Экспериментариум

Дополнительная общеразвивающая программа «Экспериментариум» имеет естественнонаучную направленность, разработана для школьников 10-18 лет и носит научно-познавательный характер. Программа ориентирована на расширение представления учащихся о важнейших естественнонаучных открытиях с помощью экспериментов. Содержание поможет учащимся познакомиться с периодами развития научного эксперимента, развить любознательность и техническое творчество.

преподаватели

Абрамова Татьяна Владимировна

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по четвергам с 17.00 до 18.35

Содержание программы

1 год. 72 часа.

1. Введение. (4 часа)

Великие открытия, изменившие мир. Инструктаж по технике безопасности. Основы эксперимента. Измерительные приборы. Цена деления.

2. Механические явления (29 часов).

Галилео Галилей. Опыты Галилея. Инерция. Исаак Ньютон. Центробежная сила. Равновесие. Простые механизмы. Поверхностное натяжение. Реактивное движение. Как летают ракеты? Волны на поверхности жидкости.

3. Давление. (16 часов).

Давление твёрдых тел. Что такое «вездеход»? Блез Паскаль. Эванжелиста Торричелли. Давление в жидкости. Изучение морских глубин. Подводный мир. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Давление газа. Атмосферное давление. Барометр.

4. Выталкивающее действие жидкости и газа (16 часов).

Легенда и быль об Архимеде. Выталкивающее действие жидкости. Выталкивающее действие газа. Сюжетно-ролевая игра «Титаник». Первые покорители неба. Почему летает самолёт?

5. Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования (10 часов).

Физика и химия. Физика и биология. Физика на кухне. Шоу иллюзионистов.

2 год. 72 часа.

6. Введение (2 часа)

Хронология изобретений и открытий. Инструктаж по технике безопасности. Игра "Физики шутят«.

7. Тепловые явления (22 часа)

Кто открыл атомы? Виды теплопередачи. Растим кристаллы. Как измерить температуру? Шкалы температур. Источники энергии. Тепловые двигатели. «Вечные» двигатели. Игра "Путешествие в страну Калория«.

8. Электрические явления (20 часов)

Электризация. Электроскоп своими руками. Источники тока. Электроизмерительные приборы и их изобретатели. Электрические цепи. Турнир электротехников. Игра «Да будет свет!» Электродвигатели.

9. Электромагнетизм (12 часов)

Эрстед. Фарадей. Максвелл. Тесла. Постоянные магниты. Телеграф. Телефон. Реле. В мире кодов и шифров. Квест "Дети – шпионы".

10. Световые явления (16 часов)

Оптические иллюзии. Зеркала. Линзы. Телескоп. Микроскоп. Глаз. Очки. Скорость света. Теория относительности Эйншейна. Игра "Галактические приключения"

Цели программы

Удовлетворение любознательности, выявление и развитие способностей учащихся к техническому творчеству и изобретательству.

Результат программы

Ожидается, что к концу обучения члены кружка усвоят учебную программу в полном объёме

· Узнают: исторически сведения о развитии научной и технической мысли, биографическую информацию о выдающихся экспериментаторах и изобретателях.

· Овладеют:

- Навыками выполнения работ исследовательского характера;

- Навыками решения качественных задач;

- Навыками постановки эксперимента;

- Навыками работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;

· Приобретут

- Повышение уровня самооценки учащимися собственных знаний по предмету;

- Повышение теоретических знаний и познавательного уровня;

- Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения, уметь подготовиться к выступлению и правильно оформлять рефераты.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета физики. Оборудование кабинета физики: рабочие места по количеству обучающихся, оборудование для проведения демонстрационных и лабораторных экспериментов; рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с установленным программным обеспечением; магнитно-маркерная доска; комплект учебно-методической документации: рабочая программа кружка, цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации и видеофильмы). Технические средства обучения: демонстрационный комплекс, включающий в себя: интерактивную доску (или экран), мультимедиапроектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным программным обеспечением.

Видео