ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» (480 час.)

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта. Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих. Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской. Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировки по различным видам спорта, в занятия физической культурой людей старшего возраста. Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер. Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность

преподаватели

Все тренеры-преподаватели имеют высшее образование, высшую и первую квалификационную категорию.

Расписание

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Содержание программы

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед непосредственно в учебно-тренировочном процессе.

 

Вводное занятие. Знакомство с видом спорта. История учреждения, достижения и традиции. Права и обязанности учащихся. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.

Места занятий, оборудование, инвентарь. Требования к спортивной одежде и обуви.

Понятие о гигиене и санитарии. Гигиенические знания и навыки. Значение закаливания, Основы и принципы. Средства закаливания – солнце, воздух, вода.

Режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований

Правила дорожного движения.

Правила перехода проезжей части дорог. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Светоотражающие элементы. Сигналы светофора. Правила поведения на воде, льду. Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу.

Правила соревнований. Значение спортивных соревнований и их виды.

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. -Понятие о тренированности, утомлении, перетренированности.

Понятие о травмах. Причины травм. Значение разминки на занятиях.

Профилактика вредных привычек.

Физическая культура и спорт в России Выдающиеся отечественные спортсмены легкоатлеты (чемпионы и призеры Олимпийский игр, чемпионатов мира и Европы, рекордсмены мира и Европы, края, города)

Общая физическая подготовка

 

Для развития общей физической подготовки используются следующие упражнения:

-Ходьба и бег, кроссовая подготовка.

-Закрепление навыка правильной осанки.

-Закрепление навыка правильного положения головы, туловища, постановки стоп и движений ног и рук в медленном беге.

-Ходьба и бег с изменением амплитуды и характера движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.

-Ходьба и бег с различными положениями и движениями рук, туловища и головы.

-Ходьба и бег в различных формах коллективного передвижения.

Прыжки.

-Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания.

-Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.

-Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные препятствия с места и с разбега.

-Упражнения с длинной скакалкой: пробегания через вращающуюся скакалку в разных направлениях, перепрыгивания через качающуюся скакалку, одиночные и групповые прыжки различными способами.

-Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.

Метание и ловля

-Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и размера, изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.

-Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой.

Простейшие виды построений и перестроений

-Основные положения и движения рук, ног и туловища без предметов и с предметами.

-Упражнения разностороннего воздействия для плечевого пояса, туловища и ног, проводимые с музыкальным сопровождением и без него.

-Доступные упражнения в смешанных и простых висах с различными хватами.

-Лазание в различных направлениях в смешанных и простых висах на гимнастической стенке.

-Перелезания через препятствия.

Специальная физическая подготовка

Упражнения на развитие физических качеств:

Быстрота:

-Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на дистанции до 20 м, «челночный бег» (3×10м).

-Повторный бег в режиме максимальной интенсивности на дистанции до 20 метров, до 100м

Ловкость:

-Бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре.

-Прыжки через скакалку; пробегание коротких отрезков из различных исходных положений.

Скоростно-силовые качества:

– Бег по наклонной плоскости.

-Многоскоки с преодолением препятствий высотой до 10-15 см

-Броски набивных мячей массой до 1 кг из разных исходных положений (сбоку, снизу, сверху, от груди).

-Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м

-Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см) на дистанции 8-10 м

Выносливость:

-Равномерный бег до 1,5 км в режиме умеренной интенсивности.

-равномерный бег, чередующийся с ходьбой до 1 км.

-Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с равномерным бегом в режиме большой интенсивности до 100 м.

 

Упражнения на развитие гибкости:

-Ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахов ногами;

-Наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах.

-Прыжки со скакалкой.

Упражнения на развитие ловкости и координации:

-Произвольное преодоление простых препятствий.

-Передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе.

-Ходьба по гимнастической скамейке с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями, воспроизведение заданной игровой позы по заданию.

Упражнения на формирование осанки:

-Упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, ходьба с заданной осанкой, виды стилизованной ходьбы.

-Упражнения для развития силовых способностей:

-Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги.

-Упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 1 кг, гимнастические палки) с включением в работу основных мышечных групп.

-Упражнения для развития гибкости:

-Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях.

Упражнения на развитие ловкости и координации:

-Преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т. д.

-Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями ногами и руками.

-Равновесие типа «ласточка» на широкой и ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; воспроизведение поз по заказу и словесному описанию.

-Упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; «выключение» и «включение» звеньев, полное расслабление всех мышц.

-Упражнения на формирование осанки:

-Комплексы корригирующих упражнений; на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба.

-Передвижения с заданной осанкой; ходьба под музыкальное сопровождение, танцевальные движения.

-Упражнения на развитие силовых способностей:

-Лазание по гимнастической стенке (комплексы упражнений с различной направленностью передвижений)

-Перелезания через препятствия с опорой на руки.

-Подтягивание в висе лёжа;

-Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на гимнастическую скамейку.

-Комплексы упражнений с гантелями (малыми), набивными мячами (до 1 кг).

-Прыжковые упражнения; многоскоки; прыжки с продвижением поочерёдно на правой и левой.

 

Технико-тактическая подготовка

 

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие дистанции

- прыжки в длину

- метание мяча

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов.

Задача 1. Ознакомить с техникой бега. Решение этой задачи начинается с выявления

индивидуальных особенностей занимающихся.

Задача 2. Обучить технике бега по прямой. Основным средством обучения будет многократный бег с бег с ускорение на различных отрезках, который проводится сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега с более высокой скоростью

Задача 3.Обучить технике бега по повороту.

Задача 4.Обучить технике бега высокого старта и стартовому ускорению

Задача 5.Обучить технике финиширования.

Задача 6. Техники бега в целом.

Важным условием приобретения того или технического приема является сознательное отношение спортсмена к учебному процессу, осмысливание каждого движения.

Бег. Медленный бег в равномерном темпе. Бег широким шагом на носках. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег с ускорением на отрезке. Кроссовый бег, стартовый разбег; старты из различных положений; бег с ускорением и на время. Кроссовый бег по пересеченной местности.

Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», отработка отталкивания.

Ознакомление с техникой бега на короткие дистанции. Рассказ, показ. Обучение технике бегового шага. Пробегание отрезков 20-30-40 м с высокого старта в среднем и быстром темпе, акцентируя постановку стопы с передней части, сохраняя правильный наклон туловища, положение головы и сочетая ритм движения ног с работой рук. То же в игровой обстановке (эстафеты линейные и встречные). Обучение технике бега с высокого старта и стартовому разгону. Овладение положениями «на старт», " «марш». Выход со старта под команду и самостоятельно с пробеганием отрезков 20-30 м.. Пробегание отрезков 20 м. с высокого старта на время. Обучение финишированию. Набегание на финишную ленточку с 20 м. со средней и большой скоростью, акцентируя ускорение на последних шагах. Обучение технике бега на короткие дистанции в целом. Пробегание дистанций 60-80-100 м. в среднем и быстром темпе без времени (повторно) и на время, участие в курсовках (прикидках) и на соревнованиях.

Простейшие тактические действия,применяемые в подготовке к соревнованиям и на тренировке. Групповые и командные действия при использовании подвижных и спортивных игр. Тактика бега по дистанции.

 

Спортивные и подвижные игры

 

Преподаватель выбирает самостоятельно: Индивидуальные, парные, коллективные игры.

Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метания) видов движений. Эстафеты. Упражнения при горизонтальном положении туловища. Упражнения в положении туловища ниже горизонтального.

Примерный перечень подвижных игр

"Охотник (и) и звери", " Рыбак и рыбки«, «Бездомный заяц», «Кто быстрее?», «Ровным кругом» (сделай фигуру), «Совушка», «Карусель», «Зайцы и волк», «Кошка и мыши», «Пятнашки», «Не мочи ног», «Мышеловка», «Ловишки с мячом», «Космонавты», «Биты», «Не оставайся на полу» (земле), «Кого назвали, тот ловит мяч», !Пожарные«, «Кегли», «Колпак и палочка», «Караси и щука», «Камешки», "Пустое место«.

Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Пройди и не урони» (ходьба по доске или скамейке с мешочком на голове), «Не сходи со шнура» (прыжки на одной ноге по расположенному на полу шнуру), «Попади мячом в цель» (метание в горизонтальную цель), «Кто ловкий?» (бежать и нести шарик в ложке), «Канатоходец» (пройти по канату, положенному на полу, на четвереньках, опираясь руками о канат), «Кто дальше прыгнет?» (прыгнуть в длину с места через положенный на полу канат), «Чья команда сильнее?» (перетягивание каната), «Кто бросит дальше?» (метать правой и левой рукой вдаль), «Передай мяч» (передавать мяч над головой от первого члена команды к последнему – кто быстрее?), «Пронести мяч» (пройти определённое расстояние, ударяя мяч о пол), "Мяч о стенку«

(ударять мяч о стенку и ловить его), «Попади мячом в кольцо» (с расстояния 2 м), «Перепрыгнули ручеёк» (перепрыгнуть через две положенные на расстоянии палки), «Бросаю- ловлю» (посчитаем вместе, сколько раз ты поймаешь мяч), «Кто быстрее?» (прыжки вперёд с мячом, зажатым между коленями), «Трудные препятствия» (пронести два ведёрка, наполненных водой; быстро перенести картошку в ложке).

Спортивные игры (по упрощенным правилам): ручной мяч, баскетбол, футбол

 

Подвижные игры с элементами спортивных игр:

 

Подвижные игры с элементами баскетбола. Игры с передачей, ловлей мяча – «Играй, играй мяч не теряй», «10 передач», «Обгони мяч», «За мячом», Игры для обучения ведению мяча и броску – «Ловец с мячом», " Пять бросков", "Мяч капитану«

Подвижные игры с элементами волейбола. Техника безопасности на занятиях. Игры: «Мяч над головой», «Мяч перед собой»; игровые упражнения «Передача центральному», «Волейбольные салочки», «Завладей мячом», «Прими подачу», Эстафеты с элементами волейбола – «Мяч капитану», «Передача мяча с третьего темпа ». "Поймай и передай«.

Подвижные игры с элементами футбола. Техника безопасности на занятиях. Подвижные игры: «Выбей мяч из круга», «Забей гол». Дриблинг и передачи – «Передачи мяча ногами», «Передача мяча головой», «Передай пас», «Точно в цель», «Передача мячей по кругу», «Светофор», «Топ-танец», «Охота на индюков», " Обманный мяч".

Подвижные игры на местности, в том числе зимние:

"По местам«, «Попади снежком в цель», «Захват флага», «День и ночь», «Кто дальше!», "Слалом".

 

Общеразвивающие игры

 

"Эстафета с бегом«, «У медведя во бору», «Колдун», «Мяч среднему», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Ловцы», «Пустое место», «Космонавты», «Волк во рву», "Прыгающие воробушки".

 

Эстафеты:

 

В парах, с мячами, со скалками, с обручем.

На месте, встречная эстафета, круговая, простая, большая, эстафета чехарда, поезд.

 

Соревновательная деятельность

 

Участие в соревнованиях согласно плана спортивно-массовых мероприятий.

Цели программы

Цель программы – физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее мотивированных и одаренных обучающихся, создание условий для прохождения предпрофессиональной подготовки, в том числе подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Основными задачами реализации Программы являются:

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- повышение уровня теоретической, физической, психологической и технической подготовленности;

- приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

- повышение спортивной квалификации;

- приобретение навыков в организации и проведении судейства соревнований по избранному виду спорта;

- формирование педагогического опыта в организации и проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и оздоровительной физической культуры.

Результат программы

В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся должен:

знать/понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь:

- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- планировать занятия, прогнозировать, корректировать, и оценивать их результативность;

- взаимодействовать с членами команды и иными участниками физкультурной деятельности;

- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

- осуществлять судейство соревнований по одному из базовых видов спорта;

- организовать игры или коллективные физкультурные занятия во дворе, школе, оздоровительном лагере и т.п.

владеть/использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;

- выбора индивидуальной траектории физического развития профессионального самоопределения в области физической культуры и спорта.

Материально-техническая база

Учебно-тренировочные занятия проводятся на базах общеобразовательных школ (спортивные залы, футбольные поля, спортивные площадки), функционирующих в сельских населенных пунктах Коломенского городского округа.

Стоимость

Обучение бесплатное