Школа безопасности

Программа «Школа безопасности» является комплексной, состоящей из двух модулей.

Модуль 1 (72 часа в год) и модуль 2 (144 часа в год) являются неотъемлемыми частями программы и изучаются обучающимися параллельно.

В программе даются знания по туризму, краеведению, топографии и ориентированию, навыкам выживания в природных условиях. Полученные знания школьники закрепляют на практике, участвуя в туристических походах, соревнованиях движения «Школа безопасности» и спортивному туризму.

преподаватели

Некрасов Владимир Васильевич

Расписание

Теоретические занятия 2 часа по 40 мин. - 1 раз в неделю. Практические занятия по 2 часа 2 раза в неделю.

Содержание программы

Содержание программы 1-го года обучения

1. Туристская подготовка

1.1 Введение. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.

1.2 Туристское снаряжение.

1.3 Организация туристского быта.

1.4 Организация путешествий.

1.5 Техника и тактика пешеходного туризма.

1.6 Туристские слеты и соревнования.

2. Топография и ориентирование.

2.1 Топографическая и спортивная карта.

2.2 Компас. Работа с компасом.

2.3 Измерение расстояний.

2.4 Способы ориентирования в походе.

2.5 Соревнования по ориентированию.

3. Основы гигиены и первая помощь.

3.1 Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

3.2Походная медицинская аптечка.

3.3 Основные приемы оказания первой помощи в походе.

3.4 Приемы транспортировки пострадавшего.

4. Краеведение.

4.1 Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

4.2 Изучение района путешествия.

4.3 Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

5. Специальная подготовка.

5.1 Экстремальные ситуации в природной среде.

5.2 Психологические основы выживания в природных условиях.

5.3 Основные правила поведения в экстремальных ситуациях.

5.4 Всероссийское движение и соревнования "Школа безопасности".

6. Общая физическая подготовка.

Содержание программы 2-го года обучения

1. Туристская подготовка

1.1 Введение. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.

1.2 Туристское снаряжение.

1.3 Организация туристского быта.

1.4 Организация путешествий.

1.5 Техника и тактика пешеходного туризма.

1.6 Туристские слеты и соревнования.

2. Топография и ориентирование

2.1 Топографическая и спортивная карта

2.2 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

2.3 Соревнования по ориентированию

3. Основы гигиены и первая помощь

3.1 Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

3.2 Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

3.3 Основные приемы оказания первой помощи в походе

3.4 Приемы транспортировки пострадавшего

4. Краеведение

4.1 Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

4.2 Изучение района путешествия.

4.3 Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы.

5. Специальная подготовка.

5.1 Чрезвычайные ситуации природного характера и действия в случае их возникновения.

5.2 Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе.

5.3 Ориентирование и сохранение движения без компаса и карты.

5.4 Изготовление временных укрытий в летний и зимний период.

5.5 Изготовление одежды и снаряжения из подручных средств.

5.6 Способы добычи пищи и воды.

5.7 Организация поисково-спасательных работ силами группы.

5.8 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.9 Соревнования "Школа безопасности".

6. Общая физическая подготовка

 

Цели программы

Формирование умения адаптироваться в экстремальных ситуациях различного характера, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни.

Результат программы

По окончанию 1-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасности в природных условиях;

- туристскую терминологию;

- состав личного и группового снаряжения для похода с ночевкой;

- перечень продуктов, пригодных для питания во время туристического похода;

- принцип работы компаса, основные принципы картографического изображения;

- элементарные правила охраны природы;

- состав и назначение специального туристского снаряжения;

- основные сведения из истории родного города и особенности природы региона;

- условные знаки топографических и спортивных карт;

Обучающиеся должны уметь:

- укладывать туристский рюкзак, выполнять подгонку снаряжения и уход за ним;

- экипироваться для участия в туристских мероприятиях в разные сезоны;

- выбирать места для привалов и биваков, устанавливать палатки различных типов;

- разжигать костёр, принимать участие в заготовке дров, хвороста;

- готовить пищу на костре;

- вязать основные узлы;

- обрабатывать раны и накладывать повязки;

- изготавливать носилки и транспортировать пострадавшего;

- надевать и подгонять индивидуальное страховочное снаряжение ;

- преодолевать естественные препятствия с использованием спец. снаряжения;

- определять азимут на предметы с помощью компаса;

- понимать топографическую и спортивную карты;

- определять расстояние до недоступного объекта (ширину реки);

- успешно проходить дистанцию по спортивному ориентированию;

- участвовать в соревнованиях по технике пешеходного туризма;

- выполнять краеведческие задания на туристском маршруте.

 

По окончанию 2-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

- состав, особенности личного и группового снаряжения для многодневного похода;

- названия и суть технических и тактических приемов при движении на маршруте;

- назначение и применение основных туристских узлов;

- основные сведения по истории родного города;

- основные источники опасности в природной среде;

- действия в случае потери ориентировки.

Обучающиеся должны уметь:

- оборудовать места для привалов и биваков, развести костер;

- составлять меню и раскладку продуктов, выполнять их фасовку и упаковку;

- вязать основные узлы;

- выполнять обязанности по туристским должностям;

- знать состав и уметь пользоваться медицинской аптечкой группы;

- проводить иммобилизацию конечности, изготавливать жесткие носилки из подручных материалов и транспортировать пострадавшего;

- читать и изображать топографические знаки, определять рельеф по карте;

- двигаться по азимуту с помощью компаса;

- измерять расстояния на карте и на местности;

- успешно проходить дистанцию по спортивному ориентированию;

- надевать, подгонять индивидуальное страховочное снаряжение;

- правильно использовать страховку;

- соблюдать правила поведения в группе; дружно работать в паре, группе; поддерживать доброжелательный тон общения;

- работать под руководством педагога с различными источниками информации;

- определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам;

- определять направления выхода в случае потери ориентировки;

- разрабатывать маршрут по интересным местам своего края;

Личностные качества и ценностные ориентиры, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

- избегать попадания в экстремальные ситуации и адекватно действовать в случае их возникновения;

- принимать самостоятельно несложные решения, оценивать поступки;

- проявлять терпение, трудолюбие, ответственность;

- уметь работать в коллективе, проявлять взаимовыручку, сотрудничество, доброжелательность, заботиться о младших товарищах;

- любить природу, предпочитать участие в туристских мероприятиях, активный отдых в условиях дикой природы другим видам времяпрепровождения;

- понимать границы физических возможностей своего организма, стремиться достичь большего. Принимать здоровый образ жизни как норму;

- осознавать важность бережного отношения к природе.

 

Особые условия проведения

В связи с различием типов финансирования необходимо записать ребенка в две группы одновременно – Модуль 1 и Модуль 2.

Обучение лишь по одному из модулей невозможно, т.к. они являются неотъемлемыми составляющими комплексной образовательной программы.

Занятия проводятся в группах постоянного состава.

Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. 

Особое внимание при изучении каждой темы годового цикла, проведения каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия  уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Программа предполагает углубленное изучение вопросов выживания и деятельности туриста, спортсмена в экстремальных условиях природной среды и непосредственно на дистанциях (этапах) соревнований. 

 

Материально-техническая база

Кабинет для занятий – школьная доска, школьные парты, стулья, мультимедийная установка, экран, компьютер. Канцелярские товары для ведения краеведческих записей.

Оборудование и материалы – туристское снаряжение и оборудование для походов, картографические материалы и схемы, спортивная карта ближайшего сквера или парка, фотографии, рисунки объектов культурного и исторического наследия родного края, дидактический материал по темам программы. Для проведения соревнований, турслётов необходимо достаточное количество специального туристского снаряжения.

 

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.

Доступна оплата сертификатом ПФДОД.