Безопасное колесо

Программа составлена на основе Программ для системы дополнительного образования детей. «Безопасность дорожного движения» В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под редакцией П.В. Ижевского. – М.:Просвещение,2013. Положение об организации отряда юных инспекторов движения. Программа предназначена для занятий с детьми 10-18 лет. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребёнок, попавший в ДТП, не получил серьёзных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь. Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире.

преподаватели

Педагог дополнительного образования - Макарова Альфия Гайфулловна

Содержание программы

Содержание программы обучения

1. Вводное занятие – 6 ч.

1) Теория:
Цели, задачи кружка ЮИД.
Организационные вопросы.
Правила поведения на кружке.
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.

2) Практика:
Оформление уголка ЮИД, экскурсия на природе.

2. ПДД – 75ч.

1) Теория:
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне. Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога. История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора. Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика. Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств. Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. Правила движения велосипедистов. велосипеда. Автодорога. Дополнительные требования на железной дороге. ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.

2) Практика:
Составление индивидуального безопасного маршрута. Решение тестов и дорожных задач по темам. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Изготовление макетов дорожных знаков по группам. Моделирование опасных ситуаций на макете дороги, разбор дорожных ловушек и опасных участков дороги. Сюжетно-ролевые игры, игровые задания, кроссворды, ребусы, по темам. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Выполнение упражнений по отработке навыков вождения велосипеда. Просмотр видеофильмов.

3. Первая медицинская помощь – 9 ч.

1) Теория:
Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды кровотечений. Оказание первой помощи. Виды и техника наложения повязок.

2) Практика:
Оказание первой помощи при ранах, кровотечениях, наложение повязок – практические занятия.

4. Подготовка и проведение просветительских мероприятий – 9 ч.

1) Теория:
Подбор материалов и разработка буклетов, календарей для наглядной агитации, разработка сценарий к мероприятиям.

2) Практика:
Просмотр видеофильма по ПДД. Викторины, конкурсы по ПДД. Проведение игр по ПДД для учащихся нач.кл,встреча с сотрудниками ГИБДД. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.

5. Итоговое занятие – 9 ч.

1) Теория:
Подведение итогов работы за год,ознакомление с планом работы на следующий год.

2) Практика:
Решение тестов и дорожных задач по темам.

Ожидаемые результаты обучения – обучающиеся должны знать:

- основные понятия и термины, используемые в Правилах;

- обязанности пешеходов и пассажиров;

- значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;

- назначение дорожной разметки;

- подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;

- серии дорожных знаков;

- как распознать и предвидеть опасность;

- техническое устройство велосипеда;

- основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

Должны уметь:

- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

- соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

- правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

- работать по тестам, решать дорожные задачи;

- управлять велосипедом;

- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.

Иметь навыки:

- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

- участия в конкурсах, соревнованиях.

- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Цели программы

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, используя различные формы деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

· Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость;

- способность к самооценке;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.

· Метапредметные:

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей.

· Регулятивные:

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- использование речи для регуляции своего действия.

· Познавательные:

- умение ориентироваться в системе дорожных знаков, в литературе по правилам дорожного движения;

- находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- перерабатывать полученную информацию;

- делать выводы в результате совместной работы.

· Коммуникативные:

- умение работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

· Предметные:

· Учащиеся должны знать:

- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

- виды перекрёстков;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП.

· Учащиеся должны уметь:

- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части – дороги, железнодорожного переезда;

- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств;

- читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В основу изучения внеурочного курса «Юные инспектора движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются личностными результатами.

Результаты деятельности оцениваются по трём уровням:

- Первый уровень результатов – приобретение учащимися теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимость соблюдения правил дорожного движения;

- Текущий – прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- Пооперационный, то есть контроль правильности, полноты и последовательности выполнения операций, входящих в состав действия;

- Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в форме тестирования, практических работ, творческих работ учащихся, проектов. Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания/незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, соревнований, конкурсов. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Материально-техническое оснащение программы:

- ноутбук;

- DVD-проигрыватель;

- плакаты по ПДД;

- муляжи светофоров, автомобилей;

- настольные игры по ПДД;

- набор дорожных знаков;

- диски по ПДД;

- информационный стенд по ПДД;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах;

- переносной мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

Методическое:

1. «Правила дорожного движения для будущих водителей»-Усачев А.А.,2011г.

2. Разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений.

3. Правила дорожного движения в школе для 5-9 классов

4. Методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма".

5. Методические рекомендации по организации деятельности отряда "ЮИД".

6. Экзаменует дорога"-Ф.В.Илюхин.,В.А.Волчков.Москва.Транспорт.-1989г.

7. "Экзаменационные билеты с комментариями"(в новой редакции).

8. Тесты по ПДД для проверки знаний учащихся 5-9классов.

Санитарно-гигиенические требования:

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ПБ,ТБ, санитарным правилам. Необходимо наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Итоги обучения:

Обучающие:

- Обучить правилам дорожного движения транспортных средств, пешеходов, велосипедистов; основным элементам дороги; средствам регулирования дорожного движения, правилам управления велосипедом;

- Ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи: наложение повязок, при кровотечении.

Развивающие:

- Развивать коммуникативные, творческие, организаторские и ораторские способности.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру поведения на дорогах и в транспорте.

Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, решение дорожных задач, сравнительный анализ уровня воспитанности, проведение итоговых занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

 

Особые условия проведения

Формы и методы организации образовательного процесса:

- Сочетание различных форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной). Использование на занятиях заданий разного характера (проблемное задание, ролевая игра, подвижная игра, игры-соревнования, экскурсии и т.д.) Заинтересованность детей в результатах своего обучения.

- Взаимодействие с отделом ГИБДД ОМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу.

- Сотрудничество с образовательными и внешкольными учреждениями округа.

Материально-техническая база

- ноутбук;

- DVD-проигрыватель;

- плакаты по ПДД;

- муляжи светофоров, автомобилей;

- настольные игры по ПДД;

- набор дорожных знаков;

- диски по ПДД;

- информационный стенд по ПДД;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах;

- переносной мультимедийный проектор, экран, ноутбук;