- Главная
- Направления
- Художественная
- Театр
- Театральный
Театральный
Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать у учащихся зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
преподаватели
Федосова Анастасия Александровна
Расписание
Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам с 16.10 до 16.55
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия – игра «Театр – экспромт» -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. – Знакомство с театрами г. Сергиев Посад, с театральными площадками.
Теория: инструктаж по технике безопасности, знакомство с целями и задачами кружка, знакомство с коллективом кружка.
Форма занятия: беседа
Форма проведения: игра
Методическое обеспечение: вопросник к игре
2 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию, постановка этюдов; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Теория: краткие сведения об анатомии физиологии речевого аппарата
Практика: игры и упражнения на речевое дыхание (игра со свечой, мыльные пузыри) артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, для шеи и челюсти, для языка, упражнения на три вида выдыхания, мотоцикл, гласные и др.) игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой (больной зуб, колокольчик, капризуля и др.) игры и упражнения на опору дыхания (птичий двор, эхо и др.) игры на расширение диапазона голоса (самолет, чудо-лесенка и др.) игры на результат совместного творчества с детьми (летний день, в лесу, в зоопарке и др.), творческие игры со словом (волшебная корзинка, вкусные слова, придумай диалог и др.), скороговорки, чистоговорки.
Форма занятия: беседа, тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, зеркало
Основы художественного чтения
Теория: вводная беседа. Живое слово и его значение Многообразие форм выступления. Логика речи.
Практика: Многообразие форм выступления, прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных актеров, упражнения «сочинить стих», «досочинить строки», «скажи по-другому», «сочини историю», "фраза по кругу«.
Форма занятия: беседа, тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, свеча, зеркало
3 раздел. Этика и этикет. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, особенностями театрального искусства; видами театрального искусства, основами актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя: познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Теория: этика и этикет театра.
Практика: игры
Форма занятия: беседа, игра
Форма проведения: обмен мнениями
Методическое обеспечение: конспект, театральное лото.
Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
4 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», "Пальма«.
Задачи учителя: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Упражнения на снятие телесных зажимов и умений владеть своим телом.
Практика: упражнения на снятия телесных зажимов и умение владеть своим телом ( движения с различными установками. «стул», «сидя», "стоя«)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Упражнения и игры на освобождение мышечного напряжения.
Практика: упражнения и игры на освобождение мышечного напряжения («нос, пол, потолок», «змейка» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Упражнения на мышечное освобождение.
Практика: Упражнения на мышечное освобождение («брито-стрижено», «опаздывающее зеркало» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
5 раздел. Театр и театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться.
Практика: Упражнения на умения фантазировать, перевоплощаться. («солдатики или эстафета», «воробьи-вороны» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Упражнения на развитие совместной, коллективной работы
Практика: Упражнения на развитие совместной, коллективной работы («Запрет», «колокольчик», «кто сильнее» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
Упражнения перевоплощение, расслабление
Практика: Упражнения перевоплощение, расслабление("где мы были, мы не скажем, а что делали покажем«, «полет в страну фантазии», «зачем людям искусство» и др.)
Форма занятия: тренинг
Форма подведения итогов: показ упражнений
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Теория: основные принципы воспитания актера, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическая вера в предполагаемые обстоятельства, сценическое отношение и оценка фактов
Практика: сценическое действие работа над ролью
Форма занятия: беседа, упражнения
Форма подведения итогов: показ работ
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны
7 раздел. Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Теория основные принципы воспитания актера, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическая вера в предполагаемые обстоятельства, сценическое отношение и оценка фактов
Практика: сценическое действие работа над ролью
Форма занятия: беседа, упражнения
Форма подведения итогов: показ работ
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны
Цели программы
Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Результат программы
Обучающиеся должны знать
ü правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
ü виды и жанры театрального искусства;
ü чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
ü наизусть стихотворения русских авторов.
Обучающиеся должны уметь
ü владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
ü действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
ü произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
ü произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
ü произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
ü читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
ü строить диалог с партнером на заданную тему;
ü подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
Методическое обеспечение: карточки с играми и упражнениями
Техническое оснащение: музыкальный центр, реквизит, костюмы, микрофоны
Стоимость
Стоимость программы – 4608 рублей
Стоимость за час – 128 рублей