Юный натуралист

Программа «Юный натуралист» имеет естественнонаучную направленность. Она учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, приучает детей брать на себя ответственность за общее дело; рационально использовать свое время, силы, имущество; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

преподаватели

Садыкова Татьяна Вячеславовна педагог дополнительного образования

Расписание

Занятия учебных объединений проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1 академический час. Форма проведения занятий – групповая, работа в малых группах (командами). Также при запросе от родителей и обучающегося может быть применен индивидуальный подход.

Содержание программы

"ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА" – 36 часов

"ВВЕДЕНИЕ" (3 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг (2 часа)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), сравнение предметов природы и предметов, созданных человеком. Различия между растениями и животными.

Практика: квест-игра на улице

Раздел 1. " ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА" (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок» (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Посвящение в юные экологи (1 час) Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Викторина.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2. " НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ" (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа (2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок "Предметы и явления неживой природы вокруг меня«

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле.

Солнце и здоровье.

Тема 11. Вода, еѐ признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение рек и озѐр. Источники загрязнения. Работа над проектом " Сбережем капельку!"

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции "Виды почвы«.

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

Тема 14 – 15. Погода. Климат (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в "Календарях природы"

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция "Умоем растения«

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция "Мы против мусора!«

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаѐтся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы.

Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и еѐ очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия, практикум "Выявление повреждений деревьев«.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоѐма, леса (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы – накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (2 часа)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Практика: опыты с микроскопическими грибами

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Подготовка лунок для посадки деревьев

и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов. Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. "Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений«.

2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ" «ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле«. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час) Выявление признаков ранней осени. Построение предположений о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности

– численность травоядных – численность хищников)

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Различаем дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме.

Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (6 часов)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Учимся составлять отзыв.

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями

и животными и мерами их охраны. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга родного края.

Раздел 3. „РЕКИ И ОЗЕРА“ (8часов) Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки. Круговорот воды в природе. Проведение опытов, наблюдение.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек – рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров – через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Знакомство с обитателями пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

Тема 16. Экологический проект » Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов" (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод -причина загрязнения водоемов

Тема 17. Околоводные птицы (1час) Особое питание, перья и другие приспособления.

Составление цепи питания.

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям (составление и распространении листовок-призывов).

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (11 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Наш город. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах.

Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Работа с энциклопедией. Изучение, наблюдение за поведением, повадками собак. Игра – викторина "Породы собак«.

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час) Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счѐт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение "Защити себя«

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (4 часа)

Тема 28. Почва (1 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду.

Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 31. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарѐм. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

 

Результат программы

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11) интерес к познанию мира природы;

12) потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

13) осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

14) преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием.

10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

• наиболее типичных представителей животного мира России; Московской области;

• какую пользу приносят представители животного мира;

• некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

• планета Земля – наш большой дом;

• Солнце – источник жизни на Земле;

• неживое и живое в природе;

• основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

• самоценность любого организма;

• значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

• значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода

• многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

• основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

• организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

• человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

• условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

• различия съедобных и несъедобных грибов;

• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

• способы сохранения окружающей природы;

Обучающиеся должны уметь:

• знавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); -составлять экологические модели, трофические цепи;

• доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; -заботиться о здоровом образе жизни;

• заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

• улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

• наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов

• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Способы выявления результатов: педагогическое наблюдение; анализ приобретенных навыков (анализ проектных работ, участие в творческих конкурсах, викторины, творческие задания, чтение стихов, анкетирование) диагностика (заполнение диагностической карты)

Основным методом диагностики является метод педагогическое наблюдение.

Этапы контроля:

1. начальный (январь)

2. промежуточный (май)

3. итоговый (декабрь)

Особые условия проведения

Занятия могут проходить как учебные занятия, беседы, игры, заседание клуба, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, выставки, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины, презентации, защита проекта, поиск информации в читальном зале библиотеки, совместная деятельность обучающихся и родителей.

Материально-техническая база

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

-наличие учебного кабинета с учебной доской;

-наличие Уголка природы (с растениями и животными); -библиотечный фонд (энциклопедии и справочники), -возможность выезда (выхода) за пределы города; -наличие разнообразных средств обучения:

-компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;

-медиа-проектор;

-аудио- и видеоматериалы;

-аудиоаппаратура;

-микроскоп;

-лупы;

-глобус,

-компас,

-географические карты,

-географический атлас,

-термометр,

-химические реактивы (набор)

-лабораторная посуда.

Стоимость

на согласовании