ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «САМБО»

Самбо – не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы. Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо – философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.

преподаватели

Все тренеры-преподаватели имеют высшее образование, высшую и первую квалификационные категории.

Расписание

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Содержание программы

Теоретическая подготовка

 

Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки борца и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед и теоретических занятий непосредственно в учебно-тренировочном процессе. Особое значение придается изучению теории избранного вида спорта. При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по самбо, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Начинающих борцов необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией за действиями борцов, просматривать видеоматериал по самбо и спортивные репортажи.

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:

вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в

условиях тренировочных занятий.

 

Вводное занятие. Знакомство с видом спорта. История создания самбо. История учреждения, достижения и традиции. Права и обязанности учащегося.

Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности при занятиях самбо. Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях.

Правила дорожного движения. Правила поведения на тротуаре. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части при выходе из общественного транспорта. Правила при движении на велосипеде. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Места занятий, оборудование, инвентарь: спортивный зал, ковер для занятий и соревнований по самбо. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.

Общие понятия о технике. Правила соревнований. Технический арсенал самбиста. Терминология самбо. Основные понятия о приемах, защитах, комбинациях. Значение соревнований: цели и задачи. Виды соревнований. Правила проведения болевых приемов. Определение победителя в схватке.

Запрещенные приемы в самбо.

Морально- волевая подготовка. Воспитание морально- волевых качеств.

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях дзюдо. Содержание самоконтроля. Дневник самоконтроля. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма при занятиях самбо. Причины травм, их профилактика при занятиях. Оказание первой помощи при травмах.

Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Значение физической культуры для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Организация физкультурного движения. Краткая характеристика развития самбо. Известные борцы в России и за рубежом.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене. Режим дня. Гигиенические основы режима труда, учебы, отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий самбо. Гигиенические требования к спортивной одежде. Закаливание и его сущность. Значение закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и простудным заболеваниям. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание и его значение.

 

Общая физическая подготовка

 

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, совершенствование его двигательных физических качеств. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Для повышения уровня общего физического развития обучающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта:

Строевые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.

Действия в строю, на месте в движении, расчёт, повороты, перестроения, смыкания,

размыкания, перемена направления движения, остановка, команды- шагом, бегом,

изменение скорости движения.

Ходьба: обычная, спиной вперёд, боком; на носках, пятках, в полуприседе, приседе,

ускоренная, спортивная, с выпадами, на коленях, перекатами с пятки на носок,

приставным шагом.

 

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и

длинные дистанции, по пересеченной местности, с преодолением препятствий, спиной

вперёд, с высоким поднимание бедра, с захлёстыванием голени.

 

Прыжки: в длину с места и с разбега, на одной и двух ногах, со сменой

положения ног, с поворотом, выпрыгивание на возвышение разной высоты, через

скакалку.

 

Метания: теннисного мяча, набивного мяча вперёд из-за головы,

из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча.

 

Переползания: на скамейке вперёд, назад, на четвереньках, на коленях, лёжа на

животе, стоя на коленях, в упоре сидя сзади, согнув ноги вперёд, назад, вправо, влево, с

вращением, с переходом из упора лёжа в упоре сидя сзади.

 

Упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения

для туловища, упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки,

упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

 

Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, с

теннисным мячом, с набивным мячом, упражнения с гантелями (вес 1кг.).

 

Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке

 

Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание

плеч, круговые движения, из упора присев в упор лежа и снова в упор

присев; стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед,

назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по

рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через

набивной мяч; кувырок вперед с захватом скрещенных ног, с закрытыми

глазами, из стойки, с набивным мячом в руках, полет-кувырок; стойка на

руках; переползания; лазанье по гимнастической стенке; метания теннисного

мяча на дальность, после кувырка вперед, на точность, перебрасывания мяча

в парах; строевые упражнения – выполнение команд «направо», "налево",

"кругом«, построение из колонны по одному в колонну по трое, размыкание

вправо, влево от середины на вытянутые в сторону руки.

 

 

Специальная физическая подготовка

 

Стретчинг.

Ознакомление с зонами растяжения, расслабляющие упражнения для различных групп мышц. Использование упражнений стретчинга для увеличения подвижности в суставах, предотвращения травм.

 

Акробатические упражнения:

кувырки вперёд из упора присев, скрестив голени, из основной стойки на голове, на руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до выхода в стойку на лопатках, перевороты боком.

 

Упражнения для укрепления мышц шеи:

наклоны головы вперёд с упором рукой в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук в затылок, наклон головы в сторону с помощью руки, движение головы вперёд-назад с упором соединённых рук в затылок, наклоны головы в стойке с помощью партнёра.

Упражнения на мосту:

вставание мост, лёжа на спине, кувырком вперёд, из стойки с помощью партнёра и без.

 

Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину

из положения сидя, из приседа и полуприседа, перекат на бок, с одного бока на другой,

кувырок вперёд через плечо, кувырок вперёд через стоящего на четвереньках партнёра с

падением на бок, кувырок через палку с падением на бок, кувырок с прыжка.

 

Имитационные упражнения, упражнения с манекеном, с партнёром.

 

Классификация падений самбиста различается по способу приземления или по частям тела,

которые раньше соприкасаются с ковром, по направлению движения падающего, по

сложности и трудности выполнения:

-падения с опорой на руки;

-падения с опорой на ноги;

-падение с приземлением на колени;

 

Специально-подготовительные упражнения для бросков:

для выведения из равновесия, для бросков захватом ног(ноги), для подножек, для

подсечки, для зацепов, для подхватов.

Специально-подготовительные упражнения для технических действий в положении лежа:

Упражнения для удержаний.

Для ухода от удержаний.

 

Упражнения специальной физической и психологической подготовки:

Схватки на технику,

Схватки на тактику.

Схватки на развитие специальных физических качеств.

Схватки для развития морально-волевых качеств.

Схватки без сопротивления с партнерами различного веса.

Схватки с более сильным и с более слабым партнером.

Игровые схватки.

Продолжительные учебно- тренировочные схватки(10-20 мин.)

Схватки со сменой партнеров.

Схватки для совершенствования физических качеств. (Сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость.)

 

Технико – тактическая подготовка

 

Ознакомление с элементами техники и тактики

основные положения в борьбе:

стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя, высокая;

партер: высокий, низкий, положение лёжа на животе, на спине, на четвереньках, мост, полумост;

элементы маневрирования:

в стойке передвижением вперёд, назад, влево, вправо, шагами, нырками и уклонами;

в партере передвижение в стойке на одном колене;

выседы: в упоре лежа вправо, влево;

подтягивание лёжа на животе;

отжимания волной в упоре лёжа;

перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах;

маневрирование в различных стойках знакомство со способами передвижений и действий.

 

Техническая подготовка учащихся борьбы самбо включает в себя следующие приёмы:

Броски подножкой: задней, передней.

Броски подсечкой: боковой (на месте, в движении, в темп шагов), передней,

передней в колено, задней, изнутри.

Броски зацепом стопой – снаружи, изнутри.

Выведение из равновесия – рывком, толчком.

Броски через бедро – с захватом пояса, с захватом шей.

Броски с захватом ног – прямой, обратный, вынося ноги в сторону.

Активные и пассивные защиты от изученных бросков.

Удержания: сбоку, верхом, со стороны головы, со стороны ног, поперёк с плеча.

Уходы и пассивные защиты от изученных удержаний.

Болевые приёмы на руку: рычагом локтя (захватом руки между ног, захватом руки под плечо, внутрь, через предплечье, через бедро, из стойки);

Активные и пассивные защиты от болевых приёмов.

Активные и пассивные защиты от переворачивания.

Болевые приёмы на ноги: рычагом колена, бедра, стопы.

 

Удержания сбоку: лежа, с захватом туловища, без захвата руками под

плечо, без захвата головы (упором рукой в ковер), с захватом отворотов,

обратное, с захватом голени противника под одноименное плечо, с захватом

рук, с обратным захватом рук.

 

Уходы от удержания сбоку: поворачиваясь на живот, перетаскивания

атакующего через себя, отжимая руками и ногой, отжимая ногой в пояс,

отжимая ногой в пояс, отжимая рукой и махом ногой, угрозой рычага плеча

и так далее.

 

Удержания со стороны ног: с захватом рук, с захватом шеи, с захватом

шеи с рукой, с захватом туловища, обратное.

 

Уходы от удержания со стороны ног: отжимая руками и ногами,

перекатом в сторону, угрозой рычагом локтя через предплечье, угрозой

узлом, угрозой обратным узлом, угрозой узлом ноги, угрозой ног ногами.

 

Удержания со стороны головы: с захватом туловища, с захватом рук и

шеи, на коленях, обратным захватом рук и своего пояса, с захватом

отворотов из-под рук, обратное.

 

Спортивные и подвижные игры

 

Самбо – динамический вид спорта, требующий от спортсмена высокого уровня физической подготовленности. Физическая подготовка является базой всего тренировочного процесса. Средством физической подготовки самбиста могут являться упражнения из различных видов спорта, таких как легкая атлетика, спортивная акробатика и гимнастика, тяжелая атлетика, спортивные и подвижные игры.

Спортивные и подвижные игры – разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки, направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентации; воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения, напряженной учебно-тренировочной деятельности. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену.

Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, летом – на открытом воздухе.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч и другие.

Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов. Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча, вырабатывает выносливость.

Футбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий.

 

Легкая атлетика. Различные виды ходьбы, бега и прыжков. Бег на дистанции. Метание. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, укрепляются внутренние органы, улучшаются их функции. Ходьба положительно влияет на развитие выносливости, воспитывает волевые качества.

Бег – наиболее распространенный вид физических упражнений, составная часть многих видов спорта. Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, необходимых боксеру. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом. Прыжки в длину с разбега, развивают скорость, силу отдельных групп мышц и быстроту. Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.

 

Тяжелая атлетика. Упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, предметами). Всевозможные упражнения с небольшими отягощениями для отдельных групп мышц являются эффективным средством развития силовой выносливости и быстроты. Эти упражнения необходимо сочетать с упражнениями на развитие быстроты без отягощений (например, наклоны, приседания или повороты туловища выполняют сначала без отягощений, потом с отягощениями и снова без отягощений).

 

 

Подвижные игры. Игры с различными предметами, с элементами сопротивления, с прыжками, с метаниями, с преодолением препятствий. Эстафеты встречные и круговые.

 

В единоборствах применяют три группы игр.

Первая группа- координационные игры.

• игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

• Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв захватов.

• Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача – научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов – более 300. Возможны различные варианты их применения: 1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв; 2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся – не дать или сорвать его. Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

• Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

• Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача – путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения 30 действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

 

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов. Это- «регби на коленях», "тяни в круг","футбол с набивным мячом«, «передай мяч», "эстафеты«.

 

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы: «гладиаторы», «один за другим», «не сойди с ковра»,, «борьба за пояс», простейшие виды борьбы.

 

Соревновательная деятельность

 

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного

процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Участие в соревнованиях согласно плану спортивно-массовых мероприятий.

Основное требование к соревновательной деятельности учащихся – это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае

можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного борца следует оценивать по тому, как он готов

самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал.

 

Формы проведения соревнований среди учащихся:

 

Достижения преимущества над противником.

Проведение поединка по правилам борьбы самбо (касание ковра любой частью теля)

 

 

Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и

более человек).

 

Соревнования по демонстрации техники.

 

Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний.

 

Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений

(эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления).

Цели программы

Цель программы – физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее мотивированных и одаренных обучающихся, создание условий для прохождения предпрофессиональной подготовки, в том числе подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Основными задачами реализации Программы являются:

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- повышение уровня теоретической, физической, психологической и технической подготовленности;

- приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

- повышение спортивной квалификации;

- приобретение навыков в организации и проведении судейства соревнований по избранному виду спорта;

- формирование педагогического опыта в организации и проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и оздоровительной физической культуры.

Результат программы

В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся должен:

знать/понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь:

- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- планировать занятия, прогнозировать, корректировать, и оценивать их результативность;

- взаимодействовать с членами команды и иными участниками физкультурной деятельности;

- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

- осуществлять судейство соревнований по одному из базовых видов спорта;

- организовать игры или коллективные физкультурные занятия во дворе, школе, оздоровительном лагере и т.п.

владеть/использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;

- выбора индивидуальной траектории физического развития профессионального самоопределения в области физической культуры и спорта.

Материально-техническая база

Учебно-тренировочные занятия проводятся на базах общеобразовательных школ (спортивные залы, футбольные поля, спортивные площадки), функционирующих в сельских населенных пунктах Коломенского городского округа.

Стоимость

Обучение бесплатное