"Шахматы детям"

Шахматы востребованы со стороны детей и родителей, так как захватывают тем, что эта одна из немногих интеллектуальных игр, где человек может помериться силами в справедливом умственном поединке, в творческом соревновании. Шахматы – важный элемент общечеловеческой культуры. Занятие ими предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Кроме того, шахматы можно рассматривать как универсальный интеллектуальный язык, позволяющий упорядочивать и систематизировать информацию, что помогает во многих сферах человеческой деятельности. Дети, занимающиеся шахматами, более успешно учатся, успешнее справляются с задачами переориентации своей деятельности.

преподаватели

Кутузов Валерий Константинович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Процесс обучения включает три этапа.

На первом этапе ставятся задачи:

- ознакомление детей с шахматной игрой и правилами;

- проявить интерес детей к занятиям шахматами;

- изучить основы игры ее цели и научить детей постановки простейшего мата королю.

Методика обучения состоит в следующем; педагог рассматривает с детьми простейшие

задачи игры, изучает основные правила поэтапного разыгрывания шахматной партии.

Обучает самостоятельно решать простые задачи на постановку мата королю.

На втором этапе задачи расширяются:

- углубленное разучивание дебюта, миттельшпиля и эндшпиля;

- развитие осмысленного понимания шахматной игры.

Методика обучения состоит в следующем: основное направление делается на обучение

детей дисциплинированному мышлению, последовательности рассуждений при поиске

нового хода. Решение задач по времени на 2-3 хода. Обеспечить правильное соотношение

теории и практики.

На третьем этапе задача заключается в том, чтобы углубить знания детей во всех областях шахматной партии. За счет большего количества практических тренировок совершенствовать путь к мастерству и лучшему пониманию игры. Добиваться осмысленного процесса мышления, выносливости, умения самостоятельно работать и добиваться намеченной цели.

Методика обучения заключается в следующем: В тщательном разборе сыгранных партий их анализе. Доведения любой шахматной работы до определенного результата.

Цели программы

Цель программы: создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития способностей ребенка при обучении в игру "Шахматы".

Результат программы

К окончанию периода обучения дети должны: знать

- общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте;

- особенности шахматной борьбы.

Уметь

- разыгрывать дебют в различных вариантах;

- различать виды преимуществ и использовать их при игре;

- разыгрывать шахматные окончания;

- применять тактические удары и комбинации

Материально-техническая база

1. Демонстрационная доска.

2. Шахматы и часы для игры.

3. Компьютер для расчета решений и возможных вариантов игры.

4. Подбор шахматных задач и этюдов.