Дополнительная общеразвивающая программа «ГАНДБОЛ»

Направлена на обучение техническим и тактическим основам спортивной игры – гандбол, овладение умениями и навыками игры в гандбол, укрепление здоровья. Развитие физических качеств: быстрота, сила, ловкость, координация движений, гибкость, выносливость. Развитие интеллекта, морально – волевых и нравственных качеств, коллективных действий.

Истории развития вида спорта.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

Общая физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка.

Практические занятия.

Тестирование.

Педагоги

В группах работают тренеры-преподаватели с высшим образованием, высшей квалификационной категорией и большим опытом работы.

Содержание программы

Под физическими качествами понимают определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К физическим (двигательным) качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

Применительно к динамике физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействует на рост его показателей.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Режимы проявления: преодолевающий, уступающий и статический. В качестве базовых средств воспитания используются:

- упражнения, выполнения которых отягощено массой собственного тела;

- статические упражнения на удержание заданной позы.

Дополнительным средствам относят:

– упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по песку, в гору и т.п.);

- упражнения с противодействием партнера.

 

Основным методом воспитания силовых способностей служит метод динамических и непредельных усилий. Воспитание силовых способностей следует предусматривать в основной части занятия и сочетать со стретчингом и упражнениями на гибкость.

Под скоростными способностями понимаются возможности человека, обеспечивающие выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают следующие элементарные формы проявления скоростных способностей:

- быстрота реакции;

- быстрота одиночного движения;

- частота (темп) движений.

Средствами воспитания быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью. Их принято объединять в три основные группы:

1 – упражнения, направлено воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, улучшение частоты движений, улучшение стартовой скорости; скоростной выносливости.

2 – упражнения, комплексно воздействующие на все основные компоненты скоростных способностей (спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства).

3 – упражнения сопряженного воздействия:

¾ на скоростные и другие способности (силовые, координационные, выносливость);

¾ на скоростные способности и совершенствование двигательных действий.

Основными методами воспитания скоростных способностей служат:

- методы строго регламентированного упражнения;

– соревновательный метод;

- игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают:

¾ методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движений;

¾ методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

 

Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе какой либо, в данном случае мышечной деятельности. Выносливость в мышечной работе характеризует степень работоспособности и сопротивляемости организма развитию утомления. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера, интенсивности и эффективности. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Факторами, ее обеспечивающими, служат возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Развитие выносливости связано с увеличением диапазона физиологических резервов и большими возможностями их мобилизации. Средствами воспитания общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность согласно требованиям изменяющейся обстановки. Выделяют следующие составляющие, характеризующие уровень координационных способностей детей:

¾ согласованность движений и их рациональная последовательность при выполнении двигательного задания;

¾ точность соответствия пространственных, временных и силовых характеристик движений решаемой двигательной задаче;

¾ время освоения нового движения или исправления уже освоенного. Косвенной характеристикой ловкости может служить способность к расслаблению мышц и сохранению равновесия. Важной предпосылкой ловкости служит имеющийся двигательный запас.

 

Каждое изучаемое движение опирается на уже освоенные координационные сочетания. В возрасте 5-12 лет приобретается до 90 % общего объема двигательных навыков. Ловкость – качество комплексное, поэтому при его воспитании может использоваться широкий круг разнообразных упражнений. Главное требование к ним – наличие элементов новизны. К основным методическим приемам воспитания координационных способностей относятся:

¾ усложнение ранее освоенных упражнений новыми исходными положениями, изменение скорости и темпа их выполнения;

¾ введение новых двигательных заданий и дополнительных условий (пробегание под вращающейся скакалкой, прыжки с ее вращением вперед, назад, с ускорениями и т.п.);

¾ жонглирование предметами (мячами) и введение в упражнение нескольких мячей;

¾ ограничение пространства выполнения двигательного задания;

¾ использование инвентаря и покрытие площадки различного качества;

¾ зеркальное выполнение упражнений;

¾ ограничение и подвижность площади опоры при выполнение двигательных заданий;

¾ вращение в различных плоскостях головы, конечностей, туловища – кувырки, перевороты или комбинированные упражнения, сочетающие перечисленные.

Воспитание ловкости лучше проводить в начале основной части тренировочного занятия. Интервалы отдыха между повторениями должны быть достаточными для относительно полного восстановления.

Под физическим качеством гибкость понимается как способность выполнять движения с большой амплитудой. Данное физическое качество оценивается по суммарной подвижности в составах тела. Выделяют активную и пассивную гибкость, которые в зависимости от возраста имеют определенные особенности развития.

Активная гибкость определяется максимальной амплитудой в суставе при выполнении какого-либо движения без внешнего воздействия. Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.

Средствами воспитания гибкости служат упражнения на растягивание, среди которых различают активные (баллистические), пассивные и статические. Активное растягивание подразумевает выполнение баллистических движений (махи руками и ногами, наклоны и повороты туловища и т.п.). При этом они могут выполняться с различной амплитудой, скоростью и, иногда, с отягощением. Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые под внешним воздействием. Это может быть партнер, различные амортизаторы и тренажеры, вес собственного тела.

Статистическое растягивание заключается в удержании определенной позы с предельной амплитудой в течение заданного времени. После чего следует расслабление, а затем повторение упражнения. Такие упражнения в последние годы принято называть "стретчинг".

Основные правила применения упражнений на гибкость заключаются в недопустимости болевых ощущений, выполнение движений в медленном темпе с постепенным увеличением их амплитуды. Упражнения на гибкость следует включать в подготовительную и заключительную часть занятий.

В отдельном занятии рекомендуется следующая последовательность упражнений на гибкость: суставы верхних конечностей, туловище, суставы нижних конечностей. Три занятия в неделю на гибкость вполне достаточно для ее воспитания на начальном этапе работы и для поддержания уже достигнутого уровня.

 

Цели программы

Программы – укрепление здоровья и компенсация дефицита двигательной активности посредством игры в гандбол.

Результат программы

В области физического развития:

- потребность в здоровом образе жизни;

- стремление к физическому совершенствованию;

- стремление к овладению основами техники игры в гандбол.

 Результат работы в данной деятельности отслеживается в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещением занятий обучающихся, динамикой роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся.

В области воспитания:

- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств;

- приобретение уверенности в себе;

- формирование самостоятельности, ответственности, морально-волевых качеств;

 Результат работы в данной деятельности отслеживается в положительной динамике личностного роста обучающихся.

В результате освоения программного материала обучающиеся должны: иметь представление:

- о правилах поведения и техники безопасности на занятиях;

- об инвентаре и оборудовании мест для занятий гандболом;

- о роли занятий физической культурой для укрепления здоровья и повышении физической подготовленности;

- об основах строения и функциях организма человека;

- об основах личной гигиены, рациональном режиме дня и питании;

- о правилах игры в гандбол;

- об основах игры в нападении без мяча и с мячом, а также о персональной опеке при игре в защите;

уметь:

- выполнять физические упражнения, направленные на овладение игровыми приемами и воспитание двигательных способностей;

- играть в подвижные игры;

- выполнять передвижения приставными и скрестными шагами в ходьбе и беге, а также прыжки различными способами;

– ловить мячи двумя руками, высоко, низко и летящие на уровне груди навстречу и сбоку;

- передавать мячи двумя руками из-за головы, от груди и снизу; одной рукой сверху на ближнее расстояние;

- выполнять одноударное и многоударное ведение;

- бросать мяч сверху в ворота;

-демонстрировать уровень подготовленности в соответствии с требованиями.

Особые условия проведения

Для реализации данной Программы необходимы:

- спортивный зал для занятий (минимум 24×12 м.);

- спортивный инвентарь (сертифицированные гандбольные ворота, мячи гандбольные детские (размер № 0) на каждого занимающегося, стойки, фишки разного цвета, скакалки, гимнастические скамейки, координационная лестница, набивные мячи весом 1 кг., теннисные мячи);

- спортивная форма для занимающихся (спортивные шорты, футболки, кроссовки, накидки различительные).

Формы подведения итогов реализации Программы:

¾ сдача текущих и итоговых нормативов общей, специальной физической подготовленности;

¾ викторины по типу: «Веселые старты», "День здоровья";

¾ внутренние и городские соревнования по ОФП.

Итоговая аттестация обучающихся (прием контрольных нормативов) проводится в конце учебного года (май), после чего проводится мониторинг динамики физического развития занимающихся.

 

Материально-техническая база

Площадки для игры в классический и мини-гандбол. Гигиенические и противопожарные требования к покрытию, освещению и оборудованию. Спортивная экипировка для занятий в закрытых помещениях и на открытых площадках.

Видео