Наше Наследие

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Реализация данной программы является - целенаправленная систематическая подготовка одаренных детей к ОВИО «Наше наследие». В настоящее время существует много различных олимпиад. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» не похожа не на одну предметную олимпиаду и интересна для ребят сильных как в точных науках, так и гуманитариев. Лучше всего об этом говорят профессии победителей прошедших олимпиад: математик, священник, инженер, физик, лингвист, философ, историк. Эта олимпиада создавалась как межпредметная олимпиада, ориентированная на выявление одаренных детей независимо от сферы их особых предметных талантов. Различные типы заданий позволяют детям продемонстрировать свои способности в скорости и качестве запоминания, в эрудиции, в скорости мышления при решении логических задач и анализе текстов. Важно отметить что для заданий блока эрудиции и сопутствующих олимпиаде проектных заданий подбирается важная историческая тема. Тема олимпиады объявляется заранее, поэтому все участники имеют равные возможности для подготовки и получения новых знаний.

преподаватели

Кулаковская Г.О.

Содержание программы

Содержание учебного плана.

 

1.Рассказы о войне. Общие знания.

1.1. Как готовилась война против СССР. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Барбаросс – немецкий император Фридрих 1, совершил несколько воинственных походов на восток ( в сторону России), жил почти 1 000 лет назад.

План Барбаросса – план нападения на СССР – удастся Гитлеру. План держался в большом секрете, публично заверяли, что не собирались нападать на нашу страну.

*Август 1939 году он подписал договор о ненападении на СССР.

*Декабрь 1940 года Гитлер подписал документ – в нем о целях и задачах войны против СССР.

*Январь 1941 Германия перебрасывает тайно часть войск к границам нашей страны.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

1.2.Планы Гитлера и удалось ли им осуществиться. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Все войска разделены на 3 группы под названиям «Север», «Центр», «Юг». Группа «Север» – захват Ленинграда ( Санкт – Петербург), «Центр» – Москва, «Юг» – Киев, (Украина, Крым).

По прогнозам фашистов в первые дни войны в нашей стране начнётся паника. Она усилится когда в дело вступит авиация. По плану эта война должна закончится за 5 – 6 недель. Никто не ожидал, что наша страна окажет такое мощное сопротивление. В ночь на 22 июня 1941 года война началась...

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

2.Города – герои. Классификация городов по странам. Знаки отличия.

2.1 Знаки отличия. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Знаки отличия ГГ. Похвальная грамота. Орден В.И.Ленина. Медаль «Золотая звезда». Похвальная грамота. Обелиск на центральной площади города.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

2.2 Классификация городов героев по странам. (2 часа)

ТЕОРИЯ: 13 городов героев. Города России – Сталинград, Ленинград, Москва (столица), Тула, Смоленск, Новороссийск (город – порт), Мурманск (город – порт); города Крымского полуострова – Севастополь (город – порт), Керчь (город – порт). Города Украины – Киев (столица), Одесса (город – порт). Города Белоруссии – Минск (столица), Брест (пограничный город, БК).

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

3.Города – герои: Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса. (1 мая 1945 год)

 

3.1 Ленинград – Санкт – Петербург на реке Неве, Балтийское море. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Основал – Петр 1 в 1703 году на болотах. Переходящая столица. Планы Гитлера – полное уничтожение и истребление населения. Город готовился к обороне. Строили заградительные сооружения. Маскировочной краской закрасили купол Исакиевского собора. Маскировочным презентом укрыли шпили Адмиралтейства и Инженерного замка, а стены зданий покрасили, Над Смольным и соседними зданиями натянули сети. Одновременно началась и эвакуация. Полностью осуществить не удалось. После кровопролитных боёв гитлеровцы вышли к ближайшим пригородам Ленинграда, вскоре захватив станцию Мга, окружили город. Все линии железных дорог были перерезаны.

7 сентября 1941 года враг начал генеральное наступление на город. Были уверены в победе, разослали приглашения на банкет. Понесся большие потери на подступах к городу. 8 сентября были отрезаны все сухопутные пути. 25 сентября остановили наступление. В бессильной ярости начали бомбить город. Заводы были переоборудованы на выпуск снарядов. Вместо мужчин работали женщины и дети. С каждым днем приходилось все труднее ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. Была установлена нормированная выдача продуктов, хлеба. С середины сентября продовольствие в городе кончилось. Хлеб стал выпекаться с примесью отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы...Хлебные нормы урезались до минимума. Люди варили кожу, ловили в городе галок, готовили из столярного клея холодец.. Не было топлива, стёкла все выбиты, не было света, замерз водопровод. За водой люди шли в реку. Люди стали массово умирать, но даже полуголодные продолжали работать у станков.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

3.2. Ладожское озеро «Дорога жизни» (2 часа)

ТЕОРИЯ: Единственным «окном» соединяющим с «большой землёй» было Ладожское озеро. Решение – помощь людям через Ладожское озеро.23 ноября 1941 года первая колонна с продуктами прибыла в город. С этого дня непрерывными потоками по «дороге жизни» шли в город эшелоны с помощью. Город жил. Работало 100 школ. Наступила весна, люди вышли на субботник по уборке города. В апреле сошёл лёд, но дорога жизни продолжала существовать, пошли баржи. Гитлеровцы думали, что Ленинград второй зимы не выдержит. Но до зимы продолжилась эвакуация, заготовили дрова, отремонтировали здания, готовились к решительной битве.

К прорыву блокады бойцы ленинградского фронта начали готовится еще осенью 1942 года. 12 января 1943 года – забила по врагу наша артиллерия. Затем вступила в бой пехота. 7 дней шли кровопролитные бои. На подмогу шёл Волховский полк. 18 января 1943 года два полка соединились, блокада была прорвана. Только через год блокада полностью была снята в январе 1944 года. Блокада длилась 30 месяцев – 900 дней и ночей. На Пискаревском кладбище похоронено тысячи ленинградцев. Все туристы знают здание с надписью «Во время артобстрела эта сторона здания наименее опасна». Город герой – 1 мая 1945 года.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

3.3 Царицын – Сталинград – Волгоград на Волге. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Гитлер ставит новые задачи генералу Паулюсу – летом 1942 – выйти к Волге и захватить Сталинград. В штурме Сталинграда 500 танков, на город сброшено около миллиона бомб. К началу боёв всё мирное население вывезено за город. Единственная «дорога» из Сталинграда была через Волгу. 17 июля 1942 года – решающее сражение Сталинградская битва. Первое нападение на город 23 августа 1942 год. 12 сентября враг вплотную подошел к городу.2 месяца ожесточенных оборонительных боёв. Бои за каждую улицу, дом, этаж, квартиру. Воевали всю осень, озверевшие фашисты надеялись к зиме взять Сталинград. Битва продолжалась 200 дней и ночей. Дом Павлова – обороной руководил сержант Павлов. Из 31 защитника дома, погибло лишь трое.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

3.4.Контрнаступление. (2 часа)

В это время советское командование разработало план разгрома гитлеровских войск под Сталинградом. Этот разгром должен был стать решающим, переломным в войне.19 ноября – начало контрнаступления, мощный артобстрел, 20 ноября наши войска пошли в наступление. Две советские группировки шли навстречу друг друга, через 100 часов после наступления армия Сталинградского фронта и Юго – Западного фронта соединились. Группировка фашистов под Сталинградом была окружена. Фашисты бросили на выручку группировку «Дон». Они были разгромлены. 75 дней длилось контрнаступление.

8 января 1943 года – ультиматум о сдаче, фашисты отказались, но 2 февраля полностью капитулировали. Эта наша победа подорвала веру фашистов в победу, напугала союзников гитлеровцев – Италию, Венгрию, Румынию. Сорвало планы наступления на СССР – Турции и Японии. Активизировало борьбу антифашистов во всей Европе. Поражение гитлеровцев под Сталинградом – начало их поражения по всей Европе. 17 лучших кузнецов Англии подарили меч с надписью «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь» Город герой – 1 мая 1945 года.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо по памяти.

 

3.5 Севастополь – Крымский полуостров ( Черное море) (2 часа)

ТЕОРИЯ: Греческое имя «Знаменитый город» в память о великих переселенцах.

 

В ночь на 22 июня 1941 первый бомбовый удар по Севастополю. Оборона города началась 30 октября 1941 года. К городу фашисты подошли в начале ноября. Численность войск и артиллерии превышала в 3 раза. Шли открыто, колоннами, думали, что не встретят сопротивления. Город был хорошо укреплен оборонявшимися, враг этого не ожидал. «Полосатые дьяволы» прозвали фашисты моряков. Намечен день взятия – 22 декабря, потом 1 января. Постоянно повреждали водопровод, электроснабжение, телефонная связь, трамвайные пути. Оборонял город – Севастопольский оборонительный полк. Взять город немецко – фашистские захватчики пытались трижды и лишь на третий раз удалось.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

3.6 Подземный Севастополь (2 часа)

ТЕОРИЯ: Большие потери, город стал уходить под землю. Появился новый город «Подземный Севастополь». Оборонялись, часто переходили в контрнаступление. Обороняясь, город сковывал громадные силы фашисткой армии. 31 июня началась эвакуация города, 4 июля 1942 года фашисты вошли в город. Гитлеровцы установили в городе жестокий оккупационный режим. 15 – 16 апреля 1944 года советские войска вышли к городу. Особенно ожесточенные бои велись на участке около Сапун – горы. 9 мая 1944 года город был освобождён.250 дней обороны (8 месяцев) В 1 мая 1945 году – звание Город – герой

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

3.7 Одесса – город – порт Черное море, Украина. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Началу города положил порт, строительством которого руководил Александр Васильевич Суворов. Город строился под руководством француза Дюка де – Ришелье (памятник в центре города). С первых же дней войны стал городом – солдат....1941 год 10 июля отошел первый эшелон, увозящий женщин, стариков и детей в тыл. 10 дней эвакуация.

(через месяц) 22 июля вражеские самолеты прорвались к городу. (по 12 – 14 налётов в сутки). В начале августа враг окружил город. Эвакуация продолжалась морем. Те, кто мог держать оружие, стали на защиту города. Силы противника в 5 раз превышали. Одесситы построили оборонительные сооружения. Переоборудованы заводы под нужды армии. Трактора обивали железом, превращая в подобие танков. Воевали на бронепоездах. План захвата отодвигался – 10 августа, 18 августа, 23 августа, 3 сентября. Новый план перекрыть доступ воды – водопровод. Находчивые одесситы – откопали старые артезианские колодцы. Обороняли Черноморский флот. Со стороны суши оборону держала Приморская армия, с моря корабли Черноморского флота. Одесса не только оборонялась, пошла в наступление – 22 сентября, в тыл врага заброшены парашютисты, морем доставлено подкрепление. 2 октября последняя контратака наших и начало полномасштабной эвакуации.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

3.8.Жизнь под землёй, в катакомбах. (2 часа)

ТЕОРИЯ Город опустел, немцы долго не могли поверить в это. Оккупированный, но непокоренный город продолжал борьбу. Катакомбы – подземные ходы и укрытия длиною 800 километров. Никто не строил, возникли спонтанно. Дома из камня ракушечника, камень вырубали в земле хаотично, в результате в земле образовались длинные галереи, залы, тупики... Обороняя город параллельно занимались оборудованием катакомб (вентиляция, электричество, запасы...даже типография) Во время оккупации – там находилось – 10 000 жителей. Фашисты боролись – замуровывали выходы, травили газом, голодом. Силилось партизанское движение.

Весной 1944 года советские войска приблизились к городу. Фашисты хотели взорвать порт, но партизаны обрезали провода. С 9 апреля партизаны перешли к открытому противостоянию. 10 апреля вошли советские войска. 73 дня (2,5 месяца) героической обороны и 907 дней героического подполья (около 3 лет). Город – герой 1 мая 1945 года– (официально) 1965 год (через 20 лет)

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

 

 

 

4.Города – герои: Москва, Брест, Киев. (8 мая 1965 год)

4.1 Город – герой Москва – столица России. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Основал Юрий Долгорукий в 1147 году на 7 холмах. ( 2 реки – Неглинка и Москва)

Захват Москвы – первостепенное значение. Падение Москвы – конец войны. Спецоперация с кодовым названием «Тайфун». 77 дивизий немецких войск. 3 танковые группировки. Два крупных наступления в октябре и ноябре. Москва с первых дней войны готовилась к обороне. Опоясывали Москву противотанковыми рвами, ежами, устаивали завалы и «волчьи ямы» для танков. Часть предприятий и оборудование эвакуировали, часть переоборудовали под нужды войны. Делали бронепоезда. Ночью в небо поднимали аэростаты. Город был окружен. Постоянные бомбёжки.

30 сентября 1941 года началось наступление на Москву на всех фронтах. Дата захвата – 16 октября,... 25 октября...постоянно сдвигалась, планы гитлеровцев рушились. В наступлении завязли под Калинином и Тулой. Кое – где гитлеровцы подошли к Москве на 25 – 30 километров. Из 11 железнодорожных линий перерезали 7. Битва за Москву продолжалась. Обороной Москвы руководил маршал Г. К. Жуков. 7 ноября 1941 на Красной площади прошел как обычно парад советских войск. После парада войска сразу пошли на фронт. Политрук Клочков "Велика Россия, отступать некуда – позади Москва«.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

4.2 Контрнаступление. (2 часа)

ТЕОРИЯ: 5 – 6 декабря 1941 года –контрнаступление, в бой «катюши», артиллерия, лыжники в масхалатах, танки, конники. Немцы в Москву вошли, но пленные. За 20 дней контрнаступления фронт откатился от 80 до 250 километров от Москвы. Под Москвой было нанесено первое крупное поражение гитлеровской армии. Московская битва продолжалась 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942. 8 мая 1965 – звание города – героя.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

4.3 Город – герой Брест (Брестская крепость), Белоруссия. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Штурм крепости начался 22 июня 1941 года на рассвете. Мощному артиллерийскому огню со стороны немцев были подвергнуты, казармы и жилые дома. После обстрела начался штурм. Основная идея штурма состояла в факторе внезапности, фашисты надеялись, что неожиданное нападение вызовет панику. По планам немцев крепость должна была быть взята к 12 часам дня 22 июня, однако планы не оправдались. Покинуть крепость и занять позиции за ее пределами, удалось лишь небольшой части солдат, остальные остались внутри – крепость была окружена. Несмотря на то, что положение защитников было безнадежным, советские солдаты сопротивлялись до последнего.

Солдаты заняли казармы и различные постройки, которые находились по периметру цитадели (центральной части крепости). Это позволило эффективно организовать систему обороны. 22 июня было совершено 8 атак со стороны противника, немецкие войска, вопреки прогнозам, понесли значительные потери. Утром 23 июня немцы начали бомбардировку, после которой снова была произведена попытка штурмом взять крепость. Прорвавшиеся внутрь фашисты столкнулись с ожесточенным сопротивлением и штурм снова провалился, превратившись в затяжные бои.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

4.4. Остаться в живых. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Сопротивление советских солдат постепенно угасало, а силы солдат таяли, но, несмотря на это, взять крепость все еще не удавалось. Поставки продовольствия и воды были приостановлены, и защитники приняли решение, что женщины и дети должны сдаться, чтобы остаться в живых. Захватить большую часть крепости немцам удалось лишь к концу июня. 29 и 30 июня был совершен новый штурм. Основные группы оборонявшихся были захвачены или уничтожены.

Оставшиеся советские солдаты продолжали сопротивление вплоть до осени, несмотря на то, что крепость фактически была взята немцами, а оборона уничтожена – небольшие сражения продолжались до тех пор, пока не был уничтожен последний защитник крепости. В результате обороны Брестской крепости несколько тысяч человек были взяты в плен, остальные погибли. " Я умираю, но не сдаюсь, прощай Родина«.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

4.5 Город – герой Киев, столица Украина. Отец городов русских(2 часа)

ТЕОРИЯ: Внезапный удар по городу Киеву немецкие войска нанесли с воздуха 22 июня 1941 года – в самые первые часы войны, а 6 июля уже был создан комитет по его обороне. С этого дня началась героическая борьба за город, которая продолжалась целых 72 дня. Защищали Киев не только советские солдаты, но и простые жители. Огромные усилия прилагали для этого отряды народного ополчения, которых к началу июля насчитывалось 19. В те тяжелые июльские дни киевляне построили более 1400 дотов, вручную вырыли 55 километров противотанковых рвов.

11 июля 1941 года фашисты подошли к Киеву. Задача русских – не остановить, задержать! Отвага и мужество героев защитников остановили вражеское наступление. Взять Киев с налету фашистам не удалось. Однако 30 июля 1941 г. фашистская армия предприняла новую попытку штурма города. Потери врага под Киевом насчитывали больше 100 000 человек. Больше прямых штурмов города гитлеровцы не предпринимали. Такое длительное сопротивление защитников города вынудило врага отозвать часть сил из наступления в московском направлении и перебросить их на Киев, в силу чего, советские солдаты были вынуждены отступить 19 сентября 1941 года.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

4.6 Жизнь в оккупации. (2 часа)

Занявшие город немецко-фашистские захватчики нанесли ему огромный урон, установив режим жестокой оккупации. Более 200 000 киевлян было уничтожено, а около 100 000 человек отправлено в Германию на принудительные работы. Жители города оказывали активное сопротивление фашистам. В Киеве было организовано подполье, которое боролось с нацистским режимом. Подпольщики-герои уничтожили сотни фашистов, взорвали 500 немецких автомобилей, пустили под откос 19 поездов, сожгли 18 складов.

Киев был освобожден 6 ноября 1943 года. В честь подвига советских граждан, Президиум Верховного Совета СССР в 1961 году учредил новую награду – медаль «За оборону Киева». В 1965 году Киеву было присвоено звание Города-героя. 72 дневная героическая оборона. 8 мая 1965 год – звание города героя.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти

 

5.Города – герои: Керчь, Новороссийск (сентябрь 1973)

5.1 Керчь – город -герой на Крымском полуострове, Керченский пролив. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Этот город был одним из первых городов попавших под удар немецко – фашистской армии. За годы войны четырежды проходила линия фронта, дважды был оккупирован немцами.

Первый раз город был захвачен 16 ноября 1941 года, уже 30 декабря в ходе десантной операции освобождён. Большие потери. «Багеровский ров» – расстреляны 7 000 человек.

19 мая 1942 года захвачен вновь. Оккупация – 2 года. Легендарной историей стала длительная оборона Аджимушкайских каменоломен. Длинные подземные лабиринты – убежище для партизан. Большие и малые каменоломни. Естественно- созданные из – за добычи ракушечника. Не хватало запасов продовольствия и воды. Долбили колодцы внутри каменоломен.320 дней оккупации. Керчь была стёрта с лица земли.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

5.2. Начало освобождения города. (2 часа)

С наступлением 1943 года считало Крым одним из важнейших плацдармов. Были стянуты большие силы, заминировали Керченский пролив. 1 ноября 1943 года 18 морских десантников автоматчиков заняли небольшой курган у посёлка Эльтиген. Все эти герои погибли, не пропустив врага. 36 дней длился бой, вошел в историю как «Огненная земля». Этот подвиг, с которого началось отвоевывание Керченского полуострова, положило начало освобождению Крымского полуострова. Освобождена 11 апреля 1944 года. 14 сентября 1973 года – звание города героя.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти

 

5.3.Новороссийск – город-порт на побережье Чёрного моря. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Город герой на берегу Черного моря в Краснодарском крае. Летом 1942 года гитлеровцы предприняли решительный бросок на юг, стремясь выйти к Волге и захватить Кавказ. Смертельная угроза нависла над Новороссийском. 17 августа 1942 года был создан Новороссийский оборонительный полк. 19 августа 1942 года начались оборонительные бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только Ленинград. Враг превосходящими силами рвался к городу. Бои не утихали и днём и ночью. 6 сентября бои уже начались на улицах города. Враг ворвался в город и захватил железнодорожный вокзал, элеватор, порт. Силы были не равны. Четыре дня немцы захватывали город, но были остановлены в юго – восточной его части и перешли к обороне.

Победоносную запись в историю битвы за освобождение Новороссийска внесла высадка в ночь на 4 февраля 1943 г. морского десанта, возглавляемого майором Кунниковым. Это произошло на южном рубеже города-героя, в районе населенного пункта Станички. Своеобразный плацдарм, площадью в 30 кв. километров, вошел в летопись Великой Отечественной войны под названием «Малая земля». Он стал отправной точкой по разгрому фашистов в черте города и порта, в которых они построили более 500-ста оборонительных сооружений.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

5.4.Освобождение города. Памятники. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Сражение за Новороссийск закончилась полным освобождением города-героя 16 сентября 1943 г. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 21 защитник Новороссийска и Малой земли был удостоен звания Герой Советского Союза.

В память о тех событиях, на территории плацдарма «Малая земля», в 1982 г открыли мемориальный комплекс с одноименным названием. Он представляет собой выполненный в бронзе и граните десантный корабль, в стремительном рывке выскакивающий на берег. На левом борту находится скульптурная группа «Десант» из девяти фигур, среди которых в едином броске изображены герои тех лет: командир, пехотинец и девушка-санинструктор. Противоположный борт корабля уходит в море, на нем изображен барельеф – бойцы, готовые к атаке. 14 сентября 1973 год – город герой.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти

 

6.Город – герой Минск (1974)

6.1 Минск – город – герой, столица Белоруссии. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Минск с первых дней войны в самом центре сражений. 26 июня 1941 года передовые войска подошли к городу.27 июня отбросили назад, 28 июня были вынуждены отступить. Фашисты установили в Минске жестокий оккупационный режим. Жители не покорились – подпольные группы и диверсионные отряды. За годы войны город, подвёргся колоссальным разрушениям.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

6.2 Памятники города. (2 часа)

ТЕОРИЯ: На подъезде к Минску расположен один из самых красивых и величественных памятников героям Великой Отечественной войны – «Курган Славы». Он расположен в месте где в 1944 году в результате операции «Багратион» было взято в окружение более 100 тысяч немецких солдат и офицеров в так называемом «Минском котле». На этом месте в 1969 г был насыпан огромный курган, на вершине которого установили обелиск. Общая высота всего памятника – 70 метров.

Еще одним памятным местом в Минске, напоминающем о подвиге героев Великой Отечественной войны, является площадь Победы в центре города (проспект Независимости). В 1954 г здесь был установлен монумент из серого гранита в честь погибших партизан и воинов Красной Армии. На его вершине находится изваяние ордена Победы из многоцветной смальты и бронзы, высотой 3 метра, а общая высота монумента – 40 метров. Третьего июля 1961 года перед памятником был зажжен Вечный огонь. 28 июня 1974 года – звание города героя.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

7.Город – герой Тула (1976)

7.1.Тула – город – герой. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Тула – город который находится недалеко от Москвы. В октябре 1941 года фашистские захватчики яростно прорывались к Москве, преодолевая жестокое сопротивление советских воинов. На пути стояла Тула, в обороне которой принимали участие регулярные части армии и ополченцы. 24 октября началась героическая оборона Тулы. В Туле было введено осадное положение. На оборону встало все население. Вокруг города возведено 3 оборонительных сооружения. На улицах города возведены баррикады, в стенах зданий проделаны бойницы.

Несколько дней фашисты безуспешно атаковали город в лоб. Защитники города героически отражали все атаки. Не сумев занять город фашисты решили обойти город с востока и юго – востока. Однако и эта попытка оказалась безрезультатной. Нашим войскам не только не дать занять город, но и сковать крупные силы противника на подступах к Москве, выиграв время, которое необходимо для развёртывания резервов и создания укреплений в окрестностях столицы.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

7.2 Окончание противостояния. (2 часа)

ТЕОРИЯ: В начале 1941 года фашисты предприняли последнюю попытку окружить и захватить город. Сражаясь насмерть, защитники отстояли город. Исчерпав свои наступательные резервы, противник начал отход. Событиям Великой Отечественной войны в городе-герое Туле посвящены несколько памятных мемориалов. Например, монумент в честь героев-защитников, который находится на площади Победы. Он представляет собой 4-метровую скульптуру в виде солдата и ополченца, стоящих плечом к плечу с автоматами в руках. Статуи установлены на невысокий постамент, на котором высечены слова: «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году». Рядом с этими фигурами взметнулись над площадью стальные обелиски в виде трех штыков 31, 41 и 51 метра – символами непобедимости оружия советского народа-героя. Также в этот ансамбль входит и вечный огонь, зажженный от вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

 

8.Города – герои: Смоленск, Мурманск (1985)

8.1 Смоленск – город-герой. Оборона города. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Один из древнейших городов России. С начала ВОВ Смоленск оказался на направлении главного удара немецко – фашистских войск к Москве. 24 июня 1941 года немецкая авиация совершила первый налет на город. 8 июля немецкое командование поставило задачу захватить Смоленск и открыть путь к Москве. С целью не допустить прорыва к Москве началось 10 июля Смоленское сражение которое длилось до 10 сентября. Жители активно помогали оборонительным войскам. Рыли окопы, устанавливали противотанковые ежи. 14 июля гитлеровские войска прорвались на окраины города. 16 июля овладели значительной частью города. Защитники города две недели сражались за каждую улицу, каждый дом.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

8.2. Оккупация и освобождение города. (2 часа)

ТЕОРИЯ: 29 июля советские войска оставили город. Гитлеровцы установили в Смоленске жестокий оккупационный режим. Не смотря на потерю города советские войска задержали немцев на подступах к Москве. Решающей битвой в ходе Смоленского сражения была битва за ликвидацию Ельнинского выступа. В ходе ее, советские солдаты-герои разгромили пять дивизий фашистов и 6 сентября 1941 г. освободили город Ельню, остановив тем самым наступление гитлеровцев на московском направлении фронта. 2 года и 3 месяца на Смоленской земле полыхал огонь. Партизаны и подпольщики начали вооруженную борьбу с первых дней оккупации. 25 сентября 1943 года город был освобожден.

Событиям тех военных лет в Смоленске посвящены несколько памятников и мемориалов. Среди них «Курган бессмертия», открытый в городском парке 25 сентября 1970 г. На его вершине установлена 12-тиметровая стена в форме книги. Перед курганом горит вечный огонь в память обо всех героях, погибших в смоленской земле. 6 мая 1985 года – город герой.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

 

 

8.3 Мурманск – северный город порт, Баренцево Море. (2 часа)

ТЕОРИЯ: Город находится на скалистом восточном побережье Кольского полуострова, Баренцево море. Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Является центром Заполярья. Мурманск в советское время – крупная военная база для отечественного флота. Немецкое руководство в конце июня решило развернуть наступление своей армии на севере. С самых первых дней войны Мурманск стал фронтовым населенным пунктом и портом. Город не сдавался и держался стойко. Бойцы держали оборону в окопах на подступах к городу. Порт стал для гитлеровских захватчиков не покоряемой крепостью.

ПРАКТИКА: работа с текстом после рассказа учителя и просмотра презентации.

 

8.4 Атаки на город. (2 часа)

ТЕОРИЯ: В течении трёх дней немецкая армия предпринимала усилия захватить Мурманск и уничтожить суда Северного флота. Наступление было остановлено за 70 км от города на реке Западная Лица. Долину реки немцы назвали «долиной смерти». Для бойцов североморцев любимой песней стала «Прощайте скалистые горы...» Летом 1941 года фашистское командование предприняло новую попытку к захвату города. Однако атака на город вновь потерпела крах. К концу ВОВ город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и 3 здания в городе. 6 мая 1985 года – звание города героя.

ПРАКТИКА: тестирование, письмо стихотворения по памяти.

Цели программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе; развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

 

Результат программы

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – "вид";

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Материально-техническая база

Учебное пособие «Я - лидер нового поколения»