Лоскутная графика

Работа по программе направлена на развитие самостоятельности, а также формирует такие качества как терпение, внимание, усидчивость, глазомер, и является очень важным и полезным в организации досуга детей. Программа «Лоскутная графика» ориентирована на знакомство учащихся с вопросами истории развития такого вида декоративно-прикладного искусства как лоскутное шитье, обучение различным техникам выполнения, что актуально в настоящее время для развития у школьников целостного о традиционном старинном ремесле, для воспитания коллективности у детей.

преподаватели

Мишакина Анастасия Сергеевна

Расписание

Четверг 18.10 - 18.55

Содержание программы

Содержание программы

Вводное занятие

Сведения о расписании работы групп кружка. Краткое представление о деятельности кружка. Краткие сведения о текстильных материалах и работе с ними. Демонстрация изделий, изготовленных учащимися в предыдущие годы обучения в кружке. Повторение технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, с электрическим утюгом и при работе на швейной машине.

Раздел 1. Лоскутное шитье – 5 часов

Тема 1.1. История развития лоскутного шитья

Традиционное лоскутное шитьё России и за рубежом. Ткань как материал для творчества. Художественная обработка текстильного лоскута.

Основные термины: лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, аппликация.

Тема 1.2. Цветное сочетание. Основные материалы и инструменты

Цвет. Цветовой круг. Цветовой тон. Гармоничное сочетание цветов. Гармонии родственных цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов. Материалы, инструменты и оборудования.

Основные понятия: цветовой круг, гармония.

Практическая часть: подбор инструментов и материалов.

Тема 1.3. Основные понятия об орнаменте

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорция. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

Основные понятия: пропорция, ритм, симметрия.

Тема 1.4. Подбор и подготовка ткани

Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Декатировка. Крахмаление. Организация рабочего места.

Основные понятия: декатировка, крахмаление.

Практическая часть: организовать рабочее место.

Самостоятельная работа: подготовка ткани к работе.

Раздел 2.Складки – 2 часа

Тема 2.1. Раскрой. Складывание звёзд

Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Методы складывания звёзд. Объяснение работы по инструкционным картам. Вырезание квадратов 30×30 см. Повторение техники безопасности. Демонстрация фото и готовых изделий.

Практическая часть: Вырезание квадратов.

Самостоятельная работа: Складывание звездочек в изученной технике.

Тема 2.2. Изготовление панно

Работа по инструкционным картам. Закладывание звёздочек. Сборка блоков в одно изделие. Окончательное оформление панно.

Практическая часть: Сборка всех звезд в одно изделие.

Раздел 3. Уголки – 5 часов

Тема 3.1. Теоретическое сведение уголков

Объяснение техники выполнения лоскутных уголков. Способы складывания уголков. Подбор ткани. Правила техники безопасности. Демонстрация фото и готовых изделий.

Тема 3.2.Изготовление салфетки

Складывание уголков различными способами. Варианты изготовления салфеток. Нарезание квадратов 6×6 см. Сборка квадратов в салфетку.

Практическая часть: Выбор способа для складывания уголков

Самостоятельная работа: Изготовление салфетки в изученной технике.

Тема 3.3. Изготовление панно "Совенок«

Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Подбор основной ткани. Раскрой. Подготовка материалов и инструментов. Нарезание квадратов 6×6 см. Сборка деталей совы в одно изделия. Окончательное оформление панно. Сведения об окантовке панно. Соединение трёх слоёв изделия. Обработка края изделия.

Основные понятия: Окантовка.

Практическая часть: Подбор ткани и инструментов. Нарезание квадратов. Выполнение отдельных деталей совы.

Самостоятельная работа: Сборка всех деталей совы в одно изделие. Окончательное оформление панно.

Раздел 4. Орнамент «Звезда» – 5 часов

Тема 4.1. Изучение орнамента «Звезда» в технике лоскутной мозаики

Различные орнаменты звёзд. Зарисовка своего орнамента звёзд. Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Нарезание деталей по шаблонам.

Основные понятия: Орнамент.

Практическая часть: Зарисовка своего орнамента звезд.

Самостоятельная работа: Подбор ткани. Нарезание деталей.

Тема 4.2. Техника изготовления одеяла

Краткие сведения о прокладочных, подкладочных материалах. Сборка блоков звезд в одно изделие. Окончательное оформление панно. Сведения об окантовке панно. Соединение трёх слоёв изделия. Обработка края изделия.

Основные понятия: Прокладочные материалы. Подкладочные материалы.

Практическая часть: Окончательное оформление панно.

Раздел 5. Аппликация −17 часов

Тема 5.1. Искусство аппликации

Из истории аппликации. Виды аппликаций (плоская и объемная). Материалы и приспособления необходимые для аппликации. Элементы аппликаций.

Основные понятия: плоская аппликация, объемная аппликация.

Тема 5.2. Выполнение картины «Бабочка в цветах» в технике плоская аппликации

Различные схемы рисунка. Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Подбор основной ткани. Подготовка шаблонов к работе. Нарезание деталей по шаблонам. Раскрой. Подготовка материалов и инструментов. Окончательное выполнение картины.

Практическая часть: Зарисовка своего рисунка.

Самостоятельная работа: Подбор ткани. Вырезание деталей. Наклеивание деталей к основе. Окончательное выполнение картины.

Тема 5.3. Изготовление картины «Ваза с цветами» с помощью объемной и плоской аппликации

Объяснение техники выполнения цветов, листьев. Подбор ткани. Правила техники безопасности. Демонстрация фото готовых изделий. Выполнение картины.

Самостоятельная работа: Подбор ткани.

Практическая часть: Соединение всех цветов и листьев в одну картину.

Тема 5.4. Изготовление проекта коллекции моделей «Времена года» в технике лоскутная пластика

Выбор рисунка своего изделия. Выбор модели. Раскрой из основного материала изделия. Перевод рисунка на ткань. Подбор ткани. Подготовка ткани, материалов и инструментов к раскрою. Подготовка шаблонов. Раскрой деталей с помощью шаблонов. Соединение деталей с основой. Наклеивание деталей на основу. Соединение всех деталей в готовое изделие.

Практическая часть: Зарисовка своего рисунка.

Самостоятельная работа: Подбор ткани. Вырезание деталей. Наклеивание деталей к основе. Окончательное выполнение проекта.

Тема 6. Подготовка к выставке. Выставка – 2 часа

Подведение итогов занятия в кружке за весь период обучения. Выставка работ кружковцев. Показ проекта.

Цели программы

Цель программы

1. формирование и развитие познавательных интересов, творческой активности обучающихся в процессе изучения лоскутного мастерства;

2. создание условий для развития навыков проектно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1. формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

2. формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

3. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

4. формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6. формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся:

1. сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

2. находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

3. сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

4. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

5. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

6. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

7. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

1. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

2. осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

3. самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность:

1. формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

2. действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

1. организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

2. формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

3. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

1. научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом;

2. научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

3. будут создавать композиции с изделиями;

4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

5. овладеют навыками культуры труда;

6. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

7. получат знания о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека;

8. узнают о народных промыслах

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Освоение программы дополнительного образования кружка «Лоскутная графика» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием, посредством которого обучающиеся могут просматривать визуальную информацию по лоскутному мастерству, презентации.

В состав материально-технического обеспечения программы входят:

наглядные пособия (комплекты учебных плакатов, образцы моделей, образцы тканей); картон, ткань для работы, ножницы, клей ПВА, кисти, шаблоны, линейки, простые карандаши, мел, пергаментная бумага.