранга и личных заслуг, половозрастных отличий. Отражение царского статуса в одежде. Развитие форменной одежды.

ТЕМА 3. Из истории костюма (5 часов)
Теория.Костюм восточных славян в VI-XIII вв. Костюм Московского царства XVXVII вв. Костюм Российской империи XVIII – нач. XX вв. Народный костюм восточных славян XVIII – нач. XX вв. Курский костюм. Письменные и изобразительные источники по костюму. Материал одежды. Общеславянские и древнерусские костюмные термины. Археологические материалы погребений и кладов. Височные кольца и головные уборы женщин. Амулеты. Смешанный состав элиты Руси (славяне, варяги и др.). Специфика костюма княжеской семьи и ее династические связи. Роль принятия христианства. Влияние финских и скандинавских соседей, тюркоязычных кочевников, романских стран и Византии. Костюм крестьянства. Специфика костюма восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов. Их важнейшие региональные особенности. Контактные зоны. Русский костюм Севера, Сибири, казачьих групп. Основные комплексы русского женского костюма. Сохранение ряда архаичных элементов и связанных с одеждой обычаев. Праздничный и покосный костюм. Постепенное угасание народного костюма и его региональной специфики, привнесение городских элементов. Особенности народного костюма.

ТЕМА 4. Творческие аспекты создания костюма (16 часов)
Теория. Виды художественной обработки ткани (роспись-батик, бисероплетение, кружевоплетение, аппликации, вышивка и другие украшения ткани).

Практика. Зарисовка русского народного орнамента.

ТЕМА 5. Психология одежды и стиль (2 часа)
Теория. Передача свойств характера персонажа – доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д. через одежду. Передача душевного состояния или настроения через аксессуары. Отражение психологических особенностей личности на стиле одежды. Познание личности через манеру одеваться.

ТЕМА 6. Сценический костюм (4 часа)
Теория. Костюм как выражение общей концепции спектакля. Костюм как произведение театрального искусства. Костюм как символ. Костюм и актер. Костюм как характеристика времени. Создание сценических этюдов.

ТЕМА 7. Актерское мастерство. Основы театрального искусства (6 часов)
Практика. Элементы актёрского мастерства: движение, пластика, речевой аппарат, эмоции, мимика, жесты, интонации. Распределение ролей, выбор музыкального сопровождения. Подбор декораций. Экскурсии в театр. Просмотр спектаклей. Актерский тренинг.

ТЕМА 8. Искусство грима, прически и макияжа (3 часа)
Теория. Основные принципы театрального грима. Виды театрального грима. Роль причёски в создании театрального образа. Понятие макияжа. Виды макияжа. Парик как необходимая часть театрального грима, дополнительные элементы – усы, бороды, бакенбарды, наклейки и вставки из различных материалов для утолщения шеи, расширения щёк и утяжеления подбородка. Практика. Создание макияжа и аксессуаров для одежды.

ТЕМА 9. Основы дизайна и композиции(4 часа)
Теория. Возникновение и развитие дизайна. Смысловые корни термина «дизайн». Специфика профессиональной деятельности дизайнера. Современный дизайн. Место дизайна в промышленной культуре.

Практика. Классификация искусств. Понятие композиции в искусстве. Значение и особенности композиции в дизайне костюма.

ТЕМА 10. Создание коллекции одежды «Вальс цветов»
Практика. Создание эскиза коллекции. Конструирование моделей. Моделирование выкроек одежды. Раскройка моделей на ткани.Пошив моделей одежды.Декорирование моделей одежды.

ТЕМА 11. Театрализованное представление коллекции одежды «Вальс цветов» (9 часов)
Практика. Развитие физических данных, пластики, укрепление здоровья. Грация и координация движений. Накопление определенного запаса технических навыков, танцевальной лексики, изящные жесты, эффектные позы. Дефилирование в красивых вечерних нарядах и в повседневной одежде.

 

Цели программы

Цель программы: приобщение обучающихся с интеллектуальными нарушениями к миру культуры через создание коллекций костюмов, постановку театрализованных представлений одежды, формирование художественного вкуса и социализация обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Задачи программы.

Обучающие:

• сформировать у обучающихся знания по истории развития костюма народов родного края, их особенностей; умения использовать свои знания при создании современных моделей одежды;

• научить применять разнообразные технические приемы в практической деятельности;

• раскрыть перед обучающимися социальную роль народного творчества и дизайна.

Воспитательные:

• стимулировать социальную активность обучающихся;

• формировать культуру общения и поведения в социуме;  привлекать обучающихся к здоровому образу жизни

• воспитывать духовно-нравственные качества личности.

Коррекционно – развивающие:

• сформировать умение самостоятельно изготавливать законченную и художественно оформленную вещь;

• развивать деловые качества, самостоятельность, активность, аккуратность, взаимовыручку;

• раскрывать художественные способности обучающихся через развитие трудовых, игровых и психологических форм внеурочной деятельности В отличие от существующих программ значительное количество часов уделено показательным выступлениям и тренировочной деятельности, практическим работам по овладению навыкам самоконтроля, что способствует формированию навыков жизнедеятельности и активизации социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа предусматривает занятия с обучающимися разного уровня подготовки.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

ü получение обучающимися представлений об истории развития русского костюма и костюмов народов России, их роли в создании современной одежды;

ü знакомство обучающихся с профессиями, востребованными в области дизайна одежды;

ü создание коллекции одежды "Рощица";

ü создание эскизов одежды, выкроек, готовых изделий;

ü умение создавать театральные образы;

ü умение демонстрировать одежду на подиуме

ü оформление театральной сцены; театрализованное представление одежды.

Особые условия проведения

Программа объединяет в одно целое такие понятия как образование, мода, искусство, творчество. В данной программе обучающиеся с особыми образовательными потребностями учатся не только демонстрировать изготовленные костюмы, но и знакомятся с историей, созданием костюмов разных народов. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение народного костюма как части духовного и материального наследия страны способствует воспитанию уважения к ее истории и традициям, развитию у обучающихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется за счет выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы ребенка с умственной отсталостью в процессе обучения и воспитания.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Дидактические материалы:

раздаточный материал для создания эскизов, репродукции картин, разработки бесед, материалы конференций, презентации.

Оборудование и материалы для реализации программы:

• швейные машинки, различные виды тканей, тесьма, ленты, бумага, швейные принадлежности, фурнитура.

• музыкальный центр, аудиозаписи, сценическое пространство