Наш лес

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьное лесничество «Наш лес» базового уровня (далее программа) реализуется на базе МОУ Новопетровская СОШ педагогом Спинёвой А.В. Программа базового уровня – это вторая ступень формирования знаний, исследовательских и трудовых умений в области лесоведения, биологии и экологии.

Содержание программы

Содержание 1-го года обучения
Раздел 1. Вводный (1 ч.)
Тема 1. Вводное занятие – 1 ч.
Теория: План работы. Техника безопасности при работе в студийных условиях, в походах, на экскурсиях, практических работах.
Раздел 2. Безопасность на дороге (3ч)
Тема 2.1. Безопасность на дороге и правила дорожного движения – 3 ч
Теория: Правила поведения в общественном транспорте, в общественных местах, при движении в школу из дома и обратно. Внимание зебра.
Т\Б на водоемах, в лесу, во время ледостава и сосулек.
Практика: Выполнение правил ДД во время экскурсий, практических работ и походов.
Раздел 3. Проектно-исследовательская деятельность (11 ч)
Тема 3.1 Знакомство с особенностями леса и мониторинг лесных территорий – 3ч.
Теория: Учение о лесе. Понятие леса. Лесная флора и фауна. Значение леса в климатообразующем процессе.
Практика: Определение древесных пород по побегам, хвое, шишкам, семенам и коре.
Тема 3.2 Изучение естественного возобновления леса – 4 ч
Теория: Причины исчезновение лесов. Методы возобновления лесов: естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение.
Семенное и вегетативное размножение. Методы наблюдения.
Практика: Сбор шишек и семян. Опыты и наблюдения. Работа на опытном участке и питомнике. Изучение естественного возобновления
леса.
Тема 3.3 Наблюдения за лесными жителями – 4 ч
Теория: Многообразие животного местного леса: птицы, млекопитающие, полезные и вредные насекомые. Взаимосвязь леса и животных.
Охрана животных. Учет зверей и птиц, задачи учета. Медоносная пчела и муравьи – общественные насекомые. методики наблюдений и ведения
подсчетов.
Практика: Определение птиц в лесу по голосам и внешнему виду. Определение животных по следам.
Раздел 4. Основы экологии (12 ч)
Тема 4.1. Введение в экологию – 1 ч
Теория: Что изучает экология? Взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания, изменение условий
жизни под влиянием антропогенных факторов. Среда обитания, местообитания. Экологический календарь.
Тема 4.2. Структура экологии (направления) – 2 ч
Теория:
1. Общая экология (классическая экология), изучающая взаимодействия биологических систем с окружающей средой (Основные понятия,
среда обитания, экосистемы, популяции, генофонд).
2. Глобальная экология, изучающая закономерности развития биосферы, общепланетарные экологические проблемы, чистота планеты.
3. Прикладная экология, изучающая сельскохозяйственную экологию, лесную, водохозяйственную, промышленную, охрану природы и
экологически чистые технологии.
4. Социальная экология в этом разделе воспитанники знакомятся с историей взаимоотношений Человека и Природы, с проблемами
народонаселения, экологическими мировоззрениями, с экологическим мониторингом, значением экологического образования. Смог. Проблема
диоксидов. Природа, искусство, нравственность.
Практика: Природоохранная деятельность. Экологическая практика
Тема 4.3. Окружающая природа и факторы среды – 3 ч
Теория: Земля как планета, солнечная система. Окружающая природа и факторы среды. Растительность и среда, животные и среда, почвы и
горные породы. Вода. Подборка материала и знакомство с ним, по загрязнению окружающей среды по биоиндикации по загазованности и
загрязнению снега. Лихенология.
Практика: Экскурсия. Исследовательская и экспериментальная деятельность. Закладка опытов в питомнике и территории пришкольного
участка и наблюдения.
Тема 4.4. Экология человека – 1 ч
Теория: экология квартиры и классной комнаты, комнатные растения. Окружающая среда и человек, здоровый образ жизни (вредные
привычки -алкоголь, наркотики, курение) Взаимоотношения друг с другом (толерантность). Эстетическое восприятие.
Тема 4.5. Биоценоз и экосистемы – 3 ч
Теория: Понятие экосистемы, природные и антропогенные экосистемы. Факторы, формирующие экосистемы (абиотические, биотические и
антропогенные факторы). Структура экосистемы: (продуценты, консументы, детритофаги, редуценты). Пищевые цепи. Круговорот веществ в
экосистемах. Воздействие человека на природу.
Практика: Практическая деятельность, исследовательская -походы, сбор информации, анализ, подведение итогов и выводы.
Тема 4.6. Редкие или уязвимые виды флоры и фауны Истринского района – 2 ч
Теория: Биоразнообразие редких видов флоры и фауны. Значение диких видов животных и растений для человека. Домашние животные.
Причины исчезновения диких видов животных и растений (разрушение природной среды обитания, загрязнение окружающей среды, фактор
"беспокойства", браконьерство, коллекционирование, предвзятое отношение людей к некоторым животным) Красная книга России, Московской
области. Охрана мест обитания. Заповедники, заказники, национальные парки. Биологическое разнообразие флоры и фауны района и Московской
области.
Практика: Экскурсии, природоохранная деятельность.
Раздел 5. Основы лесоведения ( 23 ч)
Тема 5.1. История лесного хозяйства России – 2 ч
Теория: История лесного хозяйства России. Ведущие династии лесоводов, их деятельность и практическая значимость их трудов, история
лесоводческих династий и их научные труды.
Практика: Экскурсия в филиал ГКУ МО "Мособллес"
Тема 5.2. Значение леса в жизни человека – 3 ч
Теория: Значение леса в жизни человека – питание, производство кислорода, древесины, релаксация.
Практика: Экологическая практика – поход в лес, наблюдения.
Тема 5.3. Профессии лесной отрасли – 1 ч
Теория: Профессии лесной отрасли.
Тема 5.4. Основы лесоведения – 4 ч
Теория: Лес как природное явление. Учение о лесе, значение леса в жизни человека. Возобновление леса, восстановление леса,
Практика: Подготовка посадочного материала, выращивание посадочного материала, уход за лесными культурами, охрана леса, защита леса,
участие в восстановлении лесов.
Тема 5.5. Уход за лесными культурами – 3 ч
Теория: Агротехника выращивания лесных культур
Практика: Практическая работа в питомнике и на посадке леса.
Тема 5.6. Основы таксации – 3 ч
Теория: Основы лесной таксации.
Практика: Практическая работа с инструментами по таксации в полевых условиях.
Тема 5.7. Охрана леса – 4 ч
Теория: Значение лесов, истребление лесов на Земле – острая экологическая проблема. Лес – природное единство. Лесные пожары.
Разновидности пожаров и их значение. Мероприятия по защите леса. Здоровье леса.
Практика: Развешивание скворечников, природоохранная деятельность. Обучение разведению и тушению костра. Создание презентаций о
лесных пожарах и работа с презентацией.
Тема 5.8. Животный мир леса – 3 ч
Теория: Многообразие животного мира лесов и их значение.
Практика: экологическая практика – наблюдения за животными, экскурсия в охотхозяйство.
Раздел 6. География и история родного поселения (8 ч.)
Тема 6.1. Исторические сведения о развитии района и поселений, мест проживания учащихся – 2 ч
Теория: Исторические сведения о развития района и поселений, мест проживания учащихся.
Практика: Экскурсии по историческим местам родного края.
Тема 6.2. Визитная карточка Истринского района – 2 ч
Теория: Визитная карточка Истринского района. Где мы живем? Физико-географическое положение. Формирование грани Подмосковья.
Современное административное деление Московской области. Административное деление Истринского муниципального района.
Практика: Работа с административной картой Истринского района.
Тема 6.3. Природа Подмосковья (природа и природопользование) – 4 ч
Теория: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия. Водные ресурсы Подмосковья. Водные ресурсы
Истринского муниципального района – малые реки, река Маглуша, пруды и родники их экологическое состояние. Растительность Подмосковья и
Истринского района. Охраняемые территории Московской области. Охраняемые территории Истринского муниципального района. Живая природа
(почвы, растительность, животный мир (птицы))
Практика: Работа с картой Истринского района – водные ресурсы. Работа с картой проектной территории (почвы, водные ресурсы, редкие
растения) "Экологический мониторинг и исследовательский компонент. (наблюдения за растительностью, лишайниками, птицами, постановка
опытов и наблюдения). Экскурсии и исследовательские экологические походы по родному краю.
Раздел 7. Основы туризма (13 ч.)
Тема 7.1. Основы туризма – 5 ч
Теория: Туризм и охрана природы. Экологические проблемы родного края. Туристское снаряжение. Организация питания в походе.
Сигнализация в походе. Гигиена в полевых условиях. Оказание первой доврачебной помощи при травматизме. Техника безопасности в походе
(ядовитые растения, животные, насекомые, грибы; осторожно водоем и костер, травматизм.) Знакомство со снаряжением и туристскими хитростями.
Практика: Маршрутно-туристские исследовательские походы и использование навыков в походных условиях. Сбор информации для
исследовательских работ.
Тема 7.2. Топография и ориентирование в туристском походе – 5 ч.
Теория: Топография: определение и значение топографии для туриста, топографическая карта, условные топографические знаки,
ориентирование по горизонту, что такое азимут и компас. Ориентирование по местным предметам. Прокладка маршрута и составление карт
движения.
Практика: Изготовление карточек топографических знаков, карт местности, туристские исследовательские походы
Тема 7.3. Основы безопасности жизнедеятельности в полевых условиях – 3 ч
Теория: Изучение растений ядовитых, лекарственных и съедобных.
Практика: знакомство с изучаемыми объектами в полевых условиях на экологической практике в полевых условиях.
Раздел 8. Итоговый – (2 ч.)
Тема 8.1 Итоговое занятие, подведение итогов работы за год- 2 ч Теория: Подведение итогов работы за год. Итоги участия в конкурсах
После первого года обучения, обучающиеся должны знать:
 время образования Московской области, исторические этапы становления, географическое положение района, поселка, Московской
области;
 площадь, пограничные территории, основные факторы формирования климата, основные реки, др. водные объекты области и района,
видовой состав растительности, их экологические проблемы, знать экологические, туристские, краеведческие термины, называть охраняемые
территории;
 владеть информацией по основам безопасности жизнедеятельности,
 владеть информацией по видовому составу растительности, ее экологических проблемах,
 знать примеры рационального и нерационального использования ресурсов,
 развитие форм рельефа и экологические проблемы почв округа.
 уметь:
 давать определения основных понятий по теме лесоведения.
 применять термины на занятиях и практических мероприятиях;
 прогнозировать изменение отдельных природных объектов в результате,
 деятельности человека, изменение численности населения и природных объектов в результате действия различных факторов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой, реактивами, соблюдая технику безопасности,
 уметь применять знания и навыки туристских походов, правил поведения в природе, ориентироваться на местности, пользоваться
туристским снаряжением.
Прогнозируемые результаты воспитания и развития обучающихся.
- уровень личностного развития обучающегося;
- уровень сотрудничества и взаимодействия семьи, сохранение традиций, преемственность поколений;
- сохранение физического и психического здоровья обучающихся;
- включенность обучающихся в различные виды жизнедеятельности школы, ДЮЦ, лесничества;
- реально достигнутый уровень эмоционального комфорта всех основных участников образовательного процесса;
- участия в конкурсах, мероприятиях, акциях (экологической и лесоводческой направленности);

Цели программы

Цель программы: развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающийся приобретает:
Знания:
- историко-краеведческие, экологические сведения о родном крае,
- знания лесохозяйственной направленности,
-знания по технике безопасности,
- правила поведения в общественных местах,
- типичных представителей животного и растительного мира местности,
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, их использование и в полевых условиях, а также правила сбора грибов и
ягод.
Умения:
-практические умения в оценке состояния окружающей среды,
- исследовательские умения и наблюдения в области экологии, биологии, лесоводства, – пользоваться специальными приборами,
- делать выводы о сезонных изменениях в природе, -иметь представления о картах Московской области и своего района,
-выполнять опытно исследовательские работ в области экологии, биологии и лесохозяйственной деятельности; -распознавать основные
породы древесной растительности Российской Федерации и местности своего проживания.
Формируются личностные качества:
- осознанная гражданская и общественная позиция, чувство патриотизма, чувство долга, – культуры общения и поведение в обществе,
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение;
- потребность в самообразовании и дальнейшее профессиональное развитие,
- здорового образа жизни, -трудолюбие, чуткое отношение к окружающим;
-поддержки