Олимпиадная математика

Знакомство с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы.

Решение нестандартных математических задач закрепляет интерес детей к познавательной деятельности и способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Наряду с решением собственно математических задач, дети развивают свои математические способности во время игры в различные развивающие игры и конструкторы.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию

 

преподаватели

Куликова Наталия Владимировна

Расписание

Срок реализации программы.

Программа кружка рассчитана на 2 года. 1-й год обучения- 72 часа, 2-й год обучения- 72 часа

Возраст обучающихся.

Программа предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста.

В кружок принимаются дети других возрастов, выразившие желание заниматься «нешкольной» математикой, увлекательными задачами, головоломками и пр.

 

Форма и режим занятий

Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю.

Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах (7-10 человек) с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Предусмотрены индивидуальные занятия для отстающих детей и детей, испытывающих затруднения при групповых занятиях.

Содержание программы

Содержание тем 1-го года обучения

 

  1. Математика в жизни человека.

Беседа о значении математики в жизни человека. Нахождение в окружающей действительности примеров того, насколько математика необходима людям. Вывод о том, что без математики прожить невозможно и её необходимо изучать.

2. История возникновения цифр

Виды записи чисел. Арабские цифры, где и когда они появились. Примеры других записей чисел. Знакомство с римскими цифрами.

3. Подсчет геометрических фигур.

Знакомство с основными геометрическими фигурами, умение увидеть их на рисунках. Решение задач на подсчёт фигур. Самостоятельное придумывание подобных задач.

4. Рисуем картинку, не отрывая карандаш от бумаги

Примеры картинок, которые можно нарисовать одной линией. Понятие четных и нечётных точек. Решение задач.

5. Задания с палочками, головоломки с палочками«.

Примеры картинок головоломок с палочками. Выкладывание геометрических фигур с помощью палочек. Решение головоломок с использованием спичек.

6. Логические и текстовые задачи.

Объяснение, что такое «логические и текстовые задачи». Решение логических задач требует от учащихся внимательной работы с текстом. Решение подобных задач с помощью таблиц.

7. Головоломка "ТАНГРАМ"

История возникновения ТАНГРАМА. Знакомство с простейшими задачами. Составление фигур по

чертежу-подсказке. Составление фигур без чертежа-подсказки. Самостоятельное придумывание фигур.

8. Лингвистические задачи«.

Объяснение, что такое «лингвистические задачи». Решение лингвистических задач.

9. Арифметические ребусы".

Объяснение, что такое арифметический ребус. Решение арифметических ребусов.

 

Содержание тем 2-го года обучения

 

    1. Арифметические ребусы«.

Решение ребусов, в которых требуется расставить знаки арифметических действий сложения или вычитания между цифрами так, чтобы получилось верное равенство.

    2. Занимательные задачи, головоломки».

Демонстрация головоломок. Занятия с головоломками ( Уникуб, «Сложи узор» Никитина, «Собери квадрат», «Чудо-крестики» Воскобовича, Ханойская башня, Пентамино и другие головоломки, различные развивающие пазлы). Соревнования, кто быстрее соберёт головоломку.

    3. Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части

Формирование геометрических представлений. Понятие о симметрии. Задачи на клетчатой бумаге. Разрезание фигур идёт по сторонам клеток.

    4. Логические раскраски

Объяснение что такое логические раскраски. Решение задач, в которых требуется раскрасить фигуру определённым образом, ответить на вопрос, сколько цветов понадобится для каждой раскраски (наименьшее и наибольшее количество).

    5. Чётность

Понятие чётного и нечётного числа. Чётность суммы двух чисел. Чётность произведения двух чисел. Инвариантность чётности числа при прибавлении чётного числа. Разбиение элементов задачи на пары. Использование свойств чётности при решении задач.

    6. Задачи на взвешивание и переливание

Объяснение, зачем нужны задачи на взвешивание и переливание. Знакомство с чашечными весами, с набором гирек. Опыты по взвешиваю различных предметов. Понятие равновесия. Решение задач.

    7. Сумма трёх чисел

Понятие о числовой последовательности. Нахождение следующего члена последовательности. Решение задач с последовательностями, где надо найти недостающие члены последовательности, если известны её определённые свойства.

    8. Комбинаторика

Понятие о сочетании. Подсчёт количества возможных сочетаний. Понятие о множестве. Понятие о вероятности. Решение задач.

    9. Оригами – многогранники

Практические занятия по сложению различных объёмных геометрических фигур из бумаги

 

Цели программы

Цель программы:

Научить школьников решать нестандартные задачи, развить логическое мышление.

Задачи программы:

1. Предметные

- обучить методике решения нестандартных задач

- создать прочную основу для дальнейшего обучения математике

2. Личностные

- научить общаться в процессе интеллектуальной деятельности, не мешать друг другу

- формировать усидчивость, терпение

- формировать умение преодолевать трудности

3. Метапредметные

- развивать воображение

- развивать речь, в т.ч. математическую

- развивать память, умение мыслить нестандартно

Результат программы

К концу 1-го года обучения ребёнок должен уметь решать задачи на смекалку, логические задачи, соответствующие уровню 1-2 класса средней школы.

К концу 2-го года обучения у ребёнка должен сформироваться навык внимательного чтения условия задачи, ребёнок должен научиться составлять план решения задачи, уметь решать логические задачи, соответствующие уровню 2-3 класса средней школы.

Система контроля полученных знаний включает входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль на каждом году обучения. Контрольные занятия проходят в виде тестирования.

Приветствуется участие детей в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах разного уровня.

Полученные грамоты также являются подтверждением достигнутых результатов

Материально-техническая база

Список литературы, используемой при составлении программы занятий

1. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина

Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа

2. А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи

Как решают нестандартные задачи Изд-во МЦНМО Москва 2008

3. А.В. Спивак

Тысяча и одна задача по математике

4. М.А. Екимова. Задачи на разрезание

5. Л.Э. Медников Чётность

Изд-во МЦНМО Москва 2009

6. М.А. Евдокимов От задачек к задачам

7. Е.Г. Козлова Сказки и подсказки

8. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. Школьные олимпиады/ начальная школа

9. Б.А. Вахновецкий. Логическая математика для младших школьников

10. Н.А. Виленкин. Рассказы о множествах./ Изд-во МЦНМО, Москва, 2007

11. Е.В. Смыкалова. Математика. Сборник задач для 5 класса. / Санкт-Петербург, СМИОпресс 2009

 

Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей

1. Н. Лэнгдон, Ч. Снейп. С математикой в путь. Изд-во «Педагогика», Москва, 1987

2. Теони Паппас. Ваш ребёнок полюбит математику, участвуя в сказочных приключениях математического кота. / Изд-во «Попурри», Минск, 2008

3. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.

4. Т.И.Ларина. 50 игр на сложение и вычитание. / Изд-во «Академия развития», ЯрославльЮ 1999.

5. Т.И.Тарабарина. 50 игр на логику. / Изд-во «Академия развития», ЯрославльЮ 1999.

6. Е. Смыкалова. Математические каникулы. Увлекательные математические игра и головоломки. /Санкт-Петербург, СМИОпресс 2009

Видео