Юные туристы-краеведы

Программа «Юные туристы- краеведы» является комплексной, состоящей из двух модулей.

Модуль 1 (72 часа в год) и модуль 2 (144 часа в год) являются неотъемлемыми частями программы и изучаются обучающимися параллельно.

Программа предусматривает постижение основ спортивного туризма и знакомство с историей города и родного края. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всё возрастающей гиподинамии школьников с её негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений. Краеведческая составляющая программы предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, традициями и обычаями предков. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю.

Педагоги

Торочкова Виктория Александровна

Астахова Наталья Яковлевна

Симонова Тамара Георгиевна

Синицкая Татьяна Игоревна

 

Расписание

Занятия проводятся: теоретические - 1 - 2 р. в неделю по 2 ак. часа; практические - 1-2 занятия на местности или 1 поход в месяц.

Содержание программы

 1.Введение. Техника безопасности.

2. Туристская подготовка. Туристское снаряжениею Организация туристского быта. Техника пешеходного туризма. Организация путешествий. 

3. Основы гигиены и первая помощь в походе

4. Ориентирование и топография. План и карта местности. Условные знаки. Компас. Ориентирование по компасу и карте. Соревнования по ориентированию.

5. Основы краеведения. Летопись родного края. Культурное наследие нашего края. Родословие и земляки. Учебные экскурсии

6. Турист – друг природы.

7. Общая физическая подготовка.

8. Учебно-тренировочные походы, тренировки и участие в соревнованиях

9. Проведение зачётного похода (вне сетки часов)

 

Цели программы

Расширение образовательного пространства и создание условий для развития здоровой, культурно насыщенной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребёнка на основе занятий туризмом и краеведением; устойчивое вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность.

Результат программы

По окончанию 1-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

- основное туристское снаряжение;

- правила безопасности в природных условиях;

- туристскую терминологию;

- состав личного снаряжения для однодневного похода;

- что изучает краеведение;

- основные сведения из истории родного города;

- особенности природы своего региона;

- памятники и памятные места города.

Обучающиеся должны уметь:

- собирать рюкзак для однодневного походас учётом погодных условий;

- выполнять 1-2 походные должности по выбору;

- совершать пешеходные походы, познавательные прогулки (городские и в природу) протяженностью до 5 км;

- разжигать костёр, принимать участие в заготовке дров, хвороста;

- вязать основные узлы (прямой, восьмёрка, проводник);

- обрабатывать раны и накладывать простейшие повязки;

- транспортировать пострадавшего в несложных случаях (на руках);

- преодолевать простейшие естественные препятствия (завалы, лесные массивы) и простые водные преграды (ручьи, канавы);

- понимать простейший план местности, знать условные знаки;

- определять стороны горизонта по компасу;

- сопоставлять карту с местностью и со сторонами горизонта;

- участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию;

- участвовать в экологических акциях, проектах;

- наблюдать за объектами растительного и животного мира в своём ближайшем окружении;

- соблюдать правила поведения в музее и на экскурсии.

По окончанию 2-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

- состав личного и группового снаряжения для похода с ночевкой в полевых условиях;

- назначение и применение основных туристских узлов (прямой, проводник, восьмёрка, встречный, булинь и др.)

- условные знаки топографических и спортивных карт;

- основные сведения по истории родного города, объекты исторического и культурного наследия родного края;

- что такое краеведческое исследование.

Обучающиеся должны уметь:

- укладывать личное снаряжение в рюкзак;

- устанавливать палатки основных типов;

- организовать личное место для ночлега в полевых условиях;

- уметь пользоваться групповым снаряжением;

- убирать места привалов и ночлегов;

- вязать основные узлы (прямой, проводник, восьмёрка, встречный, булинь);

- знать состав и уметь пользоваться медицинской аптечкой группы;

- изготавливать мягкие носилки из подручных средств и транспортировать пострадавшего;

- преодолевать несложные естественные препятствия (без использования спец. снаряжения): спуск, подъём по склону, переправа по бревну, по верёвкам и др.

- участвовать в туристских слётах и соревнованиях в качестве участника.

- понимать топографическую и спортивную карты;

- определять азимут на предметы с помощью компаса;

- успешно проходить дистанцию своего возраста на соревнованиях по спортивному ориентированию;

- выполнять простейшие краеведческие задания,

- выполнять учебную исследовательскую работу с помощью взрослых;

- участвовать в экологических акциях.

Личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и взаимопомощь;

- приобретение навыков общения и развитие коммуникативных способностей;

- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

При этом предполагается, что после окончания обучения желающие школьники (не менее 25% учащихся) могут продолжить заниматься по программам туристско-краеведческой направленности.

Особые условия проведения

В связи с различием типов финансирования необходимо записать ребенка в две группы одновременно – Модуль 1 и Модуль 2.

Обучение лишь по одному из модулей невозможно, т.к. они являются неотъемлемыми составляющими комплексной образовательной программы.

Занятия проводятся в группах постоянного состава. Рекомендуемый количественный состав учебной группы – не более 15 человек.

Виды занятий. Теоретические занятия организуются в классе в форме учебных занятий, бесед, работы с наглядными пособиями, тематических выступлений учащихся. Полученные знания обязательно закрепляют на практике.Практические занятия организуются в классе и на местности в форме упражнений, обучающих тестов, демонстрации и использовании туристского оборудования, мини-соревнований, игр, творческих заданий, наблюдений в природе и т.п. Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе(школьный двор, ближайшая лесопарковая зона).

В программе предусмотрены соревнования по спортивному ориентированию и туризму, что является важной составной частью спортивной подготовки детей. Основной целью соревнований на данном начальном этапе является приобретение соревновательного опыта, а также повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса. При этом дистанции должны быть специально спланированы для младших школьников.

Основное место в практической деятельности по программе занимают учебно-тренировочные походы, туристские прогулки, краеведческие экскурсии – по городу, музейные и в природу. Предполагаются экскурсии по всем направлениям Всероссийской экспедиции «Моя Родина – Россия»«: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Дорогами дружбы», «Отчизны верные сыны», «Историко-архитектурные места», «Природные богатства родного края». В разделе «Методическое обеспечение» приведены примерные краеведческие объекты г. Дубны по всем экскурсионным направлениям и маршруты однодневных туристских походов.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий – школьная доска, школьные парты, стулья, мультимедийная установка, экран, компьютер.Канцелярские товары для ведения краеведческих записей.

Оборудование и материалы – туристское снаряжение и оборудование, картографические материалы и схемы (пришкольный участок, улица, город, область), спортивная карта ближайшего сквера или парка, фотографии, рисунки объектов культурного и исторического наследия родного края, атласы-определители растений и животных родного края, дидактический материал (игры, викторины, карточки-задания, лото и т.п.) по темам программы.Для проведения соревнований, турслётов необходимо достаточное количество специального туристского снаряжения (страховочные системы, веревки, карабины, спусковые устройства, жумары и пр.).

Стоимость

 

Занятия проводятся на бюджетной основе.

 Доступна оплата сертификатом ПФДОД.