- Главная
- Направления
- Художественная
- Декоративно-прикладное искусство
- Лоскутная графика
Лоскутная графика
Работа по программе направлена на развитие самостоятельности, а также формирует такие качества как терпение, внимание, усидчивость, глазомер, и является очень важным и полезным в организации досуга детей. Программа «Лоскутная графика» ориентирована на знакомство учащихся с вопросами истории развития такого вида декоративно-прикладного искусства как лоскутное шитье, обучение различным техникам выполнения, что актуально в настоящее время для развития у школьников целостного о традиционном старинном ремесле, для воспитания коллективности у детей.
преподаватели
Мишакина Анастасия Сергеевна
Расписание
Четверг 18.10 - 18.55
Содержание программы
Содержание программы
Вводное занятие
Сведения о расписании работы групп кружка. Краткое представление о деятельности кружка. Краткие сведения о текстильных материалах и работе с ними. Демонстрация изделий, изготовленных учащимися в предыдущие годы обучения в кружке. Повторение технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, с электрическим утюгом и при работе на швейной машине.
Раздел 1. Лоскутное шитье – 5 часов
Тема 1.1. История развития лоскутного шитья
Традиционное лоскутное шитьё России и за рубежом. Ткань как материал для творчества. Художественная обработка текстильного лоскута.
Основные термины: лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, аппликация.
Тема 1.2. Цветное сочетание. Основные материалы и инструменты
Цвет. Цветовой круг. Цветовой тон. Гармоничное сочетание цветов. Гармонии родственных цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов. Материалы, инструменты и оборудования.
Основные понятия: цветовой круг, гармония.
Практическая часть: подбор инструментов и материалов.
Тема 1.3. Основные понятия об орнаменте
Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорция. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.
Основные понятия: пропорция, ритм, симметрия.
Тема 1.4. Подбор и подготовка ткани
Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Декатировка. Крахмаление. Организация рабочего места.
Основные понятия: декатировка, крахмаление.
Практическая часть: организовать рабочее место.
Самостоятельная работа: подготовка ткани к работе.
Раздел 2.Складки – 2 часа
Тема 2.1. Раскрой. Складывание звёзд
Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Методы складывания звёзд. Объяснение работы по инструкционным картам. Вырезание квадратов 30×30 см. Повторение техники безопасности. Демонстрация фото и готовых изделий.
Практическая часть: Вырезание квадратов.
Самостоятельная работа: Складывание звездочек в изученной технике.
Тема 2.2. Изготовление панно
Работа по инструкционным картам. Закладывание звёздочек. Сборка блоков в одно изделие. Окончательное оформление панно.
Практическая часть: Сборка всех звезд в одно изделие.
Раздел 3. Уголки – 5 часов
Тема 3.1. Теоретическое сведение уголков
Объяснение техники выполнения лоскутных уголков. Способы складывания уголков. Подбор ткани. Правила техники безопасности. Демонстрация фото и готовых изделий.
Тема 3.2.Изготовление салфетки
Складывание уголков различными способами. Варианты изготовления салфеток. Нарезание квадратов 6×6 см. Сборка квадратов в салфетку.
Практическая часть: Выбор способа для складывания уголков
Самостоятельная работа: Изготовление салфетки в изученной технике.
Тема 3.3. Изготовление панно "Совенок«
Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Подбор основной ткани. Раскрой. Подготовка материалов и инструментов. Нарезание квадратов 6×6 см. Сборка деталей совы в одно изделия. Окончательное оформление панно. Сведения об окантовке панно. Соединение трёх слоёв изделия. Обработка края изделия.
Основные понятия: Окантовка.
Практическая часть: Подбор ткани и инструментов. Нарезание квадратов. Выполнение отдельных деталей совы.
Самостоятельная работа: Сборка всех деталей совы в одно изделие. Окончательное оформление панно.
Раздел 4. Орнамент «Звезда» – 5 часов
Тема 4.1. Изучение орнамента «Звезда» в технике лоскутной мозаики
Различные орнаменты звёзд. Зарисовка своего орнамента звёзд. Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Нарезание деталей по шаблонам.
Основные понятия: Орнамент.
Практическая часть: Зарисовка своего орнамента звезд.
Самостоятельная работа: Подбор ткани. Нарезание деталей.
Тема 4.2. Техника изготовления одеяла
Краткие сведения о прокладочных, подкладочных материалах. Сборка блоков звезд в одно изделие. Окончательное оформление панно. Сведения об окантовке панно. Соединение трёх слоёв изделия. Обработка края изделия.
Основные понятия: Прокладочные материалы. Подкладочные материалы.
Практическая часть: Окончательное оформление панно.
Раздел 5. Аппликация −17 часов
Тема 5.1. Искусство аппликации
Из истории аппликации. Виды аппликаций (плоская и объемная). Материалы и приспособления необходимые для аппликации. Элементы аппликаций.
Основные понятия: плоская аппликация, объемная аппликация.
Тема 5.2. Выполнение картины «Бабочка в цветах» в технике плоская аппликации
Различные схемы рисунка. Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Подбор основной ткани. Подготовка шаблонов к работе. Нарезание деталей по шаблонам. Раскрой. Подготовка материалов и инструментов. Окончательное выполнение картины.
Практическая часть: Зарисовка своего рисунка.
Самостоятельная работа: Подбор ткани. Вырезание деталей. Наклеивание деталей к основе. Окончательное выполнение картины.
Тема 5.3. Изготовление картины «Ваза с цветами» с помощью объемной и плоской аппликации
Объяснение техники выполнения цветов, листьев. Подбор ткани. Правила техники безопасности. Демонстрация фото готовых изделий. Выполнение картины.
Самостоятельная работа: Подбор ткани.
Практическая часть: Соединение всех цветов и листьев в одну картину.
Тема 5.4. Изготовление проекта коллекции моделей «Времена года» в технике лоскутная пластика
Выбор рисунка своего изделия. Выбор модели. Раскрой из основного материала изделия. Перевод рисунка на ткань. Подбор ткани. Подготовка ткани, материалов и инструментов к раскрою. Подготовка шаблонов. Раскрой деталей с помощью шаблонов. Соединение деталей с основой. Наклеивание деталей на основу. Соединение всех деталей в готовое изделие.
Практическая часть: Зарисовка своего рисунка.
Самостоятельная работа: Подбор ткани. Вырезание деталей. Наклеивание деталей к основе. Окончательное выполнение проекта.
Тема 6. Подготовка к выставке. Выставка – 2 часа
Подведение итогов занятия в кружке за весь период обучения. Выставка работ кружковцев. Показ проекта.
Цели программы
Цель программы
1. формирование и развитие познавательных интересов, творческой активности обучающихся в процессе изучения лоскутного мастерства;
2. создание условий для развития навыков проектно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся.
Результат программы
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
2. формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
3. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
4. формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6. формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1. сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
2. находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
3. сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
4. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
5. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
6. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
7. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
1. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
2. осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
3. самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Учащиеся получат возможность:
1. формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
2. действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
1. организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
2. формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
3. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
1. научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом;
2. научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
3. будут создавать композиции с изделиями;
4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
5. овладеют навыками культуры труда;
6. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
7. получат знания о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
8. узнают о народных промыслах
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы дополнительного образования кружка «Лоскутная графика» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием, посредством которого обучающиеся могут просматривать визуальную информацию по лоскутному мастерству, презентации.
В состав материально-технического обеспечения программы входят:
наглядные пособия (комплекты учебных плакатов, образцы моделей, образцы тканей); картон, ткань для работы, ножницы, клей ПВА, кисти, шаблоны, линейки, простые карандаши, мел, пергаментная бумага.