«Шахматы» 2, 3 год обучения

Обучение детей игре в шахматы помогает развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления (в том числе и творческого), учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как усидчивость, внимательность, собранность, самостоятельность.

В основе программы – концепция логического и стратегического развития как метод целостного развития ребенка.

преподаватели

Новичков Вадим Анатольевич


Образование

Московский государственный заочный педагогический институт

Направление подготовки и (или) специальность – Специальность – история, квалификация – учитель истории и социально гуманитарных дисциплин

Педагогический стаж – 24 года

Расписание

  • 2 раза в неделю по 2 академических часа с 15 мин. перерывом между занятиями

Содержание программы

I. Тактика
1.1.Отвлечение
1.2.Завлечение
1.3.Блокировка
1.4.Освобождение поля
1.5.Освобождение линии
1.6.Перекрытие
1.7.Уничтожение защиты
1.8.Захват пункта

I. Тактика
1.1.Разрушение
1.2.Сочетание идей
1.3.Ловушки
1.4.Атака на нерокированного короля
1.5.Атака при односторонних рокировках
1.6.Атака при разносторонних рокировках
1.7.Конкурсы решения комбинаций и задач-миниатюр
1.8.Тренировка техники расчета
II. Чемпионы мира по шахматам
2.1. Чемпионы мира
III. Окончания.
1.1.Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях
1.2.Отдаленная и защищенная проходная пешка
1.3.Борьба ферзя против пешки
1.4.Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе
1.5.Элементарные ладейные окончания. Технические приемы
1.6.Слон сильнее коня
1.7.Конь сильнее слона
1.8.Одноцветные и разноцветные слоны
Повторение пройденного материала

2 год

I. Тактика.
1.1.Конкурсы решения комбинаций и задач-миниатюр
1.2.Тренировка техники расчета
II. Основы стратегии
2.1. Различная подвижность (активность) фигур. «Хорошие» и «плохие» слоны
2.2. Слон сильнее коня
2.3. Конь сильнее слона
2.4. Разноцветные слоны в миттельшпиле

III. Открытые и полуоткрытые линии.

Использование линий. Форпосты на линиях
1.1.Использование линий
1.2.Роль линий в атаке на короля
1.3.Борьба за открытую линию
II. Проблема центра. Сильный пешечный и фигурно-пешечный центр
2.1. Проблема центра
2.2. Подрыв пешечного центра
2.3. Фигуры против пешечного центра
2.4. Роль центра при фланговых операциях
2.5. Открытая линия
2.6. 7-я (2-я) горизонталь
III. Преимущество двух слонов. Два слона в миттельшпиле
1.1.Два слона в миттельшпиле
1.2.Два слона в эндшпиле
1.3.Успешная борьба против двух слонов
IV. Слабые и сильные поля. Слабое поле в лагере противника
4.1. Слабость комплекса полей
4.2. Некоторые сильные поля
4.3. Особенности пешечного расположения. Пешечные слабости
4.4. Сдвоенные пешки
4.5. Отсталая пешка на полуоткрытой линии
4.6. Проходная пешка
Повторение пройденного материала
V. Чемпионы мира по шахматам
5.1. Чемпионы мира по шахматам
VI. Окончания.
6.1. Учебные позиции. Геометрия доски. Прием "отталкивание"
6.2. Пешечные окончания
6.3. Проходные пешки у обеих сторон
6.4. Пешечный прорыв.

Лучшее пешечное расположение
6.5. Запасные темпы. Активность короля
6.6. Ладейные окончания.

Учебные позиции. Проходные пешки
6.7. Использование открытых линий.

Владение 7-й (2-й) горизонталью
6.8. Активность фигур.

Использование пешечных слабостей.

Реализация материального и позиционного перевеса

Цели программы

· создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, привлечение в ряды поклонников мудрой игры как можно больше ребят;

· формирование здравомыслящего мировоззрения ребенка, развитие таких качеств, как дисциплина, самостоятельность, логика мышления, целеустремленность и воля к победе, пробуждение фантазии и получение радости в общении с другими людьми посредством шахматной игры.

 

Результат программы

В конце первого года обучающиеся должны:

Знать:

· мировую и русскую историю шахмат, имена чемпионов мира;

· как разыгрываются основные дебюты и окончания;

· стараться выполнять правила этикета при игре в шахматы.

Уметь:

· строить и стараться реализовывать свои стратегические планы;

· осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника;

· самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий.

Сформировать и развить:

· представление об организации шахматных соревнований.

Приобрести:

· навык к уверенному владению тактическими приемами, стараться их сочетать;

· стремление к изучению нового материала.

 

В конце второго года обучающиеся должны:

Знать:

· историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных гроссмейстеров;

· как разыгрываются основные дебюты и окончания, иметь в своем арсенале несколько проработанных дебютных схем;

· и выполнять правила этикета при игре в шахматы без напоминаний, не бояться признать свое поражение.

Уметь:

· строить и стараться реализовывать свои стратегические планы, читать планы соперника;

· осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки противника;

· самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;

· понимать и ценить красоту шахматных комбинаций.

Сформировать и развить:

· понятие о системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства, самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами.

Приобрести:

· навык к уверенному владению тактическими приемами, грамотно их комбинировать, использовать для реализации стратегических планов;

· желание участвовать в турнирах и не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим; самостоятельно заниматься.

Материально-техническая база

· комната с хорошим освещением;

· столы и стулья;

· демонстрационная шахматная доска;

· бланки для записи шахматных партий;

· тетради, ручки, карандаши;

· компьютер, медиапроектор;

· раздаточный материал: фотографии знаменитых шахматистов;

· игровой материал: шахматные фигуры и доски.

 

Дидактическое обеспечение:

Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений. Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.