Шахматы востребованы со стороны детей и родителей, так как захватывают тем, что эта одна из немногих интеллектуальных игр, где человек может помериться силами в справедливом умственном поединке, в творческом соревновании. Шахматы – важный элемент общечеловеческой культуры. Занятие ими предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Кроме того, шахматы можно рассматривать как универсальный интеллектуальный язык, позволяющий упорядочивать и систематизировать информацию, что помогает во многих сферах человеческой деятельности. Дети, занимающиеся шахматами, более успешно учатся, успешнее справляются с задачами переориентации своей деятельности.
преподаватели
Кутузов Валерий Константинович, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Процесс обучения включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
- ознакомление детей с шахматной игрой и правилами;
- проявить интерес детей к занятиям шахматами;
- изучить основы игры ее цели и научить детей постановки простейшего мата королю.
Методика обучения состоит в следующем; педагог рассматривает с детьми простейшие
задачи игры, изучает основные правила поэтапного разыгрывания шахматной партии.
Обучает самостоятельно решать простые задачи на постановку мата королю.
На втором этапе задачи расширяются:
- углубленное разучивание дебюта, миттельшпиля и эндшпиля;
- развитие осмысленного понимания шахматной игры.
Методика обучения состоит в следующем: основное направление делается на обучение
детей дисциплинированному мышлению, последовательности рассуждений при поиске
нового хода. Решение задач по времени на 2-3 хода. Обеспечить правильное соотношение
теории и практики.
На третьем этапе задача заключается в том, чтобы углубить знания детей во всех областях шахматной партии. За счет большего количества практических тренировок совершенствовать путь к мастерству и лучшему пониманию игры. Добиваться осмысленного процесса мышления, выносливости, умения самостоятельно работать и добиваться намеченной цели.
Методика обучения заключается в следующем: В тщательном разборе сыгранных партий их анализе. Доведения любой шахматной работы до определенного результата.
Цели программы
Цель программы: создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития способностей ребенка при обучении в игру "Шахматы".
Результат программы
К окончанию периода обучения дети должны: знать
- общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте;
- особенности шахматной борьбы.
Уметь
- разыгрывать дебют в различных вариантах;
- различать виды преимуществ и использовать их при игре;
- разыгрывать шахматные окончания;
- применять тактические удары и комбинации
Материально-техническая база
1. Демонстрационная доска.
2. Шахматы и часы для игры.
3. Компьютер для расчета решений и возможных вариантов игры.
4. Подбор шахматных задач и этюдов.