Безопасность на дорогах

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому данная программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. В МАОУ школе №9 г.о. Долгопрудный вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется особое внимание. Специфика местонахождения образовательного учреждения вносит свои коррективы в организацию работы по предупреждению ДДТТ и определяет круг основных проблем. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Содержание программы

Раздел 1. ЮИД. Вводный курс.

Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Теория: Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях, во время практических занятий с использованием велосипеда, самоката. Правила использования аудио и видеотехники.

Тема 2 История появления автомобиля Правил дорожного движения.

Теория: Ознакомление с историей появления автомобиля.

Практика: Просмотр видеофильма.

Тема 3 История появления Правил дорожного движения.

Теория:Ознакомление с историей появления ПДД, историей дорожных знаков. Воспитание дисциплинированности и ответственного отношения к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров.

Тема 4 Проведение пятиминуток безопасности для уч-ся школы

Практика: Проведение бесед с учащимися школы, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Тема 5 Проведение пятиминуток безопасности для уч-ся школы

Практика: Проведение бесед с учащимися школы, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Тема 6 Проведение акции "Безопасный двор"

Практика: Цель данной акции – напомнить жителям микрорайона школы и родителям-водителям о соблюдении скоростного режима в районе детских учреждений.

Тема 7 Виды транспортных средств.

Теория: Ознакомление с различными транспортными средствами и их особенностями движения.

Тема 8 История возникновения ГИБДД. ЮИД.

Теория: История возникновения службы ГАИ-ГИБДД, основные даты и вехи. Просмотр видеофильма.

Тема 9 История создания ЮИДовского движения.

Теория: Создание отрядов юных инспекторов движения в России. Деятельность отрядов ЮИД в Подмосковье.

Тема 10 История ЮИДовского движения в г.Долгопрудном.

Теория: Создание и оснащение отрядов ЮИД в г.Долгопрудном, основные цели и формы работы, достижения отряда школы № 9.

Тема 11 Участие в городском конкурсе по пропаганде безопасного поведения на дороге.

Практика: Применение на практике полученных знаний по ПДД, развитие навыков публичных выступлений, умения решать поставленные задачи в условиях конкурентной борьбы и стресса. Развитие умения сопереживать и поддерживать товарищей.

Тема 12 Художественное оформление стенной печати для профилактики ДДТТ.

Теория: Понятие о стенной печати. Правила размещения информации. Привитие основных навыков оформления стенной печати.

Практика: Практическое применение навыков, умений. Изготовление плакатов.

Раздел 2. Изучение ПДД.

Тема 13 Дорожно-транспортный травматизм.

Теория: Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.

Тема 14 Способы профилактики ДДТТ.

Теория: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок пешеходов и водителей.

Практика: Просмотр видео с камер, установленных в местах ДТП с детьми.

Тема 15 Роль родителей в профилактике ДДТТ. Дорожные "ловушки"

Теория: Модель поведения родителей и ее влияние на поведение детей на проезжей части и в общественном транспорте.

Тема 16 Основные понятия и термины, используемые в Правилах.

Теория: Знакомство с понятиями: дорога, велосипед, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, механическое транспортное средство, обгон, остановка, пассажир, перекресток, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, регулировщик, транспортное средство, тротуар, участник дорожного движения.

Тема 17 Элементы улиц и дорог. Правила поведения на улицах и дорогах.

Теория: Знакомство с понятиями и правилами поведения.

Тема 18 Обязанности пешеходов

Теория: Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей.

Практика: Разыгрывание сценок, разбор конкретных случаев недопустимого поведения при переходе проезжей части.

Тема 19 Обязанности пассажиров.

Теория: Правила поведения в городском общественном транспорте и на пригородном железнодорожном транспорте.

Практика: Разыгрывание сценок, разбор конкретных случаев недопустимого поведения в транспорте.

Тема 20 Правила безопасности пешеходов и пассажиров.

Теория: Правила входа и выхода в транспорт, перехода железнодорожных путей, правила пользования турникетами и эскалаторами.

Тема 21 Дорожные знаки.

Теория: История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков.

Тема 22 Сигналы светофора и регулировщика.

Теория: История возникновения светофора, его назначение. Закрепление навыков перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика, их значение.

Тема 23 Виды перекрестков. Проезд перекрестков.

Теория: Регулируемые перекрестки. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемый перекресток.

Практика: Практическое занятие на перекрестке в районе школы.

Тема 24 Приоритет маршрутных транспортных средств.

Теория: Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении.

Тема 25 Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.

Теория: Взаимная ответственность пассажиров и водителей за безопасность на дорогах.

Тема 26 Движение по автомагистралям. Движение через железнодорожные пути.

Теория: Общие правила передвижения.

Практика: Практическое занятие на железнодорожном переезде.

Тема 27 Велосипед как транспортное средство.

Теория: Правила дорожного движения для велосипедиста. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части.

Тема 28 Обгон, встречный разъезд.

Теория: Скорость движения на велосипеде. Ограничение скорости.

Практика: Практическое занятие по применению жестов велосипедиста.

Тема 29 Расположение транспортных средств на проезжей части.

Теория: Полосы движения. Дороги с односторонним и двусторонним движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.

Виды дорожной разметки.

Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынуждения остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения постановленных на стоянку транспортных средств.

Практика: Отработка навыков чтения дорожной разметки.

Тема 30 Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.

Теория: Применяемые меры наказания за нарушение ПДД к водителям и пешеходам.

Тема 31 Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность.

Теория: Применяемые меры наказания за нарушение ПДД к водителям и пешеходам.

Тема 32 Чрезвычайные ситуации на дорогах.

Теория: Понятие – экстремальная ситуация. Принципы поведения в экстремальных ситуациях. Какие могут произойти чрезвычайные ситуации на дороге, их причины. Разбор конкретных случаев.

Раздел 3. Оказание первой медицинской помощи.

Тема 34 Основные правила оказания доврачебной помощи.

Теория: Формирование ценностного отношения к своему здоровью и безопасности в поведении на дороге.

Тема 35 Типичные ошибки при оказании первой доврачебной помощи.

Теория: Познакомить детей с основными правилами оказания доврачебной помощи. Показать ответственность за свои действия. Дать знания о том, что нельзя делать при различных травмах у человека (например: заливать рану йодом, вправлять вывих самостоятельно).

Тема 36 Оказание первой доврачебной помощи с использованием подручных средств.

Практика: Использование платка (косынки) как перевязочных средств. Использование различных пластин и палок как шин при переломах. Изготовление жгута для остановки кровотечения из подручных средств.

Тема 37 Правила транспортировки пострадавшего при отсутствии носилок. Практика: Правила переноса пострадавшего при отсутствии носилок.

Тема 38 Поведение в экстремальных ситуациях.

Теория: Закрепление навыков поведения в экстремальной ситуации.

Тема 39 Состояния, непосредственно угрожающие жизни.

Теория: Удушье. Утопление.

Тема 40 Состояния, непосредственно угрожающие жизни.

Теория: Отравления. Кома.

Тема 41 Первичные лекарственные средства.

Теория: Знакомство с действием и назначением лекарственных средств: йод, перекись водорода, раствор сульфацилла натрия (альбуцид), бриллиантовой зелени (зеленка), нашатырный спирт. Обезболивающие средства.

Тема 42 Назначение основных лекарственных средств, находящихся в автомобильной аптечке.

Теория: Познакомить с назначением основных лекарственных средств, находящихся в автомобильной аптечке.

Практика: оказание доврачебной помощи.

Тема 43 Использование лекарственных растений при оказании первой доврачебной помощи.

Теория: Лекарственные растения местности и их использование при оказании первой помощи пострадавшему.

Тема 44 Общие понятия о травмах.

Теория: Виды травм и их разновидности. Виды травм: ушибы, переломы, вывихи, ожоги, обморожение, электротравма.

Практика: Оказание первой помощи при разных видах травм.

Тема 45 Раны и их разновидности. Классификация ран и их осложнения.

Теория: Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Профилактика осложнения ран, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке.

Тема 46 Первая помощь при ранах.

Практика: Отработка навыков бинтования. Наложение основных повязок.

Тема 47 Первая помощь при ранах.

Практика: Отработка навыков бинтования. Наложение основных повязок.

Тема 48 Профилактика осложнения ран.

Теория: Понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке.

Тема 49 Кровотечения.

Теория: Виды кровотечений и их характеристика. Основные признаки ожогов. Основные признаки обморожения. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях.

Тема 50 Первая медицинская помощь при кровотечении.

Практика: Остановка артериального кровотечения. Наложение жгута.

Тема 51 Ожоги.

Теория: Основные признаки ожогов, степени, оказание первой помощи.

Тема 52 Обморожения.

Теория: Основные признаки обморожений, степени, оказание первой помощи.

Тема 53 Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях.

Практика: оказание помощи при обморожениях и ожогах.

Тема 54 Переломы.

Теория: Понятие о переломах. Основные признаки. Переломы конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа.

Тема 55 Основные правила оказания медицинской помощи при разных видах переломов

Практика: Принципы наложения шины и иммобилизации конечности.

Тема 56 Правила наложения повязок.

Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок.

Тема 57 Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.

Практика: наложение повязок на голову, грудь

Тема 58 Наложение повязок на палец, плечевой, голеностопный суставы, голень, стопу.

Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, голеностопный суставы, голень, стопу.

Тема 59 Наложение повязок разных типов.

Практика: Наложение повязок разных типов.

Тема 60 Итоговое занятие по теме "Раны«

Практика: Выполнение тестирования по всему теоретическому материалу по теме и проверка отработанности практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи при разных видах ран.

Раздел 4. Велотехника.

Тема 61 Велосипед как транспортное средство.

Теория: Понятие «велосипед» в формулировке Правил дорожного движения. Его назначение и правила использования. Разновидности велосипедов. Правила езды на велосипеде.

Тема 62 Требования к велосипеду. Устройство велосипеда.

Теория: Требования, предъявляемые к велосипеду как к транспортному средству. Основные узлы и детали велосипеда: рама, колеса, руль, педали, цепная передача, тормозная система.

Тема 63 Сборка и разборка велосипеда.

Теория: Инструменты, необходимые при сборке и разборке велосипеда.

Практика: Практические занятия по сборке и разборке велосипеда. Элементарный ремонт основных узлов.

Тема 64 Фигурное вождение велосипеда.

Теория: Обучение фигурному вождению велосипеда. Элементы: слалом, змейка, перенос предмета, ворота, прицельное торможение, восьмерка, сужение дороги.

Тема 65 Фигурное вождение велосипеда.

Практика: Практическое занятие в автогородке.

Тема 66 Фигурное вождение велосипеда.

Практика: Практическое занятие в автогородке.

Тема 67 Выступление в детском саду

Практика: Выступление с программой по пропаганде безопасного поведения на дороге в детском саду "Звездочка"

Тема 68 Выступление в детском саду

Практика: Выступление с программой по пропаганде безопасного поведения на дороге в детском саду "Березка"

Тема 69 Выступление в детском саду

Практика: Выступление с программой по пропаганде безопасного поведения на дороге в детском саду "Светлячок"

Тема 70 Выступление в детском саду

Практика: Выступление перед учащимися начальной школы в рамках Недели безопасности

Тема 71 Проведение акции "Безопасный двор"

Практика: Цель данной акции – напомнить жителям микрорайона школы и родителям-водителям о соблюдении скоростного режима в районе детских учреждений и в связи с наступлением летних каникул.

Тема 72 Операция "Летние каникулы"

Практика: Проведение рейда по 5-9 классам с целью напомнить учащимся о необходимости соблюдения правил дорожного движения во время летних каникул.

 

Цели программы

Цель программы:

Создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге, формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, воспитание убежденных, образцовых участников дорожного движения.

Основные задачи:

Образовательные

· Изучение правил дорожного движения;

· Изучение правил оказания первой доврачебной помощи;

· Приобретение и совершенствование навыков езды на велосипеде;

· Приобретение навыков пропагандистской работы.

Развивающие

· Развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

· Способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, самообладания, находчивости.

Воспитательные

· Повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;

· Воспитание дисциплинированности и ответственности за свои действия на улицах и дорогах;

· Формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

· Развитие творческих и мыслительных способностей детей.

 

Результат программы

Планируемые результаты

Программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в семье, дошкольных учреждениях и начальной школе.

· Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили полученную информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

· Содержание курса программы включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте, получение навыков оказания первой доврачебной помощи, фигурного вождения велосипеда и участия в информационно-просветительской и пропагандистской деятельности.

· Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

· Работа по программе дает возможность учащимся не заучивать механические ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.

· Большое внимание в программе уделено профилактике ДДТТ через реализацию творческих возможностей детей и подростков. С этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий как выступление агитбригады, театрализованное представление, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, соревнования, игры.

Данная программа способствует:

· Умственному развитию – воспитанники получают и закрепляют знания по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

· Нравственному воспитанию – на занятиях у детей формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения ПДД, желание оказывать помощь другим по мере необходимости. Дети учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям, ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

· Эстетическому воспитанию – дети участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах, выступают с агитбригадой перед малышами, сверстниками и родителями;

· Трудовому воспитанию – дети изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям, содержат в порядке транспортные средства: самокат, велосипед;

· Физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся различные двигательные игровые задания по темам, дети учатся хорошо владеть техникой вождения велосипеда.

 

К концу курса обучения дети должны:

Знать:

· Основные понятия и термины, используемые в Правилах.

· Элементы улиц и дорог. Правила поведения на улицах и дорогах.

· Обязанности и правила безопасности пешеходов и пассажиров.

· Группы дорожных знаков.

· Сигналы светофора и регулировщика.

· Правила дорожного движения для велосипедиста.

· Расположение транспортных средств на проезжей части.

· Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.

· Способы оказания первой доврачебной помощи с использованием подручных средств.

· Первичные лекарственные средства.

· Виды травм, ран и переломов и правила оказания первой помощи.

· Виды кровотечений.

· Правила наложения повязок.

Уметь:

· самостоятельно определять места для безопасного пере­хода улиц и дорог c регулируемым и нерегулируемым дви­жением транспортных средств;

· ориентироваться на дороге и определять опасные ситу­ации;

· определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

· соблюдать требования правил безопасности на останов­ках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

· оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях;

· ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опас­ности и принимать адекватные решения);

· управлять велосипедом, соблюдая Правила и требо­вания безопасности движения;

· решать ситуационные и другие задачи по Правилам до­рожного движения c применением макетов и без них;

· подбирать и оформлять материалы для Уголка безопасности.

 

В результате обучения по программе дети овладевают навыками безопасного поведения на дорогах, оказания первой доврачебной помощи, организации и проведения работы по пропаганде безопасности дорожного движения.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Раздел "ЮИД. Вводный курс"

· Канцелярские принадлежности для оформления газет;

· Плакаты по безопасности дорожного движения;

· Комплект демонстрационных дорожных знаков;

· Компьютер, принтер;

· Фотоаппарат;

· Фонотека.

Раздел "Правила дорожного движения"

· Правила дорожного движения для водителя категории АВ (с комментариями);

· Интерактивные материалы по изучению правил проезда перекрестков;

· Магнитная доска с набором дорожных знаков, автомобилей, пешеходов, велосипедистов и т.п.

· Плакаты по безопасности дорожного движения;

· Имитационная разметка перекрестка;

· Набор тестовых материалов для проверки знаний обучающихся.

Раздел "Оказание первой медицинской помощи"

· Автомобильная аптечка;

· Методическое пособие "Первая медицинская помощь";

· Набор шин;

· Набор подручных материалов (зонт, дощечки, косынка, платок, ремень и т.п.)

· Атлас лекарственных растений Московской области.

Раздел "Велотехника".

· Велосипед.

· Набор ключей.

· Насос для велосипеда.

· Набор кеглей для установки трассы.

· Спортивный зал или площадка для проведения велотренировок.

 

1.15 Информационное обеспечение

· Компьютерные тесты по ПДД;

· Видеофильмы и мультфильмы по безопасности дорожного движения