Дополнительная общеразвивающая программа «ПЛАВАНИЕ»

Цель программы:

Воспитать устойчивый интерес к занятиям спортом, осознанную заинтересованность в ведении здорового образа жизни, и оказать помощь в профессиональном самоопределении.

Основные задачи подготовки:

• укрепление здоровья и закаливание;

• устранение недостатков физического развития;

• овладение жизненно необходимым навыком плавания;

• обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

• развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

• формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

• воспитание морально-этических и волевых качеств.

Отличительные особенности данной программы от уже существующей в этой области заключаются в том, что она предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, не имеющей «мелкой воды» – ванны бассейна глубиной 60-80 см. То есть все программы рассчитаны на обучение плаванию в специализированных бассейнах для детей школьного и младшего школьного возраста. А специфика предполагаемых занятий по данной программе предполагает начальное и дальнейшее обучение плаванию проводить сразу на «большой воде». Программа ориентирована на применение широкого комплекса форм и методов проведения занятий. В структуру программы входят три блока: теория, практика и соревновательная деятельность.

Педагоги

В группах работают тренеры-преподаватели с высшим образованием, высшей квалификационной категорией и большим опытом работы.

Содержание программы

Тема 1. Правила поведения и техника безопасности на воде.
Правила поведения в бассейне, раздевалках, душевых (место встречи с педагогом, переобувание, раздевание, пользование душем во время мытья, личная гигиена, уход за телом, выход из душа).
Техника безопасности в бассейне и на воде:
- проверка физического состояния детей до и после занятий;
- вход и выход из воды по команде;
- спуск в воду по лестнице на мелкой части бассейна, повернувшись спиной к воде;
- проверка плавательной подготовленности на первом занятии;
- первые проплывания со страховочным шестом под контролем;
- использование борта бассейна и разделительных дорожек для отдыха;
- прыжки в воду только по одному с разрешения и под наблюдением;
- обучение воспитанников стандартным сигналам: свистку, жестам и т.д.).
Тема 2. Дорожная безопасность (теория). Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофоры. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки.
Дорожная разметка. Обзор дороги – условие безопасности. Безопасность при движении на велосипеде, самокате. Видимость на дороге. Первая помощь при ДТП.
Тема 3. Теоретические сведения.
Теоретическая подготовка проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед вначале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. Рекомендуется литература для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по плаванию, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т. п.
Теоретические знания, получаемые на занятиях:
- влияние плавания на организм занимающихся (положительное влияние на сердечно – сосудистую систему;
- формирование правильной осанки, укрепление «мышечного» корсета;
- закаливание организма, снятие эмоциональной напряжённости);
- гигиена тела;
- режим и питание пловца;
- правила пользования инвентарём для плавания;
- правила соревнований по плаванию.
Тема 4. Подготовительные упражнения для освоения с водой.
Очень важно в начальный период обучения плаванию сделать акцент на выполнение таких упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у новичков негативных ощущений, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни, поэтому обучение плаванию начинается с освоения занимающимися водной среды.
Упражнения на ознакомление со свойствами воды.
Эти упражнения помогают занимающимся научиться опираться на воду, как о плотный предмет и отталкиваться от неё основными гребущими поверхностями (ладонью, предплечьем, стопой, голенью), что необходимо им для эффективного выполнения гребковых движений. На начальном этапе применяются следующие упражнения:
- элементарные передвижения в воде служат началом адаптации к водной среде, форма взаимоотношений с водной средой;
- погружение в воду и открытие глаз в воде – упражнения помогают преодолеть страх перед водой, научиться ориентироваться в воде, почувствовать выталкивающую силу воды;
- всплывание на поверхность и лежание на воде: упражнение выполняются для освоения с непривычным состоянием невесомости, помогают испытать действие выталкивающей силы воды, научиться сохранять равновесие тела в горизонтальном положении на груди и спине, "почувствовать свое тело";
- выдохи в воду – упражнения на умение задержать дыхание на вдохе, передвигаться в воде с произвольным дыханием и выполнять выдохи в воду, что является основой для ритмичного дыхания при плавании;
- скольжение – выполнение скольжений на груди и спине помогают освоить горизонтальное безопорное положение, научиться принимать обтекаемое положение тела, максимально продвигаться вперёд с помощью гребковых
движений ногами и руками;
- отработка движений ногами у бортика бассейна, держась руками за поручень.
Тема 5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
В практике сформировано четыре разновидности спортивных способов плавания, которые характеризуются внешне, как попеременной работой рук и ног – кроль на груди и кроль на спине, так и одновременной – брасс и баттерфляй (дельфин). Для изучения техники выполняются:
-движения руками, всеми способами плавания (в движении шагом, в скольжении);
- движения ногами всеми способами плавания (держась руками за бортик, с плавательной доской, в скольжении);
- согласование движений ногами и руками (на задержке дыхания);
- согласование движений ногами и руками с дыханием;
- изучение облегчённых способов плавания (ноги дельфин + руки брасс, ноги кроль + руки брасс и т.д.);
- плавание при помощи ног, рук и в полной координации;
- плавание отрезков до 12, 5 метров в полной координации.
Тема 6. Упражнения для совершенствования техники плавания.
Совершенствование техники плавания осуществляется в постоянно изменяющихся условиях для выполнения движений:
- плавание в облегчённых и усложнённых условиях;
- плавание по элементам и в полной координации;
- проплывание серий коротких отрезков (12,5 м);
- проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без неё) в чередовании с плаванием в полной координации;
- проплывание серий отрезков в полной координации в чередовании с проплыванием на задержке дыхания;
- проплывание серий отрезков в полной координации и дыханием через несколько циклов в чередовании с плаванием в = полной координации;
- проплывание серий отрезков кролем на спине в чередовании с плаванием кролем на груди;
- проплывание серий отрезков при помощи ног в чередовании с плаванием при помощи рук (с поддержкой между ногами);
Основное внимание уделяется целостному выполнению изучаемого способа плавания.
Тема 7. Упражнения для изучения стартов и поворотов. Учебные прыжки и спады в воду ускоряют процесс освоения с водой, эмоционально окрашивают занятия, подготавливают занимающихся к освоению техники плавания. К спадам в воду головой вниз рекомендуется переходить после освоения навыков скольжения.
При обучении технике выполнения стартов необходимо придерживаться следующего порядка:
- знакомство с техникой безопасности при прыжках в воду;
- простейший прыжок вниз ногами с бортика бассейна, затем с тумбочки;
- спад в воду из положений сидя и стоя с бортика, затем с тумбочки;
- стартовый прыжок из положений сидя на бортике бассейна, стоя на коленях на доске, затем стоя на бортике и на стартовой тумбочке;
- старт из воды при плавании на спине.
При обучении технике выполнения поворотов целесообразно разучивать их по элементам:
- подплывание к бортику, касание его руками (рукой);
- группировка, вращение, постановка ног на стенку;
- толчок ногами, скольжение и первые плавательные движения.
После освоения простейших поворотов разучиваются более сложные (сальто).
Тема 8. Игры на воде.
Игры – способ повышения эмоциональности занятий, укрепления контактов в коллективе, воспитания коммуникабельности, чувства локтя, воспитания инициативы, решительности, самостоятельности, а также закрепления изученного материала. Игры в воде позволяют успешно решить поставленные задачи, избежать такого негативного явления в плавании как монотония. Игры и развлечения в воде сопровождаются высоким уровнем положительных эмоций, а это – залог успешного обучения. Все игры имеют определенную направленность и в соответствии с ней сгруппированы в
блоки:
- игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде;
- игры, способствующие овладению навыком погружения головы в воду;
- игры с всплыванием и лежанием на воде;
- игры, способствующие овладению правильным дыханием;
- игры, способствующие овладению навыком скольжения;
- игры и эстафеты, способствующие закреплению необходимых навыков;
- игры с мячом;
- игры на совершенствование отдельных элементов техники спортивного плавания;
- игры с элементами прикладного плавания.
В зависимости от подготовленности воспитанников на занятиях используются различные виды игр: сюжетные, командные, игры с соревновательными элементами.
Тема 9. Тестирование и соревнования.
При проверке освоения занимающимися пройденного материала, используется система тестовых заданий, которые проводятся несколько раз в течение всего учебного года, после овладения определённым навыком. На занятиях проверяются навыки и умения, демонстрируемые каждым ребёнком при проплывании определённой дистанции любым избранным способом плавания. На заключительном занятии подводятся итоги обучения плаванию за год, даются рекомендации для дальнейшего прохождения курса по обучению или совершенствованию плавания.
Контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером.
Контроль физической и специальной физической подготовки проводится с помощью специальных контрольно-переводных нормативов, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических
качеств. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной обстановке.
При проведении промежуточной и итоговой (годовой) аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области. Форма проведения промежуточной и итоговой (годовой) аттестации определяется образовательной организацией.
Промежуточная и итоговая (годовая) аттестация обучающихся предусматривается два раза в год: текущая – в декабре месяце и годовая в мае месяце учебного года. Обучающиеся аттестуются по:
- общей физической подготовке;
- специальной физической подготовке;
- технической подготовке;
- плавательной подготовке.
Сдача нормативов проводится в форме тестирования. морально-этические и волевые качества.

Цели программы

Содействие всестороннему развитию личности;
закаливание и укрепление детского организма; обеспечение физического развития. Обучение большого количества детей в возрасте от 6 до 9 лет дает возможность провести плановый спортивный отбор для специализированных занятий плаванием.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
Обучающие:
- адаптация к водной среде, исключение водобоязни;
- обучение свободно держаться на воде;
- обучение двигательным умениям и навыкам для последующего овладения техникой спортивного плавания;
- обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
- познакомить с основными стилями спортивного плавания – в/ст., кроль
н/сп., брасс, дельфин.
(проплывать дистанцию 25-50 метров избранным способом).
- обучить детей основным правилам безопасного поведения на воде.
Развивающие:
- развивать двигательную активность детей;
- способствовать развитию навыков личной гигиены;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
- формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества (учить детей преодолевать трудности, владеть собой, принимать правильные решения в экстренных ситуациях на воде).
- воспитывать самостоятельность и организованность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку личной гигиены и закаливанию организма;
- воспитывать интерес к дальнейшим занятиям в системе спортивной тренировки.
Образовательная программа реализуется в условиях бассейна с разной глубиной. На мелком месте (1,2 м), максимальная глубина чаши – 2 м. Это помогает в дальнейшем обучении: ученик, научившийся проплывать на мелком месте, продолжает обучение на глубине.
Программа предполагает обучение спортивным способам плавания, нырянию, учебным прыжкам в воду, поворотам, играм в воде и начальной тренировке. Использование в обучении различных поддерживающих средств позволяет ускорить формирование навыка плавания у детей младшего возраста. Индивидуальный подход в обучении детей позволяет выявить
двигательные предпочтения ребенка и определить способ, наиболее удобный для него. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает качественное освоение спортивных способов плавания. По мере овладения навыком плавания, увеличиваются проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок. Это способствует улучшению плавательного навыка.
Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, прививают гигиенические навыки, закаливают организм. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.
В группы принимаются все желающие заниматься спортом в возрасте от 6 до 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Результат программы

Конечным результатом освоения программного курса по плаванию являются: умения, демонстрируемые каждым обучающимся при проплывании дистанции 25 м и 50 м любым избранным способом плавания.

Видео