Театральный

Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать у учащихся зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

преподаватели

Федосова Анастасия Александровна

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам с 16.10 до 16.55

Содержание программы

1 раздел. Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия – игра «Театр – экспромт» -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. – Знакомство с театрами г. Сергиев Посад, с театральными площадками.

Теория: инструктаж по технике безопасности, знакомство с целями и задачами кружка, знакомство с коллективом кружка.

Форма занятия: беседа

Форма проведения: игра

Методическое обеспечение: вопросник к игре

2 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию, постановка этюдов; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Теория: краткие сведения об анатомии физиологии речевого аппарата

Практика: игры и упражнения на речевое дыхание (игра со свечой, мыльные пузыри) артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, для шеи и челюсти, для языка, упражнения на три вида выдыхания, мотоцикл, гласные и др.) игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой (больной зуб, колокольчик, капризуля и др.) игры и упражнения на опору дыхания (птичий двор, эхо и др.) игры на расширение диапазона голоса (самолет, чудо-лесенка и др.) игры на результат совместного творчества с детьми (летний день, в лесу, в зоопарке и др.), творческие игры со словом (волшебная корзинка, вкусные слова, придумай диалог и др.), скороговорки, чистоговорки.

Форма занятия: беседа, тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр, зеркало

Основы художественного чтения

Теория: вводная беседа. Живое слово и его значение Многообразие форм выступления. Логика речи.

Практика: Многообразие форм выступления, прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных актеров, упражнения «сочинить стих», «досочинить строки», «скажи по-другому», «сочини историю», "фраза по кругу«.

Форма занятия: беседа, тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр, свеча, зеркало

3 раздел. Этика и этикет. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, особенностями театрального искусства; видами театрального искусства, основами актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя: познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Теория: этика и этикет театра.

Практика: игры

Форма занятия: беседа, игра

Форма проведения: обмен мнениями

Методическое обеспечение: конспект, театральное лото.

Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.

4 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», "Пальма«.

Задачи учителя: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Упражнения на снятие телесных зажимов и умений владеть своим телом.

Практика: упражнения на снятия телесных зажимов и умение владеть своим телом ( движения с различными установками. «стул», «сидя», "стоя«)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

Упражнения и игры на освобождение мышечного напряжения.

Практика: упражнения и игры на освобождение мышечного напряжения («нос, пол, потолок», «змейка» и др.)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

Упражнения на мышечное освобождение.

Практика: Упражнения на мышечное освобождение («брито-стрижено», «опаздывающее зеркало» и др.)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

5 раздел. Театр и театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться.

Практика: Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться. («солдатики или эстафета», «воробьи-вороны» и др.)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

Упражнения на развитие совместной, коллективной работы

Практика: Упражнения на развитие совместной, коллективной работы («Запрет», «колокольчик», «кто сильнее» и др.)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

Упражнения перевоплощение, расслабление

Практика: Упражнения перевоплощение, расслабление("где мы были, мы не скажем, а что делали покажем«, «полет в страну фантазии», «зачем людям искусство» и др.)

Форма занятия: тренинг

Форма подведения итогов: показ упражнений

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр

6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Теория: основные принципы воспитания актера, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическая вера в предполагаемые обстоятельства, сценическое отношение и оценка фактов

Практика: сценическое действие работа над ролью

Форма занятия: беседа, упражнения

Форма подведения итогов: показ работ

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны

7 раздел. Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Теория основные принципы воспитания актера, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическая вера в предполагаемые обстоятельства, сценическое отношение и оценка фактов

Практика: сценическое действие работа над ролью

Форма занятия: беседа, упражнения

Форма подведения итогов: показ работ

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны

 

Цели программы

Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Результат программы

Обучающиеся должны знать

ü правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

ü виды и жанры театрального искусства;

ü чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

ü наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь

ü владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

ü действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

ü произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

ü произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

ü произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

ü читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

ü строить диалог с партнером на заданную тему;

ü подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями

Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны

Стоимость

Стоимость программы – 4608 рублей

Стоимость за час – 128 рублей

Видео