«Мир биологии» (Биология 9-11 класс)

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление знаний по биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у обучающихся расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.

преподаватели

Занятия проводит педагог дополнительного образования Чигинева Елена Викторовна

Расписание

Общее количество часов в год −72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 академический час – 45 мин.

Содержание программы

Тема № 1. Вводное занятие. (Теория 1 ч., практика 1 ч.)

Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. Методы биологии и цитологии. Микроскоп.

Тема № 2. Почувствуй себя ученым. (Теория 23 ч., практика 23 ч.)

Почувствуй себя ученым – исследователем. Изучение разделов биологии по направлениям. Ботаника – наука о растениях. Зоология – наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.

Микробиология – наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия – наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология – раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы.

Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология – наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология – дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология–наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология – наука, изучающая человека, его происхождение, развитие. Бактериология – наука о бактериях. Биогеография – наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология – научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология – раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика – научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология – наука о грибах. Морфология – изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология – раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Практические работы:

"Моделирование макета этапов развития семени фасоли"

"Работа с микроскопом".

"Строение тканей животного организма"

"Химический состав растений"

"Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом"

Практические занятия: моделирование макетов биологических объектов, конструирование биологических объектов, проведение познавательных игр, работа с картой животного и растительного мира, работа с гербарием. Проведение очных и заочных экскурсий.

Тема № 3. Занимательные опыты и эксперименты. (Теория 8 ч., практика 12 ч.)

Исследование возникновения жизни на Земле. Первые живые организмы, эволюционирование планеты, развитие живых организмов.

Практические занятия по изучению развития растений. Химическое и биологическое взаимодействие веществ. Проведение занимательных опытов.

Заочные экскурсии в прошлое нашей планеты.

Тема № 4. Этот необычный мир. (Теория 2 ч., практика 2 ч.)

 

Индивидуальное исследование, коллективное исследование, подбор и выступление с подготовленным материалом по данному биологическому объекту.

Цели программы

Развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе изучения биологии, знакомствo с профессиями, связанными с биологическими науками, мотивации к учебному труду, развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же организация свободного времени детей, создание условий для творческой и проектно-исследовательской самореализации ребенка.

Результат программы

Личностные результаты прохождения программы «Мир биологии» являются следующие умения: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты прохождения программы «Мир биологии» являются следующие умения: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

определять роль различных организмов в природе и технике; объяснять роль организмов в их круговороте. Рассмотрение биологических процессов: приводить примеры биологических процессов в природе; находить черты, свидетельствующие об общих признаках биологических процессов и их различиях. Использование биологических знаний в быту: объяснять значение организмов в жизни и хозяйстве человека. Объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства различных организмов; различать основные биологические процессы;; понимать смысл биологических терминов. Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: использовать знания биологии при соблюдении правил использования бытовых препаратов;

Особые условия проведения

Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, постоянный. На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (опекунов).

Материально-техническая база

Материал тестирования, презентации, письменные работы, раздаточные дидактические материалы. Оборудованный учебный кабинет.

Видео