Юный путешественник

Программа «Юный путешественник» является комплексной, состоящей из двух модулей.

Модуль 1 (72 часа в год) и модуль 2 (72 часа в год) являются неотъемлемыми частями программы и изучаются обучающимися параллельно.

Программа может быть использована в качестве вводного блока для любой многолетней программы туристской подготовки. Фактически предлагаемая программа является ориентационным курсом для вовлечения обучающихся в детско-юношеский туризм, является первой ступенью для перехода к дальнейшей краеведческой, экологической, спортивно-туристской деятельности школьников.

Краеведческая составляющая программы предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, традициями и обычаями предков, что позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю.

Занятия туристско-краеведческой деятельностью (ТКД) представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей и подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всё возрастающей гиподинамии школьников с её негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений.

Педагоги

Астахова Наталья Яковлевна

Торочкова Виктория Александровна

Расписание

 Теоретическое занятие 1 раз в неделю – 2 часа по 40 мин.; 1 практическое занятие на местности ( 4 часа) в месяц.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Раздел 2. Первый поход. Туристская подготовка.

2.1 Тема "Организация туристского похода".

2.2 Тема "Туристское снаряжение".

2.3 Тема "Организация туристского быта".

2.4 Тема "Питание в походе".

2.5 Тема "Основы гигиены и первая доврачебная помощь".

2.6 Тема "Топография и ориентирование на местности".

Раздел 3. Турист – друг природы.

3.1 Тема "Растительный и животный мир своего региона".

3.2 Тема "Участие в экологических акциях".

Раздел 4. Турист – знаток родного края.

4.1 Тема "Летопись родного края".

4.2 Тема "Культурное наследие родного края".

4.3 Тема "Экскурсионные объекты по программе".

Раздел 5.Общая физическая подготовка.

Раздел 6. Учебно-тренировочные походы, тренировки и соревнования по туризму.

 

Цели программы

Развитие здоровой, культурно насыщенной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребёнка на основе занятий туризмом и краеведением; устойчивое вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- основное туристское снаряжение;

- правила безопасности в природных условиях;

- туристскую терминологию;

- состав личного снаряжения для однодневного похода;

- что изучает краеведение;

- основные сведения из истории родного города;

- особенности природы своего региона;

- памятники и памятные места города.

Обучающиеся должны уметь:

- собирать рюкзак для однодневного похода;

- выполнять 1-2 походные должности по выбору;

-совершать пешеходные походы, познавательные прогулки протяженностью до 5 км;

- определять стороны горизонта по компасу;

- понимать простейший план местности, находить на карте свою улицу, дом, школу;

- участвовать в экологических акциях, проектах, выполнять простые поручения;

- наблюдать за объектами растительного и животного мира в ближайшем окружении;

- соблюдать правила поведения в музее и на экскурсии.

Личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и взаимопомощь;

- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

Особые условия проведения

В связи с различием типов финансирования необходимо записать ребенка в две группы одновременно –    Модуль 1 и Модуль 2.

Обучение лишь по одному из модулей невозможно, т.к. они являются неотъемлемыми составляющими комплексной образовательной программы.

 

В программе предусмотрены соревнования по спортивному ориентированию и туризму, что является важной составной частью спортивной подготовки детей. Основной целью соревнований на данном начальном этапе является приобретение соревновательного опыта, а также повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса. При этом дистанции должны быть специально спланированы для обучающихся начального уровня.

Основное место в практической деятельности по программе занимают учебно-тренировочные походы, туристские прогулки, краеведческие экскурсии – по городу, музейные и в природу. Предполагаются экскурсии по всем направлениям Всероссийской экспедиции «Моя Родина – Россия»«: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Дорогами дружбы», «Отчизны верные сыны», «Историко-архитектурные места», «Природные богатства родного края». В разделе «Методическое обеспечение» приведены примерные краеведческие объекты г. Дубны по всем экскурсионным направлениям.

Материально-техническая база

Технические устройства: Компьютер, мультимедийный проектор.

Снаряжение для спортивного ориентирования: спортивные карты – полигоны для занятий, спортивные карты для соревнований, оборудование для постановки дистанции, спортивные карты для соревнований, оборудование для постановки дистанции, компас жидкостной, секундомер, скотч широкий.

Туристское снаряжение: Коврики туристские, спальные мешки, палатки на дугах 2-4 местные, рукавицы костровые, рюкзаки 30-40 л, перчатки хлопчатобумажные, топоры, веревки статические, репшнуры, таганки или тросики, пила двуручная или цепочная, лопата саперная, тент туристский 3×4 м, набор котлов для приготовления пищи (8 и 6 л), жерди длинные и короткие, аптечка ПМП.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.

Доступна оплата сертификатом ПФДОД.