За страницами учебника химии

Предпрофильное обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащих-ся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она расширяет и углубляет знания обучающихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем.

преподаватели

Кузьминых Людмила Борисовна, учитель химии высшей квалификационной категории

Расписание

проводятся в понедельник и четверг с 16.00

Содержание программы

Содержание курса.

Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строе­ние атома (6часов).

Строение атома. Ядро. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы (для элементов главных подгрупп). Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах периодической системы. Амфотерность. Характеристика химического элемента с точки зрения строения атома и нахождения в ПС. S-,p-,d-,f-элементы. Строение атомов элементов больших периодов. Лантаноиды. Актиноиды.

Л/Р "Получение гидроксида цинка и изучение его свойств".

Тема 2. ТЭД (6 часов).

Теория электролитической диссоциации веществ. Основные положения ТЭД. Уравнения электролитической диссоциации. Степень э.д. Сильные, слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на ионы.

Практическая ра­бота "Распознавание веществ"

Тема 3. Строение вещества (4 часа).

Химическая связь, ее виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, не­полярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особен­ности. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток. Различные формы существования веществ. Аллотропия.

Тема 4. Свойства неорганических веществ (10 часов).

Классификация неорганических соединений. Химические свойства простых веществ – металлов и неметал­лов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Амфотерность. Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения. Металлы побочных подгрупп: медь, железо, хром, марганец и их соединения. Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.

Л/р "Качественные реакции на ионы«

Тема 5. Химические реакции, закономерности их протекания (6 часов).

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Окисли­тельно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Метод «электронного баланса». Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Л/р "Окислительно-восстановительные реакции"

Тема 6. Представления об органических веществах (15 часов).

Состав, строение классов углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов. Их общие физические и химические свойства, применение углеводородов. Состав и строение спиртов (метанола, этанола, глице­рина), альдегидов, карбоновых кислот (уксусной и стеариновой), сложных эфиров. Их характерные химические свойства. Углеводы. Азотсодержащие ОВ. Генетическая связь между классами органических соединений.

Л/р "Получение этилена, изучение его свойств"

Л/р "Генетическая связь между классами ОВ"

Л/р "Качественные реакции на ОВ"

Тема 7. Правила работы в химической лаборатории (5 часов).

Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории. Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием. Химическое загрязнение окружающей среды. Промышленное получение веществ. Полимеры.

Тема 8. Решение расчетных задач (11 часов).

Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта. Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического урав­нения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравне­ний. Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятия массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач на избыток-недостаток. Решение комбинированных задач.

Практикум в решении задач.

Тема 9. Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования и работы с веществами и приборами (7 часов).

Решение заданий со свободным ответом (часть 2). Решение комбинированных тестов разных изданий и авторов, вариантов работ СтатГрада. Выполнение практических работ по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Цели программы

Повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла и дальнейшему успешному их изучению в 10-11 классах; систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы, развитие интеллектуальных способностей учащихся, общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении личности, познавательной активности, положительной мотивации к обучению, развитие интеллектуального и творческого потенциала, профориентирование учащихся, подготовка их к ГИА по химии.

Результат программы

Планируемые результаты освоения курса

Результаты воспитания личности обучающегося (личностные результаты):

Обучающийся сможет:

· самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Результаты развития воспитанника (метапредметные результаты):

Обучающийся сможет:

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

· развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Результаты обучения воспитанника (предметные результаты) в развитии умений и навыков, формируемых курсом:

· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

· различать химические и физические явления;

· определять валентность атома элемента в соединениях;

· определять тип химических реакций;

· называть признаки и условия протекания химических реакций;

· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

· составлять формулы бинарных соединений;

· составлять уравнения химических реакций;

· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ;

· раскрывать смысл закона Авогадро;

· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», "молярный объем«;

· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

· называть соединения изученных классов неорганических веществ;

· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

· распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

· определять вид химической связи в неорганических соединениях;

· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», "восстановление";

· определять степень окисления атома элемента в соединении;

· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;

· определять возможность протекания реакций ионного обмена;

· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

· определять окислитель и восстановитель;

· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

· классифицировать химические реакции по различным признакам;

· проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

· распознавать опытным путем газообразного вещества: углекислый газ и аммиак.

Обучающийся приобретет навыки:

· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

· решать комбинированные расчетные задачи;

· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 

Особые условия проведения

работа в школьной лаборатории с веществами и химическим оборудованием

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Средства обучения

1. Печатные пособия.

Таблицы:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

3. Портреты ученых.

4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

2.Информационно-коммуникационные средства.

1) Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение – Медиа, 2010.

2) Учебное электронное издание Химия. (8-11 классы). Виртуальная лаборатория, 2004 год, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ.

3) Образовательная коллекция. Самоучитель. Химия для всех- XXI. Решение задач; Калужский ГПУ им. Циолковского, 2004 год.

3.Технические средства обучения:

1. компьютер мультимедийный;

2. мультимедийный проектор;

3. ноутбуки.

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лабораторные штативы, лучины, воронки, индикаторы); прибор для работы с газами.

2. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ.

3. Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

4. Коллекции, натуральные объекты.

Стоимость

предполагаемая цена - 107,00 за чел/час

Видео