Начальное моделирование (авиа-ракето) (базовая)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное моделирование (авиа-ракето) (базовая) модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Авиа- и ракетомоделизм — первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов.

преподаватели

Тимофеев Максим Александрович

Содержание программы

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Развитие ракетного моделизма и моделирования в России. Понятие о методе моделирования как форме научного познания. Моделирование в большой технике. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасность дорожного движения. Опрос

Раздел 2: Классификация моделей ракет (2 ч.)

Тема 2.1. Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Запуск готовых моделей ракет. (2ч.)

Теория: Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Виды моделей ракет и их классификация.

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение характерных точек траектории полета. Разбор полетов.

Раздел 3: Летающие аппараты. (5 ч.)

Тема 3.1. Воздух и его основные свойства. (2 ч.)

Теория: Воздух и его основные свойства. Тела удобообтекаемой формы. Центр тяжести.

Тема 3.2. Крыло и его характеристики (3 ч.)

 

Теория: Крыло и его характеристики: размах, профиль, хорда. Формы крыльев в плане. Установочный угол и угол атаки. Центровка самолета и модели. Удлинение крыла. Качество крыла. Основные конструкционные части летательного аппарата. Условия, обеспечивающие полёт. Ознакомление с чертежами, чертёжным инструментом.

Практика: Технический рисунок, чертёж, эскиз. Чтение чертежа и нанесение размеров.

Раздел 4: Вертолеты и их модели (9 ч.)

Тема 4.1. Простейшие модели вертолетов. (9 ч.)

Теория: Теория полета вертолета. Схемы вертолетов. Устройство вертолета.

Практика: Изготовление простейшего вертолета "Муха«.

Раздел 5: Планеры. (43 ч.)

Тема 5.1. Конструкции моделей метательных планеров. (8 ч.)

Теория: Основные технические требования к моделям. Различные схемы и конструктивные решения.

Тема 5.2. Изготовление моделей метательных планеров. (35 ч.)

Теория: Основные детали модели. Материалы для изготовления моделей. Основы аэродинамики для моделей планеров, основные конструктивные решения. Центровка моделей.

Практика: Изготовление моделей метательных планеров. Проведение соревнований. Выбор лучших моделей.

Раздел 6: Методика расчета времени полета моделей ракет категорий S-3 и S-6. Особенности конструкции. Материалы. (34 ч.)

Тема 6.1. Проектирование. (4 ч.)

Теория: Проектирование. Круглый парашют в плане, лента (стример), проектированеи парашюта. Парашюты различных схем: полусферические с принудительным открытием, с аэродинамическим качеством.

Тема 6.2 Материалы для парашютов и лент. (2 ч.)

Теория: Материалы для парашютов и лент. Окраска. Цвет модели и удобство слежения за ней. Выброс парашюта и ленты

Тема 6.3 Конструкция и материалы моделей ракет на время полета (28 ч.)

. Теория: Конструкция и материалы моделей ракет на время полета.

Практика: Сборка и укладка парашюта. Изготовление моделей ракет на время парашютирования. Сбросы парашютов с грузом, испытания. Изготовление системы выброса парашюта. Запуски моделей. Разбор полетов.

Раздел 7: Компьютерная программа. Определение оптимальных параметров моделей ракет. (11 ч.)

Тема 7.1. Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет, унификация и агрегатирование ступеней моделей ракет.

Тема 7.2. Изготовление моделей. (9ч.)

Теория: Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения.

Практика Изготовление моделей и получение результатов при контроле полета по траектории.

Раздел 8: Баллистика моделей ракет (6 ч.)

Тема 8.1. Баллистические ракеты. (2 ч.)

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участок траектории. Методы расчета.

Тема 8.2. Запуск готовых моделей ракет (4 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Замер характерных точек траектории полета.

Раздел 9: Запуски моделей ракет (30 ч.)

Тема 9.1: Правила безопасности на старте и запуски моделей (30 ч.)

Теория: Правила безопасности на старте. Порядок работы на старте. Правила дорожного движения.

Практика: Запуски моделей ракет. Контроль полета модели ракеты. Определение результатов полета. Разбор полетов.

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника безопасности. (2 ч.)

Теория: Понятие о методе моделирования, как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Опрос.

Раздел 2: Вопросы техники безопасности (3 ч.)

Тема 2.1. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка.

Тема 2.2. Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. (1 ч.)

Теория: Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. Опрос.

Практика: Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения.

Раздел 3: Материалы, применяемые в ракетно-космическом моделировании. (5 ч.)

Тема 3.1. Физико-механические свойства материалов. (2 ч.)

Теория: Физико-механические свойства материалов. Требования к материалам для моделей ракет, Разновидности материалов: бумага, древесина, пластмассы, клей. Лакокрасочные покрытия, растворители к ним. Опрос.

3.2 Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. (3 ч.)

Теория: Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. Опрос.

Практика: Подбор материалов для изготовления моделей ракет. Просмотр работ.

Раздел 4: Классификация моделей ракет. (2 ч.)

Тема 4.1. Категории и классы моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Категории и классы моделей ракет по Правилам соревнований в России и Правилам ФАИ. Технические требования к моделям.Тема 4.2 Особенности аэродинамики малых скоростей. (22 ч.)

Раздел 5: Модели ракет на продолжительность и высоту полета. (30 ч.)

Тема 5.1. Виды моделей. (2 ч.)

Теория: Модели на высоту полета S1 и S2. Модели на продолжительность полета S3 и S6. Разработка и изготовление моделей названных классов. Технологическая оснастка

Тема 5.2 Изготовление моделей. (28 ч.)

Практика: Изготовление моделей на высоту и продолжительность полета. Окраска и отделка моделей. Контрольный полет.

Раздел 6: Понятие о баллистике ракет. (5 ч.)

Тема 6.1 Баллистические ракеты (2 ч.)

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участки траектории. Упрощенный метод расчета баллистической кривой.

Тема 6.2 Определение траектории полета. (3 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение траектории полета.

Раздел 7: Модели планеров и ракетопланов. (27 ч.)

Тема 7.1. Схемы моделей. (2 ч.)

Теория: Выбор схемы моделей. Вычерчивание чертежа.

Тема 7.2. Изготовление моделей. (25 ч.)

Практика Изготовление моделей ракетопланов схем «рогалло» или самолетной схемы. Изготовление моделей планеров. Запуск моделей

Раздел 8: Основы аэродинамики. (6 ч.)

Тема 8.1. Основные понятия аэродинамики. (4 ч.)

Теория: Работы Н.E. Жуковского. Планирующий полет. Ламинарный и турбулентный потоки. Подъемная сила крыла. Лобовое сопротивление. Аэродинамическое качество. Устойчивость модели. Понятие о центровке. Механизация крыла.

Тема 8.2. Расчет профиля крыла (2 ч.)

Практика: Расчет профиля крыла.

Раздел 9: Модели-копии на высоту полета (категории S5) и реализм полета (категории S7). Модели-копии авиа. (64 ч.)

Тема 9.1. Технология изготовления моделей-копий. (4 ч.)

Теория: Технология изготовления моделей-копий. Технологическая оснастка (оправки, шаблоны).

Тема 9.2. Изготовление моделей-копий (60 ч)

Практика: Подготовка рабочего чертежа несложного узла. Конструирование и изготовление деталей моделей. Сборка копий. Запуск весового макета модели-копии. Доводка. Окраска и отделка.

Раздел 10: Запуски моделей ракет. (13 ч.)

Тема 10.1: Различные запуски моделей ракет (13 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет на высоту, продолжительность полета, а также модели-копии можно проводить после прохождения соответствующих тем. Работа на старте. Контроль и слежение за моделями. Послеполетный разбор.

Раздел 11: Организация и проведение соревнований. (18 ч.)

Тема 11.1: Правила и отбор (2 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности.

Тема 11.2: Участие в соревнованиях (16 ч.)

Практика: Работа стартов. Сдача норм на спортивные разряды. Определение результатов.

 

Раздел 12: Заключительное занятие (5 ч.)

Тема 12.1 Безопасность дорожного движения

Теория: Беседа о безопасном дорожном движении. Игра.

Тема 12.2 Подведение итогов

Теория: Итоги работы кружка. Выставка работ. Вручение грамот и классификационных спортивных билетов.

 

 

 

 

Раздел 10: Подготовка и проведение соревнований (35ч.)

Тема 10.1: Правила и отбор (4 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности. Обеспечение стартов. Распорядок дня. Инструментальный ящик.

Тема 10.2: Участие в соревнованиях (29 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет. Техническая конференция.

Раздел 11: Заключительное занятие (5ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Конференция с участием специалистов по ракетной технике. Безопасность дорожного движения.

 

Цели программы

Цель программы – развитие творческих и технических способностей обучающихся посредством изготовления технических макетов и моделей; освоение современных технологий в изготовлении моделей планеров и ракет; повышение знаний в области техники; развитие знаний математики, черчения и других школьных предметов для успешного обучения техническим моделированием.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у обучающегося чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенной в своих силах.

Достигается изготовление моделей с использованием современных конструкционных материалов для выработки навыков работы с ними и обеспечения в дальнейшем необходимого качества работ.

Отмеченная специфика программы предусматривает органическое объединение технической, проектной культур, культуры здорового образа жизни и коллективного творчества.

Обучающийся будет знать:

- правила безопасного пользования инструментами;

- виды чертежей; линии на чертежах;

- виды соединений на модели;

- способы изготовления моделей;

- маркировки в авиации, что они обозначают;

- основные термины в технике, в моделировании;

- виды энергий, их использование в технике, виды двигателей;

- основные этапы освоения космоса;

- элементарные понятия о цветовой гамме и технической эстетике;

Обучающийся будет уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- читать простейшие чертежи;

- работать с доступной технической литературой;

- чертить простейшие чертежи разверток;

- изготавливать усложненные модели;

- подбирать материал для модели;

- определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;

- анализировать свою модель;

- презентовать собственный проект;

- проявлять усидчивость в достижении конечного результата.

-участвовать в соревнованиях, где прикладываются все умения
для достижения результата.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

· Мебель для хранения инструмента.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: комплекты слесарного, столярного, измерительного и электрифицированного инструментов.

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости, проволока.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник», "Сделай сам".

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.

· Станки: сверлильный, шлифовальный (работа на станках производится педагогом).

· Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.

· Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже средне-технического.