Декор

Программа «Декор» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, резчика. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Педагоги

Лукинов Герман Вениаминович,учитель технологии

Расписание

Занятие проходит 1 раз в неделю в течение 2-х часов.

Содержание программы

Вводное занятие.

Ознакомление с программой и режимом работы кружка. Правила техники безопасности труда. Организационные вопросы.

"Чтобы ожили стены" – 9 часов

Мозаика.

Теория: Мозаика из бумаги, полимеров, на цветной основе, из стекла.

Практика: мозаичное панно из бумаги "аквариум".

Витраж.

Теория: Экскурс в историю витража. Поиск композиционного рисунка и цветной гаммы витража на бумаге. Бумажный шаблон. Контур витража.

Практика: витраж из картона или фанеры с цветной пленкой "петушок«

Все для кухни.

Теория: Разговор о дереве. Инструменты. Правила безопасной работы. Выбор изделия. Подготовка фанеры. Перевод рисунка. Выпиливание. Раскрашивание. Склеивание. Лакировка.

Практика: разделочные доски, вешалки для полотенец, ящик для ложек, декоративное панно.

Макетирование – 11 часов

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с искусством макетирования. История развития макета и его современное состояние. Правила техники безопасности

Изображение и описание рубленных построек. Сказки, рассказы, былины, репродукции картин (изучение,сравнение, анализ).

Теория: Описание и упоминания в литературных произведениях рубленых построек: М.Раков «Зори над Русью», Д.Балашов «Господин Великий Новгород» и др.

Практика: создание творческой композиции (графически или в цвете) с изображением рубленых деревянных построек.

Знакомство с планом, чертежом. Чертежные инструменты. Приемы работы по образцу.

Теория: История плана, чертежа. Демонстрация старинных планов, чертежей, крепостей соборов. Чертежные инструменты: циркуль, линейка.

Практика: приемы работы чертежными инструментами. Выполнение по образцам простейших построений.

Рисование сказочного терема, былинной крепости, избушки «на курьих ножках», колодца журавля.

Теория: Просмотры слайдов, диафильмов, видеоматериалов, репродукций изображающих русские сказочные терема и крепости, иллюстрации к русским народным сказкам.

Практика: рисование по памяти и представлению сказочных деревянных сооружений.

Знакомство с основами деревянной архитектуры. Макет колодца.

Теория: Основы деревянной архитектуры. Бревно – брус. Способы вязки бревен в венец: «в обло с остатком», «в лапу». Способы украшения и защиты терема.

Практика: изготовление макета колодца, пробная вязка венцов, сборка на клею.

Выполнение плана-рисунка макета "Сказочный теремок".

Теория: Подбор иллюстративного материала. Творческие рисунки на заданную тему.

Практика: по выбранному наиболее удачному рисунку выполняется план будущего макета, наглядное изображение в разных ракурсах.

Теория: Изготовление макета в материале.

Древесина. Плотность. Влажность. Доступность. Инструменты. Способы изготовления макетов. Декорирование. Защита проекта(макета).

Практика: сборка проекта по плану и рисункам, монтаж частей проекта, декорирование, окончательная отделка макета.

Декор крестьянской утвари – 15 часов

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и ее современное состояние. Правила безопасной работы.

Особенности контурной резьбы.

Теория: Материалы, инструменты. Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной древесине. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства.

Практика: этапы выполнения контурной композиции растительного или геометрического характера. Подготовить рисунок. Перевод рисунка. Исполнение резной композиции.

Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону.

Теория: Цвет как активное средство создания художественного образа. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка

Практика: работа над эскизом, перевод рисунка на основы, исполнение резьбы.

Художественные и технологические особенности геометрической (трехгранновыемчатой) резьбы.

Теория: Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Приемы разных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок разметки и последовательность исполнения.

Практика: подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы, разметка поперек волокон, исполнение резьбы.

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.

Теория: Возможные композиционные сочетания разных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Ритм в работе над геометрической резьбой.

Практика: исполнение декоративной резной пластины на крышку шкатулки с композицией геометрического характера.

Сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне.

Теория: Образцы композиции анималистического характера и с растительными элементами из истории народного декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной композиции.

Практика: работа над эскизами композиции в заданном формате, декоративна переработка образцов под сочетание геометрической и контурной резьбы, исполнение в материале.

Декоративное панно.

Практика: творческие самостоятельные работы учащихся.

Цели программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к  техническому и художественному творчеству.

Результат программы

В результате прохождения данной программы обучающиеся

должны знать:

· принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

· основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

· физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

· способы разметки по шаблону и чертежу;

· принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

· назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

· иметь понятие о конструировании и моделировании;

· способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

· основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

· историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

· основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

· основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

· технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

 

Должны уметь:

· рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

· уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

· определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

· производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

· применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

· использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

· выполнять простейшие столярные операции;

· производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

· самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

· экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Для реализации данной программы необходима специально оборудованная мастерская, оборудованная станками в соответствии и СанПиН к мастерским по деревообработке (кабинет № 15)

Основное оборудование:

· верстаки для работы обучающихся.

· стулья.

· ручной столярный инструмент;

· выжигательные аппараты,

· проектор

· ноутбук

Дополнительное оборудование:

· шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов

· требования к специальной одежде обучающихся (одежда для работы в мастерской)

Методическое обеспечение

· дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;

Видео