Основы машинного шитья

Предметные – дать теоретические и практические знания, умения и навыки по изготовлению изделий в лоскутной технике, аппликаций.

Метапредметные – создать условия для развития творческих способностей ребенка, развить его внимание, воображение, нестандартное мышление, память.

Личностные – воспитать в ребенке терпимость, толерантность, уважение к старшим, к природе, развивать трудолюбие и усидчивость, привить навыки аккуратности, умения довести начатое до конца, вежливость.

преподаватели

Гончарова Татьяна Борисовна

Расписание

Вторник, четверг с 15 до 17

Содержание программы

Содержание тем.

Тема 1. Организационное занятие, инструктаж по технике безопасности, история пэчворка.

Теория: 1. Пэчворк и квилт, их содержание и различие. История развития лоскутного шитья в России, Англии, Америке, Европе.

2. Беседа по технике безопасной работы с колющими и режущими инструментами, электроприборами, правилам пожарной безопасности.

Тема 2. Необходимые инструменты и оборудование

Теория: Беседа о необходимых для шитья инструментах – виды швейных машин, оверлок, виды ножниц, иголок, линеек, макетный коврик, круглый нож, мел, нитки

Тема 3. Швейная машина, устройство

Теория. Устройство швейной машины. Заправка верхней и нижней нитей. Изменение настроек. Натяжение. Замена иглы. Фурнитура и инструменты, используемые при работе.

Практика. Проведение диагностики обучающихся с целью выявления начального уровня знаний, умений и навыков при шитье на швейной машине. Пробное шитье.

В работе используются: швейная машина, нитки, ткани, булавки.

 

Тема 4. Ткани, их характеристики, подготовка к работе

Теория. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Искусственные и синтетические волокна. Ассортимент хлопчатобумажных, льняных, синтетических тканей.

Практика. Определение состава волокон, направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон по образцам тканей. Проведение влажно-тепловой обработки образцов. Определение растяжимости тканей по разным направлениям.
В работе используются образцы различных тканей.

Тема 5. Креативный пэчворк с элементами отделочных швов. Шитье на основу.

Теория. Основы: сочетание цветов (цветовой круг), изготовление заплатки, отделочные швы, комбинации стежков (5 основных типов).

Практика. Шитье на основу произвольным методом.

В работе используются: швейная машина, ткани, нитки, металлические коробки.

Тема 6. Квадрат. Разрезалки

Теория. Шитье из квадратов. Схемы сборки лоскутного изделия, к основе которого лежит квадрат.

Практика. Подготовка квадратных заготовок, крой по шаблону, сборка. Изготовление сумочки – в основе квадрат. Цветок в технике "Оригами«.

В работе используются: ткани, шаблон, карандаш, линейка, ножницы, швейная машина.

Тема 7. Отделочные строчки и стежки

Теория. Виды отделочных строчек и стежков. Машинные строчки, их применение для отделки. Материалы и инструменты.
Практика. Самостоятельная работа по выполнению отделочных швов и стежков. Машинные строчки: «зигзаг», отделочные строчки.

Тема 8. Техника лоскутной мозаики.

Теория. Техники лоскутной мозаики, схемы сборок.

Практика. Вычерчивание схем на бумаге, изготовление кармана на кресло в технике пэчворк,

В работе используются: бумага в клетку, карандаш, швейная машина, нитки, ткани.

Тема 9. Подготовка к Новому году

Практика. Изготовление елочных украшений из текстиля.

В работе используются: ткани, швейная машина, аксессуары, кружева, тесьма.

Тема 10. Круг

Теория. Шитье из кругов.

Практика. Способы рисования круга. Изготовление различных поделок из круга.

В работе используются: ткани, шаблон, карандаш, ножницы, швейная машина.

Тема 11. Полосы

Теория. Шитье из полос. Техники елочка, колодец, пашня.

Практика. Сборка лоскутных изделий по схеме «Елочка» или «Паркет», «Колодец», «Пашня». Органайзер для ручек (спиц).

В работе используются ткани, линейка, карандаш, ножницы.

Тема 12. Треугольники

Теория. Шитье из прямоугольных треугольников – национальная техника лоскутного рукоделия.

Практика. Подготовка заготовок, крой по шаблону, сборка по схеме «зубья пилы», «шеврон», "мельница".

В работе используются ткани, шаблоны, карандаш, линейка.

Тема 13. Аппликация

Теория. Простая аппликация. Способы выполнения.

Практика. Вырезание деталей. Использование клеевой бумаги для аппликаций. Цветы, животные, насекомые.

В работе используются ткани, клеевая бумага, трафареты, карандаш, линейка.

Тема 14. Закрепление изученного материала

Практика. Коллективная работа

В работе используются швейная машина, ткани, клеевые ткани, трафареты, карандаш, линейка.

Цели программы

Цель: дать базовые знания, умения, навыки, необходимые при работе на швейной машине для вы­полнения поделок небольшой сложности в лоскутной технике.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

-устройство бытовой швейной машины и правила ухода за ней;
­­‑ правила техники безопасности при работе со швейным оборудованием, утюгом, острыми и колющими инструментами и приспособлениями;
- виды ручных и машинных швов;
- приемы влажно-тепловой обработки изделий.
Учащиеся должны уметь:

- организовать рабочее место и соблюдать на нем порядок во время работы;

- рассчитать необходимое количество ткани для изделия;

- самостоятельно изготовлять лоскутные поделки, изделия для дома, кухонные принадлежности, подушки и т.д.;

- выполнить влажно-тепловую обработку изделия.

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса по программе необходимы следующие принадлежности: стол рабочий, швейная машина, чертежные принадлежности (линейка, карандаш, картон, калька, треугольники, циркуль, мел, шаблоны), швейные принадлежности (нитки, иглы, ножницы, распарыватель), утюг, гладильная доска, сантиметровая лента, ткани, синтепон.

Информационное обеспечение – наличие специального методического фонда, библиотека по искусству, современные технические средства обучения – телевизор, компьютер, проектор.