ДЗЮДО (предпрофессиональная программа, базовый уровень сложности)

Дзюдо – японское боевое искусство, созданное выдающимся мастером просвятителем Дзигаро Кано (1860–1938 г.г.). Им были сформулированы основные правила и принципы тренировок и проведения соревнований. Он обобщил и систематизировал достижения множества самостоятельно существовавших направлений школ дзюдо. Как средство физического воспитания, дзюдо направлено на развитие силы, укрепление здоровья и умения полностью раскрыть свои возможности. Дзюдо включает в себя технику борьбы стоя (броски), технику борьбы лёжа (удержания, удушающие и болевые приемы) и демонстрационное дзюдо (ката – демонстрация приёмов и специальных упражнений). В реализации этих функций дзюдо участвуют все системы организма. При рациональных тренировочных занятиях функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создаёт условия для плодотворной и результативной работы. Дзюдо - это не просто борьба, это философия, согласно которой человек должен быть настойчивым, мужественным, скромным, уважать других людей. В дзюдо ценятся самые лучшие качества человека: вежливость, смелость, искренность, решительность, наблюдательность и чувство меры. Заниматься дзюдо можно с любым уровнем физической подготовки и в любом возрасте. Более того, даже люди с ограниченной двигательной активностью, могут заниматься японской борьбой дзюдо. Дзюдо абсолютно безопасно благодаря экипировке. Кроме того, перед тем как изучать захваты и броски, все учащиеся проходят систему защиты и страховки.Дзюдо развивает физические способности и самодисциплину. Одна из целей дзюдо - развить в человеке гибкость, ловкость, координацию, концентрацию. Задача борьбы состоит не в том, чтобы победить противника физической силой, а в том, чтобы лишить противника точки опоры, равновесия и быстро среагировать, взять преимущество, использовать силу противника в своих целях. Один из принципов дзюдо - мягкость. Нужно уступить сопернику и его силе, а затем использовать его преимущества в собственных интересах. В наше время дзюдо - один из самых популярных видов борьбы в мире. В Японии дзюдо занимается около 8 миллионов человек, а в остальном мире - около 20 миллионов. Дзюдо ценят взрослые люди за возможность поддерживать физическое здоровье и бодрость духа. Детей отправляют учиться дзюдо, чтобы воспитать силу духа, стремление к победе, уважению и справедливости. В качестве основных принципов дзюдо выделяют три: минимум энергии, максимум эффективности, взаимное обеспечение благополучия. Эти принципы можно использовать не только в бою, но и в жизни, благодаря чему дзюдо ценится не только у профессиональных спортсменов, но и у обычных людей. Занятия дзюдо помогают поднять настроение, поддерживать себя в форме. Конечно, нужно прикладывать усилия и понимать, что дзюдо – это достаточно сложная, но очень увлекательная борьба и наука. Дзюдо сегодня – Олимпийский вид спорта. Впервые дзюдо было представлено в программе Олимпийских Игр 1964 года в Токио как демонстрационный вид. Соревнования проводились среди мужчин в 5-ти весовых категориях. А в 1972 году в Мюнхене (Германия) этот вид спорта был основательно включен в программу Олимпийских Игр, а с 1992 года, на Олимпийски Играх в Барселоне (Испания), также и «женское» дзюдо вошло в программу Всемирной Олимпиады. В каждом виде, дзюдо среди мужчин и дзюдо среди женщин, разыгрывается по семь комплектов олимпийских медалей. В настоящий момент в Международную федерацию дзюдо (МФД) входят более 200 стран. Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации дзюдо. Дзюдо как самостоятельный вид спортивного единоборства характеризуется особенностями структуры подготовки, организации и проведения соревнований, своей иерархией ступеней мастерства.

преподаватели

Все тренеры-преподаватели имеют высшее образование, первую квалификационную категорию.

Расписание

Группы работают по расписанию, составленному с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся их возрастных особенностей, установленных санитарно-гигиенических норм.

Занятия на первом, втором и третьем годах обучения проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа.

На четвертом и пятом годах обучения занятия проходят 3-4 раза в неделю по 2-3 академических часа.

На шестом году обучения занятия проходят 4-5 раз в неделю по 2-3 академических часа.

Содержание программы

Теоретическая подготовка.

 

Теоретическая подготовка – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение обучающимися определенных знаний; ее цель – повышение интеллектуально-теоретического уровня и содействие повышению спортивного мастерства. Теоретическая подготовка охватывает все то, что направлено на осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей.

Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки борца и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщаться обучающимся в ходе тренировочных занятий. Содержание теоретической подготовки значительно ме­няется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста. Особое значение придается изучению теории избранного ви­да спорта.

При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по дзюдо, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете.

Длительность теоретического занятия в форме бесед планируется продолжительностью 20-30 мин, в остальных формах (лекция, доклад, сообщение семинар) длительность занятия – от 45 до 90 мин.

 

Общая физическая подготовка.

 

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, совершенствование его двигательных физических качеств. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Для повышения уровня общего физического развития обучающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, баскетбол); легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания).

 

Упражнения для развития:

 

Силы: сгибание-разгибание рук из положения виса на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание рук из упора виса на брусьях, сгибание туловища из положения лежа на спине, лазание по канату, подъём ног до хвата руками из положения виса на перекладине, приседания, повороты, наклоны, выпрыгивания, работа с набивным мячом (для усложнения можно выполнять с отягощением).

На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 8-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% их собственного веса. Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

 

Скоростной силы: сгибание-разгибание рук из положения виса на перекладине за 10-20с, сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 10-20с, сгибание-разгибание рук из упора виса на брусьях за 10-20с, подъём ног до хвата руками из положения виса на перекладине за 10-20с, приседания за 10-20с, наклоны за 10-20с, выпрыгивания за 10-20с, напрыгивания за 10-20с, лазание по канату 10-20с (для усложнения можно выполнять с отягощением).

 

Быстроты: бег 10-60м, прыжки в длину с места, степ-тест, разножка с использованием гимнастической скамьи, ускорения с отягощением, прыжки через скакалку, работа ногами с использованием лестницы, челночный бег 3×10м.

 

Гибкости: общеразвивающие упражнения для развития осанки, подъём ног до хвата руками, наклоны, выпады, выседы, работа с гимнастической палкой-шестом, работа с резиновым эспандером, элементы акробатики.

 

Выносливости: Бег 200-800м., бег 1000-3000 м, челночный бег, 10×10м, прыжки через скакалку за 1м, выпрыгивания от 20с, напрыгивания от 20с, работа с набивным мячом от 20с, лазание по канату, работа с резиновым эспандером, подъём туловища за 20с-1м.

 

Ловкости-координации: челночный бег 3×10м; акробатика (кувырки, перекаты, перевороты, сальто, рандаты, прыжки ); спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, пионер-бол, регби); подвижные игры (эстафеты, игры в касания, захваты, вышибалы), прыжки в длину с места, лазание по канату.

 

Способность к ориентированию проявляется в возможности точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.

-прыжки на точность, метание в цель, перекатывание по татами держа направление.

-прыжки с поворотом на 90, 180, 360

-игровые упражнения

-гимнастические упражнения на снарядах

 

Способность к дифференцированию параметров движений – точность и экономичность пространственных. Силовых временных параметров движений.

-задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами или без предметов.

-ходьба и бег по разметкам и на заданное время.

 

Способность к реагированию на сигнал – быстро и точно выполнять целое и кратковременное движение за известный или неизвестный заранее сигнал всем туловищем или частью тела.

-Развитие реакции выбора (защитное действие на заранее обусловленную атаку, затем реагирование, выбор защитного действия)

 

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

-Подвижные и спортивные игры

-Борьба (элементарные формы, в партере, в стойке)

-Упражнения на быстроту мышления

-Упражнения, воспитывающие волевые качества.

 

Способность к согласованию движений – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

-сочетание нескольких технических действий (переворот захватом двух рук – преследование удержанием сбоку).

 

Способность к равновесию – сохранение устойчивости в тех или иных статических положениях тела, по ходу выполнения движения

- общеразвивающие упражнения в парах

-Удержание равновесия в положении "ласточка«.

-ходьба и бег по узкой части гимнастической скамейки

-ходьба выпадами, в полуприседе, в приседе, с закрытыми глазами.

 

Способность к вестибулярной устойчивости – точно и стабильно выполнять двигательные действия.

-Повороты в ходьбе, беге, прыжках

-Акробатические упражнения

-Наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в беге, в прыжках.

Способность к расслаблению мышц – согласование расслабления и сокращения мышц в нужный момент.

-мгновенное расслабление мышц, участвующих в движении (броски набивного мяча).

-сочетание упражнений на расслабление с дыханием: напряжение мышц – вдох и задержка дыхания, расслабление – выдох.

 

Способность к ориентированию во времени

-выполнение 5 хлопков или приседаний за 5сек, 10 сек.

-преодоление отрезка 30 м в медленном темпе, среднем, высоком. Сравнить мышечные ощущения при разной скорости преодоления дистанции.

- преодоление 30м, 60м, три раза с одной и той же скоростью. Сравнить показания секундомера за три забега.

 

Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения, упор присев – упор лежа – упор присев, стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперед, назад, в сторону; перешагивания, прыжки через набивной мяч; кувырок вперед, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом; стойка на руках; переползания; выполнение строевых команд «направо», «налево», «становись», «Равняйсь», «Смирно», «отставить», «вольно», «попорядку – рассчитайсь» и др.

Повороты на месте: направо, налево, кругом, построения в колонну по одному, по трое, размыкание и смыкание. Доклад дежурного.

 

Вид спорта.


«Дзю» означает мягкий, гибкий, скромный, «до» – путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо – мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

Дзюдо (дзю-до – вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века – максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

Пpиемы дзю-до:

1. Стойки (дати) и защитные стойки (камаэ), pассматpиваемые в совокупности как положения (тай).

2. Способы пеpемещения вперед и назад (синтаи) и повороты (тай-сабаки).

3. Пpиемы выведения противника из равновесия (кудзуси).

4. Падения (укэми).

5. Бpоски в положении стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью pук – бpоски чеpез pуку (тэ-вадза), бpоски чеpез бедpо (госи-вадза), бpоски ногами (аси-вадза), а также бpоски с падением (сутэми-вадза). Также сюда относятся бpоски, пpи котоpых часть тела пpотивника «огибается» вокpуг вашего. Эти приемы называются броски под плечо (макикоми).

6. Удеpжания (катамэ-вадза), т.е. пpиемы в боpьбе лежа, делятся на: приемы удержания, нажатий (осаэ-вадза), удушения (симэ-вадза), а также болевые (кансэцу-вадза).

7. Удаpы в болевые точки тела пpотивника (атэми) pуками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).

Теория дзюдо различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда :

1) противник намерен ступить вперед; 2) противник намерен отступить назад; 3) противник пытается отойти влево или вправо; 4) противник намерен «войти в прием», который он хочет провести; 5) противник напряжен и жестко зафиксирован; 6) противник двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли; 7) противник начал выполнение приема; 8) противник попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение; 9) противник поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение; 10) противник вернулся в первоначальное положение.

Много бросков в дзюдо основываются на непроизвольной реакции брошенного противника, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.

Техника.

Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма – кимоно. Кимоно, или правильнее «дзюдоги», состоит из штанов, куртки и пояса. На крупных соревнованиях один из борцов («дзюдока» или попросту «дзюдоист») должен быть одет в форму белого цвета, а другой в форму синего цвета.

Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа – болевой или удушающий прием либо удержание (30 с). Технические действия борцов оцениваются таким образом: чистая победа – «иппон» (10: 0), «вазари» (7:0), «юко» (5:0), «кока» (3:0).

Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.

Для борьбы лежа характерны три типичных приема – удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги ЗАПРЕЩЕНЫ. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания противника на спине, при удушении – прекращением доступа воздуха в легкие или действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг, а при болевом приеме – болью в том или ином суставе.

В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д.

В поединке приемы часто комбинируются из положения стоя и положения лежа. Переходы из одного положения в другое должны быть непрерывными, естественными. Приемы удушения и болевые приемы можно начинать из стойки и заканчивать в борьбе лежа.

Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках.

Приемы дзюдо

В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип «наиболее результативного приложения силы». Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.

Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, – утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Ката -это великолепное средство психической подготовки бойца.

Кимоно для дзюдо.

Кимоно для дзюдо изготовлены из толстой прочной ткани – «плетенки», рассчитанной на сильные броски и захваты со стороны противника. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (лацканы, колени, проймы) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кимоно. Кроме того, прочность куртки обеспечивает специально укрепленные плечи и цельнокроеный рукав. Внутренние швы обшиты тесьмой. Куртка запахивается к противоположному бедру и не распахивается при малейших движениях рук.

Костюм дзюдоиста (дзюдоги) должен быть белого или синего цвета.

Куртка должна быть такой длины, чтобы закрывать бедра, а при полностью опущенных руках края рукавов должны едва достигать кистей рук. Передняя часть куртки должна быть достаточно широкой, чтобы ее полы можно было запахнуть на уровне нижнего края грудной клетки с минимальным наложением в 20 см (7,8 дюйма). Брюки (дзубон) должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать ноги. Пояс (оби) охватывает куртку по талии, и его длины должно хватать, чтобы дважды обернуть его вокруг тела. Пояс завязывается большим квадратным узлом, его концы должны иметь длину примерно 15 см (6 дюймов)

 

Основные задачи этапа начальной подготовки- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом ; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости); отбор перспективных детей для дальнейших занятий борьбой дзюдо, вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по дзюдо.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо, к которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала борьбы дзюдо и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитание специальных психических качеств.

 

 

Различные виды спорта и подвижные игры.

 

Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости, поддержание умственной и физической работоспособности, снятие эмоционального напряжения. Для комплексного развития физических качеств в дзюдо широко используются спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивном зале, летом – на открытом воздухе.

По своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к занятиям борьбой и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а так же способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы, формированию правильной осанки занимающихся и воспитывать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования точной координации действий, обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Тренер – преподаватель должен не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры – это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры нужно чередовать с малоинтенсивными.

Особое внимание при составлении подвижных игр следует уделять умению свободно передвигаться по татами, выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д. Все эти умения воспитываются на раннем этапе обучения. Пробелы в воспитании этих специальных умений в последующем борцы вынуждены восполнять самостоятельно по мере своих возможностей, теряя на это драгоценное тренировочное время.

Подвижные игры, рекомендуемые для применения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы: Координационные, кондиционные, сопряженные.

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр:

· игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

· Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв захватов.

· Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача – научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов – более 300. Возможны различные варианты их применения: 1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв; 2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся – не дать или сорвать его. Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

· Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

· Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача – путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения 30 действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов. Это- «регби на коленях», "тяни в круг","футбол с набивным мячом","передай мяч","эстафеты«.

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы: «гладиаторы», «один за другим», «не сойди с ковра»,, «борьба за пояс», простейшие виды борьбы.

 

Специальные навыки.

 

Специальные навыки или специальная физическая подготовка – процесс развития двигательных способностей, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта.

 

Стретчинг.

Ознакомление с зонами растяжения, расслабляющие упражнения для различных групп мышц. Использование упражнений стретчинга для увеличения подвижности в суставах, предотвращения травм.

 

Упражнения с набивным мячом.

Вращение мяча, перебрасывания, выпрыгивания; варианты бросков и ловли мяча; имитационные упражнения для освоения бросков, подсечек – удары по лежащему, падающему, катящемуся, отскакивающему мячу.

 

Акробатика.

Стойки, «седы», упоры, перекаты, прыжки, кувырки, перевороты, рандаты, фляги, сальто и др.

 

Страховка и самостраховка.

Падение с опорой на руки, на ноги, с приземлением на колени, с приземлением на ягодицы, на голову, на туловище, на спину, на живот, защита от падения партнера сверху. Падения через партнера, из стойки; перекаты. Элементы акробатики.

 

Упражнения для бросков.

-для выведения из равновесия: борьба за захват; учи-коми с партнером, манекеном; упражнения с резиновым эспандером, имитация на месте, в движении.

-для подсечек: борьба на одной ноге, упражнения с резиновым эспандером, с набивным мячом, с кубиками; имитация на месте, в движении; учи-коми с партнером.

-для подножек: имитация на месте, в движении; работа по ориентирам; работа ног на лестнице; учи-коми с партнером.

- для зацепов: борьба на одной ноге, упражнения с резиновым эспандером; имитация на месте, в движении; учи-коми с партнером.

- для бросков захватом ног: упражнения с набивным мячом, штангой, гирей, резиновым эспандером; упражнения с манекеном; учи-коми с партнером;

- корпусных бросков: упражнения с набивным мячом, штангой, гирей, резиновым эспандером; упражнения с манекеном; учи-коми с партнером;

 

Упражнения для удержаний.

Выседы, упор грудью в набивной мяч – движение ног по кругу, все виды переворачиваний партнера, манекена; перекаты.

 

Упражнения для ухода от удержаний

-перевороты с борцовского моста забеганием

-перевороты с борцовского моста опрокидыванием(маятником)

-перетаскивание через себя мяча, манекена, партнёра

-поворот со спины на живот: перекатом, через мост

-положение борцовский мост-забегания-опрокидывания.

 

Борьба по заданию

-броски на скорость

-схватки длительностью 4-6 мин

-схватки со сменой партнера каждую минуту

-схватка с борьбой за захват

-схватка с выполнением заданного приёма

-схватка до первого поражения

 

Имитационные упражнения с резиновым эспандером

-Разведение рук через стороны стоя, из приседа

-Вращение рук в плечевом суставе вперед-назад поочередно, одновременно

-Повороты корпуса влево-вправо

-Разведение рук перед собой

-Имитация бросков, разучиваемых в стойке

-Ускорения с резиновым эспандером

-Тяга руками вверх-вниз

-Махи ногами

 

Комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках.

-по освоению захватов различной плотности и активности: борьба за захват, игры в касание.

-по освоению умения тиснений по площади поединка: борьба в кругу, квадрате; петушиные бои; конные бои.

 

Игры-задания с необычным началом поединка

- спина к спине

-оба на коленях

-лёжа валетом.

- один на коленях другой стоя спиной на расстоянии 1-2м

- оба лежа лицом друг к другу

- оба лежа на спине головами друг к другу и др.

-игры в касания

Цели программы

· укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

· формирование и развитие личных творческих и спортивных способностей;

· формирование представлений о виде спорта – дзюдо.

· вовлечение детей в систему спортивной подготовки по дзюдо, направленную на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучения техники дзюдо, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности.

· получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;

· удовлетворение потребностей в двигательной активности;

· подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;

· отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;

· подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

Результат программы

В предметной области "теоретические основы физической культуры и спорта":

- знание истории развития спорта;

- знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;

- знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;

- знания, умения и навыки гигиены;

- знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;

- знание основ здорового питания;

- формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В предметной области "общая физическая подготовка":

- укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;

- повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- формирование двигательных умений и навыков;

- освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;

- формирование социально-значимых качеств личности;

- приобретение навыков проектной и творческой деятельности.

В предметной области "вид спорта":

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта;

- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

- освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок;

- знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;

- знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;

- приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;

- знание основ судейства по избранному виду спорта.

В предметной области "различные виды спорта и подвижные игры":

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр;

- умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

- приобретение навыков сохранения собственной физической формы.

В предметной области "специальные навыки":

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками;

-умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта;

-умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;

-умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений.

Особые условия проведения

При поступлении на обучение проводится индивидуальный отбор в форме выполнения тестовых испытаний по контрольным упражнениям в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и двигательных умений, необходимых для освоения программы.

Материально-техническая база

Учебно-тренировочные занятия проводятся на базах общеобразовательных школ (спортивные залы, футбольные поля, спортивные площадки), функционирующих в сельских населенных пунктах Коломенского городского округа.

Стоимость

Обучение бесплатное