ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДЗЮДО»

Дзюдо – японское боевое искусство, созданное выдающимся мастером просвятителем Дзигаро Кано (1860–1938 г.г). Им были сформулированы основные правила и принципы тренировок и проведения соревнований. Он обобщил и систематизировал достижения множества самостоятельно существовавших направлений школ дзюдо.

Как средство физического воспитания, дзюдо направлено на развитие силы, укрепление здоровья и умения полностью раскрыть свои возможности. Дзюдо включает в себя технику борьбы стоя (броски), технику борьбы лёжа (удержания, удушающие и болевые приемы) и демонстрационное дзюдо (ката – демонстрация приёмов и специальных упражнений). В реализации этих функций дзюдо участвуют все системы организма. При рациональных тренировочных занятиях функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создаёт условия для плодотворной и результативной работы.

Дзюдо – это не просто борьба, это философия, согласно которой человек должен быть настойчивым, мужественным, скромным, уважать других людей. В дзюдо ценятся самые лучшие качества человека: вежливость, смелость, искренность, решительность, наблюдательность и чувство меры.

Заниматься дзюдо можно с любым уровнем физической подготовки и в любом возрасте. Более того, даже люди с ограниченной двигательной активностью, могут заниматься японской борьбой дзюдо. Дзюдо абсолютно безопасно благодаря экипировке. Кроме того, перед тем как изучать захваты и броски, все учащиеся проходят систему защиты и страховки. Дзюдо развивает физические способности и самодисциплину.

Одна из целей дзюдо – развить в человеке гибкость, ловкость, координацию, концентрацию. Задача борьбы состоит не в том, чтобы победить противника физической силой, а в том, чтобы лишить противника точки опоры, равновесия и быстро среагировать, взять преимущество, использовать силу противника в своих целях. Один из принципов дзюдо – мягкость. Нужно уступить сопернику и его силе, а затем использовать его преимущества в собственных интересах.

В наше время дзюдо – один из самых популярных видов борьбы в мире. В Японии дзюдо занимается около 8 миллионов человек, а в остальном мире – около 20 миллионов. Дзюдо ценят взрослые люди за возможность поддерживать физическое здоровье и бодрость духа. Детей отправляют учиться дзюдо, чтобы воспитать силу духа, стремление к победе, уважению и справедливости.

преподаватели

Все тренеры-преподаватели имеют высшее образование, высшую и первую квалификационные категории.

Расписание

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Содержание программы

Теоретическая подготовка

 

Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке дзюдоиста.

Главная ее задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать

действия на татами как свои, так и соперника, не механически выполнять указания тренера- преподавателя, а творчески подходить к ним..

Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки борца и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед и теоретических занятий непосредственно в учебно-тренировочном процессе. Особое значение придается изучению теории избранного вида спорта. При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по дзюдо, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Начинающих дзюдоистов необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией за действиями дзюдоистов, просматривать видеоматериал по дзюдо и спортивные репортажи

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:

вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в

условиях тренировочных занятий.

 

Вводное занятие. Знакомство с видом спорта. История учреждения, достижения и традиции. Права и обязанности учащегося.

Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности при занятиях дзюдо. Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях.

Правила дорожного движения. Правила поведения на тротуаре. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части при выходе из общественного транспорта. Правила при движении на велосипеде. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Места занятий, оборудование, инвентарь: спортивный зал, специальное покрытие «татами» для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по дзюдо. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.

Правила дзюдо. Организация и проведение соревнований. Изучение правил дзюдо. Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Подготовка места для соревнований, информация. Оценки за проведение бросков и приемов лежа. Команды и жесты судей. Обязанности судей. Правила проведения приемов. Начало и конец поединка. Определение победителя в поединке.

История борьбы дзюдо. Этикет в дзюдо

Зарождение и развитие борьбы дзюдо. Поклоны перед выходом на татами, партнеру при вызове его на совместные упражнения или поединок, а также после его окончания, тренеру – преподавателю при индивидуальном общении и стоя в строю.

Страховка и самостраховка. Запрещенные приемы в дзюдо

Бросать противника на голову, выполнять резкие движения с захватом руки на рычаг, при броске падать на противника всем телом, зажимать противнику нос, рот, наносить удары, царапаться, кусаться, выкручивать шею, суставы, сжимать голову и придавливать ее к татами, упираться руками, ногами или головой в лицо противника, надавливать локтем или коленом на любую часть тела противника в борьбе лежа, захватывать пальцы рук, ног, делать загиб руки за спину, болевые приемы на кисть ноги, проводить болевые приемы рывком, держаться за татами.

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях дзюдо. Содержание самоконтроля. Дневник самоконтроля. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма при занятиях футболом. Причины травм, их профилактика при занятиях. Оказание первой помощи при травмах.

Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Значение физической культуры для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Организация физкультурного движения.Краткая характеристика развития дзюдо и спорта в районе, городе и области. Известные борцы в России и за рубежом.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические основы режима труда, учебы, отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного

спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий дзюдо. Гигиенические требования к спортивной одежде. Закаливание и его сущность. Значение закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и простудным заболеваниям. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом.

 

Общая физическая подготовка

 

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, совершенствование его двигательных физических качеств. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Для повышения уровня общего физического развития обучающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, баскетбол); легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания).

 

Упражнения для развития:

 

Силы: сгибание-разгибание рук из положения виса на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание рук из упора виса на брусьях, сгибание туловища из положения лежа на спине, лазание по канату, подъём ног до хвата руками из положения виса на перекладине, приседания, повороты, наклоны, выпрыгивания, работа с набивным мячом (для усложнения можно выполнять с отягощением).

На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 8-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% их собственного веса. Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

 

Скоростной силы: сгибание-разгибание рук из положения виса на перекладине за 10-20с, сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 10-20с, сгибание-разгибание рук из упора виса на брусьях за 10-20с, подъём ног до хвата руками из положения виса на перекладине за 10-20с, приседания за 10-20с, наклоны за 10-20с, выпрыгивания за 10-20с, напрыгивания за 10-20с, лазание по канату 10-20с (для усложнения можно выполнять с отягощением).

 

Быстроты: бег 10-60м, прыжки в длину с места, степ-тест, разножка с использованием гимнастической скамьи, ускорения с отягощением, прыжки через скакалку, работа ногами с использованием лестницы, челночный бег 3×10м.

 

Гибкости: общеразвивающие упражнения для развития осанки, подъём ног до хвата руками, наклоны, выпады, выседы, работа с гимнастической палкой-шестом, работа с резиновым эспандером, элементы акробатики.

 

Выносливости: Бег 200-800м., бег 1000 м, челночный бег, 10×10м, прыжки через скакалку за 1м, выпрыгивания от 20с, напрыгивания от 20с, работа с набивным мячом от 20с, лазание по канату, работа с резиновым эспандером, подъём туловища за 20с-1м.

 

Ловкости-координации: челночный бег 3×10м; акробатика (кувырки, перекаты, перевороты, сальто, рандаты, прыжки ); спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, пионер-бол, регби); подвижные игры (эстафеты, игры в касания, захваты, вышибалы), прыжки в длину с места, лазание по канату.

 

Способность к ориентированию проявляется в возможности точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.

-прыжки на точность, метание в цель, перекатывание по татами держа направление.

-прыжки с поворотом на 90, 180, 360

-игровые упражнения

-гимнастические упражнения на снарядах

 

Способность к дифференцированию параметров движений – точность и экономичность пространственных. Силовых временных параметров движений.

-задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами или без предметов.

-ходьба и бег по разметкам и на заданное время.

 

Способность к реагированию на сигнал – быстро и точно выполнять целое и кратковременное движение за известный или неизвестный заранее сигнал всем туловищем или частью тела.

Развитие реакции выбора (защитное действие на заранее обусловленную атаку, затем реагирование, выбор защитного действия)

 

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

-Подвижные и спортивные игры

-Борьба (элементарные формы, в партере, в стойке)

-Упражнения на быстроту мышления

-Упражнения, воспитывающие волевые качества.

 

 

Способность к равновесию – сохранение устойчивости в тех или иных статических положениях тела, по ходу выполнения движения

- общеразвивающие упражнения в парах

-Удержание равновесия в положении "ласточка«.

-ходьба и бег по узкой части гимнастической скамейки

-ходьба выпадами, в полуприседе, в приседе, с закрытыми глазами.

 

Способность к вестибулярной устойчивости – точно и стабильно выполнять двигательные действия

-Повороты в ходьбе, беге, прыжках

-Акробатические упражнения

-Наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в беге, в прыжках.

 

Способность к расслаблению мышц – согласование расслабления и сокращения мышц в нужный момент.

-мгновенное расслабление мышц, участвующих в движении (броски набивного мяча).

-сочетание упражнений на расслабление с дыханием: напряжение мышц – вдох и задержка дыхания, расслабление – выдох.

 

Способность к ориентированию во времени

-выполнение 5 хлопков или приседаний за 5сек, 10 сек.

-преодоление отрезка 30 м в медленном темпе, среднем, высоком. Сравнить мышечные ощущения при разной скорости преодоления дистанции.

- преодоление 30м, 60м, три раза с одной и той же скоростью. Сравнить показания секундомера за три забега.

 

Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения, упор присев – упор лежа – упор присев, стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед, назад, в сторону; перешагивания, прыжки через набивной мяч; кувырок вперед, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом; стойка на руках; переползания; выполнение строевых команд «направо», «налево», «становись», «Равняйсь», «Смирно», «отставить», «вольно», «попорядку – рассчитайсь» и др.

Повороты на месте: направо, налево, кругом, построения в колонну по одному, по трое, размыкание и смыкание. Доклад дежурного.

 

Специальная физическая подготовка

 

Стретчинг.

Ознакомление с зонами растяжения, расслабляющие упражнения для различных групп мышц. Использование упражнений стретчинга для увеличения подвижности в суставах, предотвращения травм.

 

Упражнения с набивным мячом.

Вращение мяча, перебрасывание; варианты бросков и ловли мяча; имитационные упражнения для освоения подсечек – удары по лежащему, падающему, катящемуся, отскакивающему мячу.

Акробатика

Стойки, «седы», упоры, перекаты, прыжки, кувырки, перевороты, рондат, фляк, сальто и др.

Страховка и самостраховка

Падение с опорой на руки, на ноги, с приземлением на колени, с приземлением на ягодицы, на голову, на туловище, на спину, на живот, защита от падения партнера сверху.

Упражнения для бросков

-для выведения из равновесия

-для подсечек

- для зацепа

- для бросков захватом ног

Упражнения для удержаний

Выседы, упор грудью в набивной мяч – движение ног по кругу, все виды переворачиваний партнера

Упражнения для ухода от удержаний

-перевороты с борцовского моста забеганием

-перетаскивание через себя мяча

-поворот со спины на живот: перекатом, через мост

Положение борцовский мост, забегания, опрокидывания.

Имитационные упражнения с резиновым амортизатором

-Разведение рук через стороны стоя, из приседа

-Вращение рук в плечевом суставе вперед-назад поочередно, одновременно

-Повороты корпуса влево-вправо

-Разведение рук перед собой

-имитация бросков, разучиваемых в стойке

Борьба на одной ноге для освоения подсечек, зацепов

Комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках.

-по освоению захватов различной плотности и активности

-по освоению умения тиснений по площади поединка

Игры задания с необычным началом поединка

- спина к спине, оба на коленях

- один на коленях другой стоя спиной на расстоянии 1-2м

- оба лежа лицом друг к другу

- оба лежа на спине головами друг к другу и др.

Игры в касания

 

Техническо – тактическая подготовка

 

Основы техники дзюдо

Обучение технике первой ступени 6 КЮ (Белый пояс)

РЭЙ – Приветствие (Поклон)

Тачи-рэй – Приветствие стоя

Дза-рэй – Приветствие на коленях

ОБИ – Пояс (Завязывание)

Стойки (сизей) – правая, левая, высокая, средняя, низкая, фронтальная, высокая прямая, полупрямая, согнутая, прогнутая.

Передвижения (синтай)- обычными шагами(аюмиаси), подшагиванием (цугиаси)

Дистанции – вне захвата, дальняя, средняя, ближняя, вплотную.

Повороты (таисабаки) – на 90, 180 с подшагиванием в различных стойках.

Упоры, нырки, уклоны.

Захваты (кумиката) – за кимоно, за отворот кимоно и звенья тела ( руки, ноги, плеча, предплечья, голени).

Падения (укеми) – на бок, спину, живот, падения через палку, после кувырка, держась за руку партнера.

Страховка и самостраховка партнера при выведении из равновесия с последующим его падением (поддержка), поправка позы. Оказание помощи при подбиве, рывке, толчке, тяге.

Положения дзюдоиста – по отношению к татами (стоя на стопах, стоя на одной стопе, на стопе и колене, на коленях, на четвереньках, в упоре на руках и стопах, лежа на спине, на животе, на боку, сед); по отношению к противнику ( лицом к лицу, лицом к затылку, спиной к груди, боком к груди); в борьбе лежа – снизу, сверху.

Сближение с партнером – подшагивание, подтягивание партнера, отшагивание, отталкивание партнера.

Усилия дзюдоиста направленные на нарушение равновесия противника вперед (тяга двумя руками; тяга левой, толчок правой; толчок левой, тяга правой), усилия направленные на нарушение равновесия назад (толчок двумя руками, толчок с подшагиванием).

Проведение поединков. Учикоми. Рандори.

Закрепление техники выполнения бросков, удержаний, переворотов посредством многократного повторения: в стандартных ситуациях, в условиях перемещения противника.

БРОСКИ (НАГЕ-ВАЗА)

1.Передняя подсечка

2.Бросок через бедро скручиванием

3.Отхват

4. Зацеп изнутри

8. Выведение из равновесия (8 направлений)

ПРИЕМЫ БОРЬБЫ ЛЕЖА ( НЕ-ВАЗА)

1.Удержание сбоку

2.Удержание поперек

3.Удержание верхом

4.Удержание со стороны головы

5.Переворачивание за 2 руки

 

При обучении тактике могут применяться следующие методы: (для всех годов обучения)

1. Метод обобщающих правил, законов, аксиом (например, «Бросай противника в том направлении, куда он передвигается», «Проводи прием в направлении усилий противника» и т д.).

 

2. Проблемный метод. Предусматривает экспериментирование и накопление опыта самим занимающимся.

3. Эвристический метод. Сущность – в развитии интуиции.

Широко применяется игровая форма обучения для решения задач комплексной подготовки с помощью различного игрового материала. Игры-задания позволяют на хорошем эмоциональном фоне формировать основы тактики и техники ведения противоборства. Это система игр для усвоения взаимных технических элементов поединка с сохранением или сменой:

- взаиморасположений;

- дистанций;

- захватов, упоров, освобождений от них;

- способов, ритма и направления передвижений;

- комбинирования этих элементов в различных сочетаниях.

Разновидности игр для развития и формирования техники и тактики дзюдоистов:

- игры в касания;

- игры в блокирующие захваты;

- игры в атакующие захваты;

- игры в теснения и др.

Тактика проведения захватов, удержаний, бросков, тактика участия в соревнованиях по ОФП.

Спортивные и подвижные игры

 

Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости, поддержание умственной и физической работоспособности, снятие эмоционального напряжения. Для комплексного развития физических качеств в дзюдо широко используются спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, летом – на открытом воздухе.

По своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к занятиям борьбой и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а так же способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы, формированию правильной осанки занимающихся и воспитывать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования точной координации действий, обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Тренер – преподаватель должен не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры – это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры нужно чередовать с малоинтенсивными.

Особое внимание при составлении подвижных игр следует уделять умению свободно передвигаться по татами, выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д. Все эти умения воспитываются на раннем этапе обучения. Пробелы в воспитании этих специальных умений в последующем борцы вынуждены восполнять самостоятельно по мере своих возможностей, теряя на это драгоценное тренировочное время.

Подвижные игры, рекомендуемые для применения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы: Координационные, кондиционные, сопряженные.

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр:

• игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

• Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв захватов.

• Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача – научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов – более 300. Возможны различные варианты их применения: 1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв; 2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся – не дать или сорвать его. Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

• Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

• Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача – путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения 30 действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов. Это- «регби на коленях», "тяни в круг","футбол с набивным мячом«, «передай мяч», "эстафеты«.

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы: «гладиаторы», «один за другим», «не сойди с ковра»,, «борьба за пояс», простейшие виды борьбы.

 

Соревновательная деятельность

 

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного

процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами

планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о

соревнованиях.

Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности

и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на

данном этапе спортивной подготовки. Допускать юных борцов к участию в

соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей

подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов

Так, на начальных этапах планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

Цели программы

Цель программы – физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее мотивированных и одаренных обучающихся, создание условий для прохождения предпрофессиональной подготовки, в том числе подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Основными задачами реализации Программы являются:

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- повышение уровня теоретической, физической, психологической и технической подготовленности;

- приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

- повышение спортивной квалификации;

- приобретение навыков в организации и проведении судейства соревнований по избранному виду спорта;

- формирование педагогического опыта в организации и проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и оздоровительной физической культуры.

Результат программы

В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся должен:

знать/понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь:

- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- планировать занятия, прогнозировать, корректировать, и оценивать их результативность;

- взаимодействовать с членами команды и иными участниками физкультурной деятельности;

- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

- осуществлять судейство соревнований по одному из базовых видов спорта;

- организовать игры или коллективные физкультурные занятия во дворе, школе, оздоровительном лагере и т.п.

владеть/использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;

- выбора индивидуальной траектории физического развития профессионального самоопределения в области физической культуры и спорта.

Материально-техническая база

Учебно-тренировочные занятия проводятся на базах общеобразовательных школ (спортивные залы, футбольные поля, спортивные площадки), функционирующих в сельских населенных пунктах Коломенского городского округа.

Стоимость

Обучение бесплатное