Начальное моделирование (авиа-ракето) (Стартовая)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное моделирование (авиа-ракето) (Стартовая)  модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Авиа- и ракетомоделизм — первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов.

преподаватели

Тимофеев Максим Александрович

Содержание программы

Содержание учебного плана

Стартовый уровень (1 год обучения)

Вводное занятие (5 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Организация рабочего места. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторины.

Тема 1.2. Работа над пробной поделкой. (3 ч.)

Теория: Просмотр моделей. Выбор модели. Основные приемы работы.

Практика: Изготовление из картона и бумаги поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся. Просмотр и обсуждение работ.

Раздел 2: Понятие о материалах и инструментах (7 ч.)

Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (2ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги. Изготовление из плотной бумаги и картона простых моделей.

Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (5 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок. Творческий просмотр работ.

Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление моделей с изгибом бумаги по оси симметрии.

Раздел 3: Первоначальные графические знания и умения (12 ч.)

Тема 3.1. Знакомство с черчением. (8 ч.)

Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления чертежей. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.

Тема 3.2 Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам.

Теория: Методика увеличения и уменьшения изображений плоских деталей по клеткам. Просмотр работ.

Практика: Изготовление шаблонов для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади.

Раздел 4: Простейшие летающие модели (10 ч.)

Тема 4.1. Конструкция самолета. (2 ч.)

Теория: Основные конструкционные части самолета. Условия, какие обеспечивают полет.

Тема 4.2 Изготовление моделей. (8 ч.)

Практика: Изготовление бумажных летающих моделей. Игры и соревнования с бумажными моделями.

Раздел 5: Воздушные змеи и их модели (10 ч.)

Тема 5.1. История воздушных змеев. Аэродинамика змея (2 ч.)

Теория: Из истории воздушных змеев. Воздушный змей как летающий аппарат. Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.

Тема 5.2 Изготовление воздушного змея. (8 ч.)

Практика: Изготовление плоского змея. Изготовление коробчатого змея Запуски змеев, соревнования

Раздел 6: Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем (45 ч.)

Тема 6.1 Основные элементы ракеты. (4 ч.)

Теория: Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме.

Тема 6.2 Стапельная сборка. (41 ч.)

Теория: Понятие о технической эстетике. История ракетного оружия. Безопасность дорожного движения.

Практика: Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей моделей. Стапельная сборка. Покраска и отделка модели.

Раздел 7: Парашюты для моделей ракет. Термозащита. (22 ч.)

Тема 7.1. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте.. (4 ч.)

Теория: Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Применяемые материалы. Система выброса парашюта. Современные парашюты.

Тема 7.2. Раскрой и изготовление парашюта. (18 ч.)

Практика: Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фал, амортизатора. Сборка и укладка парашюта. Изготовление термозащиты и отстрела парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Замер высоты, времени парашютирования. Сравнение с расчетными данными. Правила безопасности труда.

Раздел 8: Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели ракет. (13 ч.)

Тема 8.1. Лента, ротор на режиме авторотации, крыло, воздушный шар и другие системы. (4 ч.)

Теория: Лента, ротор на режиме авторотации, крыло, воздушный шар и другие системы. Их виды. Простейший расчет скорости и времени снижения модели. Применяемые материалы. Место применения этих систем в моделизме. Системы выброса и защиты.

Тема 8.2. Изготовление ленты и ротора. (9 ч.)

Практика: Изготовление ленты и ротора. Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система отстрела. Испытание системы. Замер высоты и времени полета. Сравнение с расчетными данными. Правила безопасности труда.

Раздел 9: Раздел: Реактивные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет. 7ч.

Тема 9.1. Понятие о реактивной силе. (2 ч.)

Теория: Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Классификация современных ракетных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет. Безопасность труда при работе с микроракетным двигателем твердого топлива.

Тема 9.2. Установка двигателя на модель ракеты. (5 ч.)

Практика: Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.

Раздел 10: Метеорология. (3 ч.)

Тема 9.1 Необходимые метеорологические условия для полета моделей ракет. (3 ч.)

Теория: Понятие о метеорологии, метеорологические явления в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям. Использование ветра, термических и динамических потоков для полета моделей ракет.

Раздел 11: Теория полета моделей ракет. (7ч.)

Тема 11.1. Аэродинамика моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивления и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Баллистические участки полета модели ракеты.

Тема 11.2. Определение центра массы и давления на макете. (5 ч.)

Практика: Определение центра массы и давления на макете.

Раздел 12: Запуски моделей. (18 ч.)

Тема 11.1. Аэродинамика моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивления и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Баллистические участки полета модели ракеты.

Тема 11.2. Определение центра массы и давления на макете. (16 ч.)

Практика: Определение центра массы и давления на макете.

Раздел 13: Соревнования. (17 ч.)

Раздел 14: Заключительное занятие. (3 ч.)

 

Цели программы

Цель программы «Стартового уровня» – развитие творческих и технических способностей обучающихся посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов; повышение знаний в области техники; развитие знаний математики, черчения и других школьных предметов для успешного обучения техническим моделированием.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у обучающегося чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенной в своих силах.

Ожидаемые результаты 1года обучения.

Обучающийся будет знать:

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;

- основные линии на чертеже; основные простейшие технические термины, конструкторские понятия;

- основные узлы транспортных, военных, космических моделей.

Обучающийся будет уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- читать простейшие чертежи;

- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования; находить линии сгиба;

- владеть элементарными графическими навыками;

- изготавливать простейшие технические модели;

- организовать рабочее место.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

· Мебель для хранения инструмента.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: комплекты слесарного, столярного, измерительного и электрифицированного инструментов.

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости, проволока.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник», "Сделай сам".

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.

· Станки: сверлильный, шлифовальный (работа на станках производится педагогом).

· Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.

· Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже средне-технического.