Общефизическая подготовка

В данной программе предпринята попытка соединить физическую культуру и туризм, спортивное ориентирование, краеведение, этнографию, экологию, знания по основам медицины, ПДД в единую систему. Большое внимание уделяется практическому применению полученных знаний и навыков в спортивных соревнованиях, туристских походах и в краеведческих мероприятиях. В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения учащихся является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Уроки физической культуры, проводимые с детьми в общеобразовательных школах, лишь на 11% удовлетворяют потребность организма в движении. Особенностью данной программы является тот факт, что большое внимание уделяется контролю за дыханием и элементами корригирующей гимнастики занимающихся. Также предусмотрен вопрос самостоятельных занятий в домашних условиях, предложены примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных групп. Учитывая природные особенности нашего климата, когда в зимнее время можно заниматься лыжным туризмом, достаточно внимания уделяется лыжной подготовке.

преподаватели

Тренин Олег Николаевич, учитель физической культуры 

 

 

Содержание программы

1. Общая физическая подготовка –

Знакомство с группой. Основы безопасности

Задачи и план работы учебной группы. График и особенности занятий.

Основы безопасности дома и в школе, в городе, в природной среде, при проведении занятий, экскурсий, массовых мероприятий, походов. Значение дисциплины. Взаимопомощь. Паника. Обращение с колющими, режущими предметами, электроприборами, препаратами бытовой химии, медикаментами. Пожарная безопасность. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Оказание помощи младшим, престарелым. План эвакуации. Телефоны аварийных служб. Правила дорожного движения.

1.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

Здоровый образ жизни – Распорядок дня юного спортсмена. Спортивная экипировка. Ты и твой организм. Жизнь без вредных привычек. Здоровое питание. Физические нагрузки. Витамины.

. Общая физическая подготовка –

Практические занятия.

1.Упражнения для развития силы:

Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте.

Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением.

Броски набивного мяча одной и двумя руками.

Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп.

2. Упражнения на развитие быстроты.

Различные ускорения, бег, эстафеты, прыжки, метания, установка и снятие палатки на время, вязка узлов на время, работа с разнообразным специальным туристским снаряжением на время и др.

3. Упражнения на развитие выносливости

Ходьба, бег (по равнинной и пересечённой местности, открытой и закрытой, с изменением скорости, темпа, продолжительности), плавание, лыжи, велосипед.

4. Упражнения на развитие гибкости

Упражнения на растяжение, махи и вращения с максимальной амплитудой, упражнения на растяжение с помощью партнёра, упражнения с предметами.

5. Развитие ловкости, координации движений.

Упражнения с изменением направления движения, комплексные упражнения, упражнения с изменением ситуации, преодоление препятствий, элементы акробатики (кувырки, перекаты, ложные падения на лыжах и др.)

6. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление мышц.

Практические занятия в тренажёрном зале, в бассейне, на природе, пешие и лыжные прогулки.

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития равновесия и координации движений.

Упражнения на полу. Упражнения на уменьшенной опоре. Упражнения на гимнастической скамейке, на бревне. Усложнение упражнений путем уменьшения площади опоры, повышения высоты снаряда. Передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости и с поворотами. (Сложность и дозировка упражнений повышается по мере роста подготовленности занимающихся).

Упражнения, направленные на развитие гибкости.

Упражнения в различных стойках, наклоны вперед, в стороны, назад,

с различными положениями и движениями руками. Круговые движения туловищем. Прогибание лежа на животе с последующим расслаблением.

Упражнения для развития силы.

Упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, гантели и др.). Упражнения с отягощением, сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади, в наклонном упоре, в упоре лежа. Подтягивание в висе, лазание по канату с помощью ног и без помощи ног. Метание из различных исходных положений (вперед, через себя и т.д.) Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Бег с высоким подниманием бедра и т. д.

Упражнения, направленные на развитие быстроты.

Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Бег с высоким подниманием бедра. Выпрыгивание вверх с разведением ног из положения упор – присев. Выбрасывание ногами предмета. Приседание на двух ногах, на одной ноге с дополнительной опорой. Незначительное продвижение вперед толчками за счет энергичного выпрямления ног в голеностопном суставе и др.

Упражнения, развивающие общую выносливость.

Длительный, равномерный и попеременный бег в условиях пересеченной местности. Ходьба и бег в различном темпе.

Контрольные испытания

Контрольные нормативы.

Общая физическая подготовка (ОФП).

Бег 30 м (сек.) – 8,0 юн, 8,1 дев

Прыжок в длину с места (см) – 140 юн, 135 дев

Челночный бег 3*10 м © – 11,0 юн, 12,2 дев

Бег 5 мин ©- 940 юн, 900 дев

Бег 92 м с изменением направления

Метание теннисного мяча на точность.
Соревнования и конкурсы

1.Соревнования по ОФП.

2.Соревнования – эстафеты.

3.Соревнования – поединки.

4.Соревнования "Веселые старты".

5."Спортивный знаток".

Краеведение – Ногинск в годы Великой Отечественной войны

Тыл и фронт. Герои войны. Война в истории моей семьи. Памятные места города, связанные с войной. Экскурсии по городу, в краеведческий музей

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста.

Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Поведение на стоянках и привалах. Организация простейших наблюдений за самочувствием и состоянием здоровья. Предупреждение потёртостей, мозолей, порезов, тепловых и солнечных ударов, ожогов, переохлаждений, обморожений, пищевых отравлений. Профилактика укусов клещей.

Походная аптечка -

Основной комплект групповой медицинской аптечки для однодневного похода. Индивидуальная аптечка. Назначение медикаментов, перевязочных материалов.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи

Потёртости, мозоли, порезы, ссадины, ушибы, тепловые и солнечные удары, ожоги, обморожения. Причины, признаки, характеристика, первая помощь.

Практические занятия: способы обеззараживания питьевой воды. Отработка навыков оказания первой помощи -наложения простейших повязок.

Спортивные игры

Подвижные игры:

в спортивном зале;

на свежем воздухе.

Цели программы

Всестороннее развитие личности ребенка, его физических качеств, приобщение к здоровому образу жизни средствами физической культуры и туристско-краеведческой деятельности.

Программа направлена на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению малой Родины, приобретению полезных навыков.

Результат программы

Предметные:

- развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, координацию;

- знать основные приемы в технике игры;

- знать и применять навыки соревновательной деятельности;

- сформировать физические качества, умения применять в соревновательной деятельности;

метопредметные:

– развить специальные способности (гибкость, быстрота, ловкость, сила, выносливость, координация);

- знать и уметь применять элементы разнообразных видов спорта и другие физические упражнения общеразвивающей направленности;

- знать и применять базовые знания и умения, необходимые для дальнейшей работы по привитию своего тела;

- определять показатели физического состояния развития (рост, вес, осанка, ЧСС после выполнения физических нагрузок и т. д.);

коммуникативные:

- уметь организовать и провести физкультурно-оздоровительное мероприятие (физкультминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые и имитационные упражнения, корригирующая и дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, общеразвивающие упражнения и др.);

личностные:

- приобрести стойкий интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- правильно и грамотно вести здоровый образ жизни.

В результате освоения программы предусматривается последовательное развитие личностных качеств обучающихся, таких как:

- развитие физических качеств, приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

- воспитание любви и уважения к своей Малой родине;

- формирование познавательных интересов;

- освоение социальных норм, правил поведения;

- развитие коммуникативных способностей.

Особые условия проведения

Здоровьесберегающая технология, технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио.

Материально-техническая база

- учебный класс – спортивный зал,

-технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор,

-специальное оборудование: гантели, мячи, обручи, скакалки, коврики.