«Я – исследователь»

В данной Программе сделан упор на наглядное изучение окружающей живой и неживой природы. Программа основана на культурно-историческом системно-деятельном подходе, обеспечивающем систематизацию, обобщение, углубление и расширение знаний детей, полученных в разных предметных областях, в ней отражен высокий уровень проблемности изучаемого материала. Кроме этого программа знакомит учащихся с новыми для них знаниями из областей: географии, биологии, химии и экологии, учит ставить опыты, вести исследовательскую и экспериментальную работу.

Особенность Программы в том, что она реализуется по II-м модулям:

I модуль – с сентября по декабрь (16 недель); II модуль – с января по май (18 недель). Программа может реализовываться как в рамках ПФДОД, так и по муниципальному заданию.

 

преподаватели

Губнова Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Расписание

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа с 15 мин. перерывом, в группе 12 человек, что связано с их возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание каждому ребёнку. Продолжительность занятий определяется действующими СанПиН для образовательных организаций дополнительного образования детей и составляет у детей 6-7 лет – 25-30 мин.

Место и время проведения занятий определяются календарным графиком и расписанием с учётом выполнения требований САН ПиН 2.4.4. 3048-13. В каникулярное время в режим занятий могут вноситься изменения по времени проведения.

Содержание программы

I модуль:

  1. Вводное занятие.
  2. Сокровища под ногами:
  3. Песок, глина, почва – полезные ископаемые.
  4. Глина и мир керамики.
  5. Народные промыслы.
  6. Почва – какая она?
  7. Мир кристаллов.
  8. Свойства воздуха.
  9. Удивительные превращения.
  10. Богатство "голубой земли":
  11. "Вода – богатство нашей планеты".
  12. Музеи воды. Фонтаны.
  13. "Вода – волшебница".
  14. Без воды ничего не выйдет...
  15. "Вода – богатство природы«. Водоёмы. Водоём – единство живой и неживой природы.
  16. Техника безопасности. ПДД: правила поведения на улице, обучение безопасному поведению детей на дороге.
  17. Итоговое занятие.

Вне сетки учебных часов. Проведение экскурсий (виртуальные «Аптекарский огород», «Сочинский национальный парк»), участие в конкурсах, праздниках.

II модуль:

  1. Вводное занятие.
  2. Зелёное волшебство "голубой земли«.
  3. Мир природы.
  4. Разнообразие растений.
  5. Особенности внешнего строения растений. Мир животных.
  6. Основы экологии.
  7. Удивительное рядом.
  8. Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
  9. Разноцветные опыты.
  10. Индикаторы на кухне.
  11. Почему стреляет попкорн? Почему чай заваривают в горячей воде?
  12. Химия и одежда. Какие бывают ткани?
  13. Что такое микроскоп, эксперимент?
  14. Дрова для печки. Жиры, какие они бывают?
  15. Крахмал. Картошка для химии. А в тебе есть крахмал?
  16. Химия для умывания. Мыло и вода.
  17. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  18. Отходы. Транспорт.
  19. Техника безопасности. ПДД: правила поведения на улице, обучение безопасному поведению детей на дороге.
  20. Итоговое занятие.

Вне сетки учебных часов:  участие в социально-значимых проектах («Чтобы помнили»), конкурсах, праздниках.

Цели программы

Цель Программы – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством формирования основ научного мировоззрения и навыков исследовательской деятельности.

Результат программы

Предметные результаты I модуля:

  • Владеть базовой естественнонаучной терминологией (растворимость, химическая реакция, растворитель, текучесть и т. д.).
  • Уметь объяснять свойства полезных ископаемых (, песка, глины, почвы).
  • Уметь объяснять свойства воздуха.
  • Уметь объяснять свойства воды.
  • Знать о роли воды в природе и жизни человека.
  • Уметь ставить простейшие опыты, эксперименты и делать выводы по результатам опытов.

Предметные результаты II модуля:

  • Владеть основными представлениями о разнообразии растительного и животного мира.
  • Владеть основными представлениями о химических и биологических процессах, которые встречаются в повседневной жизни (чистка зубов, индикаторы на кухне и т. д.)
  • Знать основные понятии по экологии (виды отходов, методы их переработки, их вторичное использование, значение сортировки мусора и т. д.).
  • Знать химические свойства различных веществ (жиры, крахмал, мыло и т. д.)
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для безопасного обращения с окружающей средой.
  • Владеть навыками вести наблюдение за объектами живой природы (развитие растения из семени и т. д.).
  • Владеть навыками проведения простейших опытов.

Материально-техническая база

 

Для работы в объединении необходимы следующие материалы:

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт.
  5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
  7. Приборы и оборудование для мини-лаборатории. 

Дидактические пособия:

  • книги познавательного характера для старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани» «Бумага», "Пуговицы«
  • мини-музей (тематика различна, например, «камни», чудеса из стекла" и др.);
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
  • простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами – «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Материалы для организации экспериментирования:

  1. Бусинки, пуговицы.
  2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
  3. Пластиковые бутылочки разного размера.
  4. Разноцветные прищепки и резинки.
  5. Камешки разных размеров.
  6. Винтики, гайки, шурупы.
  7. Пробки.
  8. Пух и перья.
  9. Фотопленки.
  10. Полиэтиленовые пакетики.
  11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
  12. Спилы дерева.
  13. Вата, синтепон.
  14. Деревянные катушки.
  15. Киндер-сюрпризы.
  16. Глина, песок.
  17. Вода и пищевые красители.
  18. Бумага разных сортов.

Необходимые технические средства обучения: магнитофон, мультимедийная установка, компьютер, дидактические материалы в виде видеофильмов, презентаций.

Информационное обеспечение: аудио-, видео-,фото-, интернет источники.

 

Стоимость

Реализуется в рамках ПФДОД.