«Хочу знать литературу» (9-11 класс)

Актуальность курса «Превращать события в мысли» обусловлена необходимостью становления собственной позиции старшеклассника, овладения основными приёмами литературоведческого анализа, развитием устной и письменной речи учащихся, достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

В современном обществе очень важно быть уверенным человеком. Ничто не даёт большей уверенности в себе, чем успешная самореализация личности, возможность почувствовать свои способности нужными обществу. Для всестороннего развития личности ребёнка недостаточно участия только в учебной деятельности, необходимо дать возможность раскрыться и тому творческому потенциалу ребёнка, который не может в полной мере проявиться в процессе обучения.

Дополнительная образовательная программа «Превращать события в мысли» позволяет не только литературно одарённым детям, но и всем желающим школьникам проникнуть в мир русской литературы, улучшить и обогатить свои знания, приобрести возможность заниматься тем, что им нравится, не отдаляясь от своих сверстников, не оставаться в стороне от всего того, что волнует молодое поколение, способствует социализации и профориентации.

В процессе обучения учащиеся:

научатся выполнять различные виды заданий (задания с кратким ответом, задания, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений, полноформатное развернутое высказывание на литературную тему, охватывающую важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса);

научатся эффективно планировать время выполнения заданий;

пройдут подготовку к написанию итогового сочинения.

Направленность программы «Превращать события в мысли»

- по содержанию является художественно-эстетической,

- по функциональному предназначению – учебно – познавательной и предпрофессиональной,

- по форме организации сочетает в себе индивидуально ориентированную, групповую, общедоступную;

- по времени реализации – годичная, 72 часа.

преподаватели

Занятия ведет педагог дополнительного образования и учитель русского языка.

Расписание

Общее количество часов в год – 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 академический час составляет 45 мин. Перерыв между занятиями – 15 минут.

Содержание программы

Тема программы, задачи, цели. Общие понятия курса:
художественная литература как искусство слова;
устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Пособия и учебники.
Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.

Беседа по вопросам как вводный контроль
Автор-повествователь. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.


Язык художественного произведения. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора и олицетворение, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Основные понятия теории литературы.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.
Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие "просветительская литература«.
Основные понятия теории литературы.
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.
Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль".
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.
Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета.

Понятие "Литературная критика«.
Статья Гончарова «Мильон терзаний».
Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада "Светлана«.
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), "..Вновь я посетил...".
Поэма "Медный всадник".
Художественные особенности романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин«.
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.
Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Обобщение понятия "эпические жанры".
Поэзия М. Ю. Лермонтова. "Песня... про купца Калашникова«.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма "Мцыри".
Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Система образов в романе.
Понятие "психологизм".
Роль портрета и пейзажа.
Промежуточная аттестация обучающихся

Цели программы

1. воспитание сознательного нравственно-культурологического отношения к русской литературе как непреходящей духовной ценности;

2. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих свободной владение литературным материалом и литературоведческими понятиями в процессе письменного и устного общения;

3. формирование умений анализировать литературные факты, оценивать их с точки зрения конкретной литературоведческой ситуации.

Результат программы

Имеет представление: о роли русской литературы в жизни человека и общества, о ценностной значимости русской национальной литературы (в том числе и современной) и её взаимосвязи с мировой литературной традицией;

знает (понимает):

- смысл понятий: речевая культура и её компоненты, литературоведческие и поэтические термины,

- нормы речевого поведения в различных сферах общения,

- возможности реализации собственных жизненных планов;

умеет:

- адекватно воспринимать и понимать текст, комментировать, оценивать и анализировать информацию исходного текста, определять позицию автора и выражать собственную позицию,

- передавать содержание текста в виде развёрнутых или сжатых ответов, выделять главное в исходном тексте, уместно цитировать,

- формулировать основную мысль собственного высказывания развивать её логически верно и убедительно аргументировать свою точку зрения;

владеет:

-навыками литературоведческого анализа прозаического и поэтического произведения,

-умениями написания текстов различной тематической направленности и проблематики,

-устойчивым интересом к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.

Особые условия проведения

Занятия групповые. Состав группы постоянный. На обучение принимаются все желающие

Материально-техническая база

Раздаточный  материал, методические сборники, библиотечный фонд

Видео