Театральная студия "Колобок"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности разработана на основе методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области.

преподаватели

Барабанова Светлана Николаевна

Расписание

Программа рассчитана на один год обучения 72 часа.

Периодичность и продолжительность занятий:2 раза в неделю по 1 академическому часу.

В соответствии с нормами СанПиНа, в МБУ ДО ДТ No4 продолжительность одного часа для дошкольников, объем нагрузки в неделю соответствует рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и Приложению No3 СанПиН 2.4.4.3172-14 составляет 1 час(30 минут).

Содержание программы

Основные темы программы направлены на развитие психических и физических свойств личности ребенка старшего дошкольного возраста:

"Мир вокруг меня" – в увлекательной игровой форме помогает детям познакомиться с окружающим миром, развивает речь, память, внимание.

"Мир фантазии" – развивает воображение, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, помогает снять зажатость и раскрепостить детей.

"Театральный калейдоскоп" – в игровой форме знакомит детей с театром, другими видами искусства, активизирует познавательный интерес.

"Народные праздники и обычаи" – через фольклорные игры и праздники знакомит детей с народными традициями и обычаями, воспитывает любовь к родине и родному краю, развивает речь, пополняет словарный запас ребенка.

"Путешествие в сказку" – через драматизацию известных народных сказок и сочинение новых сказочных историй развивает речь, пластику, воображение детей, активизирует познавательный интерес, воспитывает любовь к чтению, доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Упражнения и игры одной темы связаны сквозной логической цепочкой, направлены на раскрытие темы, используя различные способы подачи материала.

Тема 1: Вводное занятие.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Знакомство с детьми. Игра «Назови свое имя». Игра «Если весело живется». Игра-импровизация "Страна Вообразилия«.

Тема 2: Мир вокруг меня.

2.1. Путешествие в осенний лес.

Ритмопластическая игра «Здравствуй, Осень», "Лесная аэробика«.

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Поездка в лес». "Игры на лужайке«.Стихотворение «Волк и лиса» С.Маршак (диалог). «Лис и мышонок» В.Бианки и др. Упражнение «Поймай хлопок» (на внимание). Упражнения на внимание «Внимательные звери». «Звуки леса» (на слуховое восприятие) Понятия «мимика и «жест». Игра «Изобрази», «Совушка», «Шла коза по лесу», "Воробьи-вороны«.

2.2. Волшебные предметы.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Мыльные пузыри». Загадки «Угадай предмет». Игра "Магазин игрушек«.

Игра «Что мы делали не скажем...» Игра "Превращения предмета«.

2.3. Зимняя прогулка.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Конькобежцы», «Лыжники». Зимние стихи и загадки. Игра «На зимнем дворе» (действия с воображаемыми предметами). Игра "Елочки-пенечки«.

2.4. Удивительное рядом.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Поездка в лес». Считалки. Игры на развитие внимания, памяти. Игра "Кот и мыши".

2.5. В весеннем лесу.

Ритмопластическая разминка "Утро в лесу«.

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «В весеннем лесу». Стихи и загадки о весне. Пластическая импровизация «Лягушки и цапля». Игра "Совушка-Сова«.

2.6. Цирк, цирк.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Речевая гимнастика. Игры на групповое взаимодействие. Этюды «Жонглеры», «Дрессировщики», «Клоуны». Музыкальная игра "Буги-вуги".

2.7. Веселый зоопарк.

Ритмическая разминка "Веселая аэробика".

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.

Стихи «Веселый зоопарк». Игра «Внимательные звери». Игра "Танец маленьких утят".

2.8. Страна мастеров.

Ритмическая разминка. Речевая гимнастика "Поварята«.

Игра на действия с воображаемыми предметами «Король». Игра "Пирог".

Тема 3: В мире фантазии.

3.1. Волшебница Осень.

Ритмопластическая импровизация "Осенние листья«.

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Поездка в лес». Речевая игра "Эхо«.

Упражнение «Поймай хлопок» (на внимание). Игра "У Маланьи, у старушки".

3.2. Морское путешествие.

Ритмо-пластическая импровизация "Аквариум".

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика "Кораблик«.

Игра «Чудо-юдо из яйца» (на развитие воображения). Игра «Море волнуется». Игра "Найди клад«.

3.3. В гостях у Зимушки-Зимы.

Пластическая импровизация «Метель». Загадки о зиме. Этюд «Зимний лес». Сказка «Праздник для елочки» (сочиняем сказку)

3.4. Разговор с природой.

Пластическая импровизация «Подснежники». Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Поездка в весенний лес». Весенние стихи и загадки. Упражнение-игра «Нарисуй музыку». Народная игра "Ручеек«.

3.5. Машина времени.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Полет на самолете». Игры на развитие воображения и фантазии. Игра "В тридевятом царстве«.

3.6. Необыкновенные превращения.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Инсценирование стихотворения. Игра на развитие фантазии и воображения, наблюдательности «Угадай». Игра на эмоциональный настрой "Улитка«.

3.7. Путешествие на воздушном шаре.

Пластическая импровизация «Полет». Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Стихотворение. Игры на коллективность взаимодействия «Перестроения». Игра "Капитаны«.

3.8. Волшебная корзинка.

Ритмическая разминка. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Игра «Оживи предмет». Игра «Волшебные превращения». Игра "Баба-Яга".

Тема 4: Театральный калейдоскоп.

4.1. Что такое театр.

Беседа «Что такое театр». Просмотр в/фильма. Загадки на тему "Театр".

4.2. Виды театров.

Какие бывают театры. Просмотр видеофильма. Игра в теневой театр (театр теней).

4.3. Театральный этикет.

Правила поведения в театре. Стихотворение А.Барто "В театре".

4.4. В гостях у Петрушки.

Народный театр. Театр Петрушки. Скоморохи. Фольклорные игры. Потешки. Небылицы. Игра "Шла коза по лесу«.

4.5. Театральное закулисье.

Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии.Просмотр в/фильма. Загадки.

4.6. Волшебный мир театра.

Просмотр детского спектакля. Встреча с актерами. Концертная программа «Мы-артисты» совместно с родителями.

Тема 5: Народные праздники и обычаи.

5.1. Новый год.

Новый год. Традиции и обычаи разных народов. Загадки. Веселые новогодние конкурсы, хороводные игры.

5.2. Рождество.

Рождество: традиции и обычаи. Вертеп. Слушание музыки. Колядки.

5.3. Масленица.

Традиции и обычаи. Потешки. Фольклорные игры. «Широкая Масленица» – конкурсно-игровая программа совместно с родителями. Народные игры «Пузырь», «Дударь» и др.

Тема 6: Путешествие в сказку.

6.1. "Репка".

Викторина «Путешестие по сказкам». Чтение сказки (аудиопрослушивание, видеопросмотр). Этюдные импровизации. Работа над пластикой и выразительностью речи сказочного персонажа. Лепка (рисование) сказочного персонажа. Сказка «Репка» (совместная импровизация детей и родителей по мотивам русской народной сказки)

6.2. "Лесная сказка".

Загадки о животных и природе. Этюды «Встречи в лесу». Сочинение сказки.Рисование сказки. Показ «Лесная сказка». Веселые конкурсы совместно с родителями.

6.3. "Подарок для мамочки".

Слушание музыки. Пластические этюды «Ежик и цветы». Работа над выразительностью жестов, пластики. Показ сказки «Подарок для мамочки». «Веселые конкурсы», стихи о маме.

6.4. "Праздник для елочки".

Сочинение сказки на предложенную тему (новогодняя сказка). Этюды на взаимодействие. Работа над сказкой. Рисование сказки. Показ сказки "Праздник для елочки".

6.5. "Теремок".

Чтение сказки (просмотр мультфильма). Работа над сказкой. Инсценирование сказки с мягкими игрушками. Показ сказки «Теремок» совместно с родителями.

6.6. "Заячья избушка«.

Чтение сказки (аудио(видео)прослушивание(просмотр)). Работа над сказкой «Заячья избушка». Этюды «Заяц и Лиса», «Петух и лиса». Игра-танец «Весенняя капель». Показ сказки «Заячья избушка» (совместно с родителями).

Тема 7: Итоговое занятие.

Диагностические творческие задания по театрализованной деятельности: развитие речи, пластическая выразительность, эмоциональность, внимание, память, воображение, коллективное взаимодействие.

 

Цели программы

Создание условий для развития творческих способностей и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами театральной педагогики.

Результат программы

 

Планируемые результаты:
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический, стихотворный текст.
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Передавать образы и эмоции через слово, пластику, жест.
- Сочинять небольшие сюжетные истории, сказки, этюды по сказкам.
- Знать что такое театр и виды театров.
- Знать народные игры, праздники, обычаи.
- Взаимодействовать с детьми и взрослыми, Доброжелательно относиться к другим детям и взрослым

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

- Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и  звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;
- инструмент (фортепиано, синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
- Ширма театральная
- Куклы перчаточные
- Настольный театр
- Художественная литература
- Маски, шапочки
- Стилизованные костюмы
- Наличие фоно- и видеотеки с записями различных сказок, выступлений коллективов.
- Нотные издания с музыкальными произведениями, вокальными произведениями, детскими песнями.