Скорочтение «Юный мнемотехник»

  • (10)

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный мнемотехник» составлена на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина. Новизна представленной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

преподаватели

Сахнова Екатерина Витальевна

Содержание программы

Содержание программы состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).

Теоретическая часть содержит достаточно много советов, ко­торыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.

Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позво­лит обучающимся овладеть скорочтением.

Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.

Теоретическая часть

Инструкция по прохождению тренинга

Пер­вое ограничение – тренинг рассчитан на обучающихся, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) обучающийся может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо от­ветить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!

Учимся выполнять упражнения

До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение обучающимся

Главное – знать, как правильно эти упражне­ния выполнять, доходчиво объяснить обучающимся методику их вы­полнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. По­сле того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача – следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражне­ний, тренинг проходил динамично, а мозг обучающегося быстро пе­реключался. Именно в быстром переключении кроется неверо­ятная эффективность этого тренинга.

На первом занятии измеряем начальную скорость чте­ния обучающегося. Это очень важно. И, соответственно, на последнем – конечную. Тексты очень похо­жи. После прочтения обучающийся отвечает на вопросы, приведен­ные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если обучающийся прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением пони­мания. Можно пойти еще дальше: после того как обучающийся ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.

Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у обучающегося вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, ка­кой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете обучающемуся почув­ствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъектив­ных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как обучающийся прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренин­га не критиковать обучающегося, не высмеивать и не оскорблять.

Упражнения на внимание

Первое упражнение на внимание – это струп-тест.

Струп-тест – это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолето­вый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный – зеленого. Обучающемуся нужно внимательно читать про себя и называть не слово, кото­рое написано, а цвет, которым это слово написано.

Следующее упражнение для тренировки внимания – это ла­биринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы обучающийся не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно трениру­ют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зри­тельную память.

Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надо­едает, можно одной и той же картинкой пользоваться беско­нечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном по­рядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика при­ходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить дан­ное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Обучающийся понимает, что характеристики шрифта – ширина, высота, начертание, угол наклона – меняются и единственным крите­рием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два – так-то).

Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо ис­кать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.

Упражнения на расширение поля зрения

Следующий блок упражнений – на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, обучающемуся необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пят­но ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения – это таблицы Шульте. Таблица Шульте со­стоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть разные интерпретации: от 3×3 (для маленьких детей) до 4×4 и 5×5.

Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то тре­буемое расстояние составит 30-40 см.

Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.

В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но обучающиеся смогу­т свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность обучающегося во многом зависит от учителя, потому что если сильно да­вить на обучающегося, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важ­но дать понять обучающемуся следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.

Следующее упражнение – на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так на­зываемые клиновидные таблицы.

Цель этого задания – глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Третий блок упражнений – это упражнения на одновремен­ную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие – это последовательность, логика и структура, то правое полушарие – это интуиция, воображе­ние, образы и т. д.

Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвеча­ет правое полушарие мозга, а за правую часть, соответствен­но, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные лев­ши – личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобуча­емости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое коли­чество упражнений на одновременную работу обоих полуша­рий мозга.

Рисование обе­ими руками.

Обучающемуся необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Обучающийся показывает хо­роший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый ре­зультат.

Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полу­шария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: обучающийся произносит громко верхнюю букву в паре и поднима­ет, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновремен­но обе руки.

В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.

Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого ме­ста. Время решения – 1 минута.

Чтение с указкой

При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.

В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка нака­пливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательные упражнения

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками и чистоговорками

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.

Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Практическая часть

Тренировочный текст первый (373 слова)

Волки, улитки и осы

(Французская народная сказка)

Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и ска­зала:

Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай по­бьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!

Это тебя-то не догнать, убогая?

Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собрать­ями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.

Хорошо, придем, убогая.

Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.

Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?

Это вы-то, мелюзга этакая?

Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратья­ми завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!

Хорошо, придем.

Волк тотчас же пошел предупредить своих.

А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улит­ки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.

Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.

На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.

Ты здесь, улитка?

Здесь, волки. Начнем!

Волки помчались галопом. На бегу они кричали:

Где ты, улитка?

Здесь, волки, – отвечали улитки, расставленные по до­роге через каждые пять шагов.

Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей выле­тели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жа­лить их, громко жужжа:

Сильнее! Сильнее!

Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.

В нос, в нос! – жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.

Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воро­тились в лес.

 

Вопросы:

На кого вначале наступил волк?

На кого волк наступил во вторую очередь?

Как предложила посоревноваться улитка?

Как предложила посоревноваться оса?

Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?

На какую хитрость пошла улитка?

В листве какого дерева прятались осы?

Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?

Какому народу принадлежит сказка?

Как называется сказка?

 

Завершающий текст (234 слова)

Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить

водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, по­стучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за това­рищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались на­зад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, распле­скивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчи­ков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиня­ный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним гра­неный стакан, также наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, – сказал учи­тель. – Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем разделить это, – смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, – спокойно ска­зал учитель.

 

Вопросы
1.
К кому пришли помогать мальчики?
2.
Кто их прислал помогать?
3.
Что попросил сделать мальчиков учитель?
4.
Какое ведро взял первый мальчик?
5.
Какое ведро взял второй мальчик?
6.
Как носил ведра первый мальчик?
7.
Как носил ведра второй мальчик?
8.
Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
9.
Как назывался текст, который ты прочитал?
10
Какие выводы ты можешь сделать?

 

Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Обучающийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

3.Скороговорки

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто «Риголетто».

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

4.Чистоговорки

ай – ай – ай – авторучку дай.

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька – рыбак.

ал –ал –ал – скоро ли вокзал?

ла – ла – ла – очень острая игла.

лу – лу – лу – не валяйся на полу.

лы – лы – лы – наши девочки малы.

ло – ло – ло – прозрачное стекло.

да – да – да – там холодная вода.

ды – ды – ды – выходи – ка из воды.

ду – ду – ду – поскорей домой пойду.

де – де – де – подходить нельзя к воде.

 

Механизм отслеживания результатов

§ наблюдение

§ беседа

§ выполнение заданий на время

§ дневник успеха

 

Цели программы

Формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объема информации, развитие интелектуальныхз и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом

Результат программы

Ожидаемые результаты:

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.

 

Результаты работы

-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.

-синхронизация обоих полушарий

-расширение поля зрения

-увеличение скорости чтения

-совершенствование мышления.

-развитие артикуляции и моторики