Подвижник 1

Развитие волонтерского движения охватывает широкий спектр деятельности детей и подростков по оказанию социальной помощи. В следствии чего идет личностное развитие и ориентирование ребенка, направленную на благо общества, подразумевающей оказание этой помощи по своей воле и на безвозмездной основе.

преподаватели

Липницкая Татьяна Леонидовна

Содержание программы

  • 1-й год обучения

  • Раздел 1.Волонтерская деятельность как одна из форм социального служенияЗанятие 1-2. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Вид занятия – теоретическое.

    Занятие 3. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Вид занятия –1ч. теоретическое.

    Занятие 4. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. 1 ч.-Вид занятия – теоретическое.

    Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера

    Занятие 5- 8. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Вид занятия: 1ч.-теоретическое, 3 ч.-практическое

    Занятие 9-10. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Вид занятия: 1ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое. Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

    Занятие 11-14. Акция «Я выбираю спорт» Вид занятия – 4ч.-практическое.

    Занятие 15. Организация конкурса фотографий «Мой активный отдых – залог здоровья». Вид занятия – 1ч. практическое.

    Занятие 16. Организация конкурса плакатов «Мы за здоровый образ жизни» Вид занятия 1ч. – практическое.

    Занятие 17-18. Подготовка лекции для параллели- «Моя любовь-спорт». Вид занятия 1 ч.-теоретическое, 1ч.- практическое.

    Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров

    Занятие 19. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Вид занятия: 1 ч. – теоретическое.

    Занятие 20.Листовка. Вид занятия: 1 ч. – практическое.

    Раздел 5. Основы проведения социальных дел

    Занятие 21-26. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций: – День народного единства; – День матери; – Письмо солдату; – Акция «Ветеран живет рядом»; – Акции по пропаганде ЗОЖ; – благотворительные акции. Основной вид занятия 6ч.– практическое.

    Занятие 27-28. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Вид занятия 2ч. – практическое.

    Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

    Занятие 29-31. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Посещение реабилитационного центра «Оптимист» для детей. Вид занятия – 1ч.-теоретическое, 2ч.- практическое.

    Занятие 32-33. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». Посещение реабилитационного центра «Оптимист» для взрослых. Вид занятия 1ч.– теоретическое, 1 ч.- практическое.

    Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров

    Занятие 34. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов. Вид занятия – практическое.

    Занятие 35. Помощь детям с ОВЗ. Основные проблемы детей с ОВЗ. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в реабилитационный центр «Оптимист» для детей. Проведение игровых программ, мастер-классов. Вид занятия: 1 ч. -практическое.Занятие 36. Оказание первой помощи. Вид занятия: 1 ч. –теоретическое

  • 2-й год обучения

    Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения

    Занятие 1-2. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Вид занятия: 1ч. -теоретическое, 1 ч. – практическое.

    Занятие 3 −4.Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.

    Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

    Занятие 5-6. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Вид занятия: 1ч. теоретическое.1 ч. практическое

    Занятие 7. Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН.

    Вид занятия: 1 ч. теоретическое

    .Занятие 8-9. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

    Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

    Занятие 10. Новостная статья. Структура новостной статьи. Прессрелиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Вид занятия: 1ч. – практическое.

    Занятие 11-12. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

    Занятие 13. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Вид занятия: 1ч. – практическое.

    Занятие 14-15. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

    Раздел 4. Школа социальных технологий

    Занятие 16-17. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «равный обучает равного». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

    Занятие 18.Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова). Вид занятия: 1ч. – практическое.

    Занятие 19-20. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

    Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

    Занятие 21. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Вид занятия 1ч – практическое.

    Занятие 22. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Вид занятия 1 ч.– практическое.

    Занятие 23. Разработка и реализация социальных проектов. Вид занятия 1ч. – практическое.

    Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

    Занятие 24-29. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям, уборка, приготовление пищи, сервировка стола. Организация встреч и концертов с ветеранами. Вид занятия 6ч. – практическое.

    Занятие 30-33. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч. – практическое.

    Раздел 7.Лидерство в волонтерском объединении

    Занятие 34.Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Вид занятия: 1ч. теоретическое.

    Занятие 35.Подготовка к участию конкурсе «Лидер XXI века», «Доброволец года». Вид занятия 1ч. – практическое.

    Раздел 8. Организация детских праздниковЗанятие 36. Организация детских праздников. Проведение детской игровой программы в день защиты детей. Вид занятия 1 ч.– практическое.

Цели программы

Создание условий для формирования теории и практики волонтерского движения в образовательной организации как одной из форм занятости обучающихся, раскрывающей потенциал личности учащегося, формирование ранней профориентации.

Результат программы

  • К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

    1. историю развития волонтерского движения;

     2. основные добровольческие организации России;

     3. понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

     4. правила составления информационного буклета;

     5. методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

     6. возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

     7. правила выхода из конфликтной ситуации;

     8. Меры оказания первой доврачебной помощи;

                          Учащиеся должны к концу первого года обучения должны уметь:

    · владеть навыками планирования и самоанализа;

    · уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

    · организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

    · уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;

    · устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

    · владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

                           К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

     · требования к созданию социальной рекламы;

    · структуру и правила оформления делового письма;

    · технологию социального проектирования;

    · основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра;

    · возрастные психологические особенности подростков, пожилых людей и лиц с ОВЗ;

    · биологические и социальные последствия зависимостей.

                      К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

     · создавать социальный плакат в программе Paint;

    · разрабатывать социальные проекты;

    · составлять деловое письмо, писать новостную статью;

    · владеть навыками сопротивления групповому давлению;

    · эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, лицами с ОВЗ;

    · Приготовить обед, чай, накрыть на стол, убраться в доме;

    · выступать в роли организатора различных дел социальной направленности.

    · Уметь противостоять нездоровым предложениям.

    Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы:

    участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
    участие в районных, областных волонтерских конкурсах.

Особые условия проведения

Учебный кабинет

Компьютерный класс

Кабинет технологии

Актовый зал

Спортзал каб

Материально-техническая база

Компьютеры, соединённые в локальную сеть с выходом в Интернет
Компьютер преподавателя
Проектор
Школьная доска
Лазерный принтер МФУ
Электроплита с духовкой для приготовления пищи
Разделочные доски
Набор посуды для приготовления горячей пищи
Комплект посуды для сервировки стола на 6 персон
Скатерть
Звуковое оборудование -динамики
Звуковое оборудование- микрофоны