Модуль 1 ПФДО. Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное моделирование (Спектр) модуль 2 бюджет
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.
преподаватели
Строев Митрофан Николаевич
Содержание программы
Базовый уровень (1 год обучения)
Вводное занятие (4 ч.)
Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (1 ч.)
Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Организация рабочего места. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторины.
Тема 1.2. Работа над пробной поделкой. (3 ч.)
Теория: Просмотр моделей. Выбор модели. Основные приемы работы.
Практика: Изготовление из картона и бумаги поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся. Просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2: Понятие о материалах и инструментах (15 ч.)
Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (11ч.)
Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.
Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги. Изготовление из плотной бумаги и картона силуэты машин, построек, игрушек.
Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (4 ч.)
Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок. Творческий просмотр работ.
Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.
Раздел 3: Первоначальные графические знания и умения (38 ч.)
Тема 3.1. Знакомство с черчением. (8 ч.)
Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.
Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками, солнечных часов, игольниц в виде 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти лепестковых цветов. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.
Тема 3.2 Первоначальные графические знания и умения (10 ч)
Теория: Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения
Практика: Выполнение эскизов и чертежей творческих заданий.
Тема 3.3 Выполнение творческих работ. (16)
Беседа о безопасном движении.
Теория: Изучение деталей чертежей, чем эскиз отличается от чертежа.
Практика: Исполнение деталей из различных материалов, виды соединений.
Раздел 4 Понятие о конструкторско- технологической деятельности (40 ч.)
Тема 4.1 Особенности и последовательность учебного моделирования и конструирования. (11 ч.)
Теория: Принцип работы устройства и технические характеристики проектируемого объекта, конструкционные и отделочные материалы. Классификация и унифицированные детали при постройке технических моделей.
Практика: Выполнение технического задания на моделирование или конструирование.
Тема 4.2 Упражнения в решении технических задач. (15 ч.)
Теория: Задачи на моделирование, задачи на доконструирование, задачи на усовершенствование или переконструирование, задачи на конструирование по собственному замыслу.
Практика: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели самолетов, ракет, вагонов, автомашин различного назначения). Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Изготовление объемных самоходных моделей из разных материалов.
Тема 4.3. Чтение рисунков из альбомов и журналов. (11 ч.)
Теория: Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала
Практика: Конструирование и художественное оформление поделок. Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.
Тема 4.4. Конструирование из наборов готовых деталей (3 ч.)
Теория: Ознакомление с деталями набора. Название и назначение !входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами и технологией сборки по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.
Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
Раздел 5: Модели транспортной техники (19 ч.)
Тема 5.1. Модели автомобилей и их классификация (7 ч.)
Теория: Основные сборочные единицы моделей и их компановка.
Тема 5.2. Спортивное авто, авиа, судо, ракетомоделирование. (12 ч.)
Теория: Знакомство с правилами проведения спортивных состязаний.
Практика: выполнение проектов, защита проекта, оформление итоговой выставки.
Раздел 6: Элементы технической эстетики (40ч.)
6.1. Тема: Понятие о технической эстетике, ознакомление с элементами художественного конструирования и оформление поделок. Единство формы и содержания. (40 час.)
Теория: Отделочные материалы и покрытия. Материалы для подготовки поверхности к отделке. Материалы для отделки поверхности. Нанесение надписей и знаков.
Практика: Подготовка моделей к покраске, нанесение покрытий, подбор пар контрастных цветов. Нанесение надписей и знаков на модели.
Раздел 7: Обработка материалов (20 ч.)
Тема 7.1. Разметка. (10 ч.)
Теория: Разметка прямоугольных деталей. Припуск. Допуск. Шаблон.
Практика: Разметка прямоугольных деталей из картона, фанеры, тонколистового металла для моделей.
Тема 7.2. Изготовление заготовок. (10 ч.)
Теория: Пиление. Вырезание ножницами. Работа с лобзиком. Работа резаком. Сверление.
Практика: Подготовка деталей и изготовление изделий для участия в соревнованиях и выставках.
Раздел 8. Заключительное занятие (4)
Тема 8.1. Безопасность дорожного движения. (2 час.)
Тема 8.2. Подведение итогов. (2 час.)
Теория: Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности.
Практика: Подготовка проектов и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.
Всего часов:
28
152
180
Базовый уровень (2 год обучения)
1. Вводное занятие (2 ч.)
Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)
Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторин.
2. Понятие о материалах и инструментах (12 ч.)
Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (6ч.)
Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.
Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги. Изготовление из плотной бумаги и картона силуэты машин, построек, игрушек.
Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (6 ч.)
Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок. Творческий просмотр работ.
Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.
3. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании (14 ч.). Тема 3.1. Знакомство с черчением. (4 ч.).
Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.
Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками, солнечных часов, игольниц в виде 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти лепестковых цветов. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.
Тема 3.2 Первоначальные графические знания и умения (6 ч).
Теория: Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок- определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.
Практика: Выполнение эскизов изделий, выполнение технического рисунка, простановка размеров на чертеже.
Тема 3.3. Выполнение творческих работ. Беседа о безопасном движении
(4 ч.).
4. Простейшие модели транспортной техники (32 ч.)
Тема 4.1 Конструирование из геометрических фигур (5 ч.)
Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге, половине круга.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов. Вырезание геометрических фигур из листа бумаги и по трафарету.
Практика: Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, грузовой автомобиль, самолет, подъемный кран, светофор, весы и т.п.) Изготовление по образцу, рисунку, чертежу, собственному замыслу силуэтных моделей со щелевидными соединениями в "замок".
Тема 4.2 Конструирование из объемных фигур. (5 ч)
Теория: Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление их с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
Практика: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели самолетов, ракет, вагонов, автомашин различного назначения). Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Изготовление объемных самоходных моделей из разных материалов.
Тема 4.3. Элементы технической эстетики. (5 ч.)
Теория: Элементы технической эстетики. Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала
Практика: Конструирование и художественное оформление поделок. Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.
Тема 4.4. Конструирование из наборов готовых деталей (5 ч.)
Теория: Ознакомление с деталями набора. Название и назначение !Входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами и технологией сборки по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.
Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
5. Двигатели на моделях (20 ч.).
Тема 5.1 Классификация двигателей. (6 ч.)
Теория: Классификация двигателей, краткая история развития
двигателей. Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный). Электрические микродвигатели постоянного тока и
источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.
Практика: Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на модель. Включение электродвигателя в электрическую цепь. Установка электродвигателя на модели. Испытание моделей.
Тема 5.2. Установка двигателей на модели. (14 ч.)
Теория: Определение параметров резиноматора.
Практика: Изготовление стапеля для резиномотора.
6. Электричество на моделях (20 ч.)
Тема 6.1. Правила составления электрической цепи (3 ч.)
Теория: Расширение понятия о проводниках, изоляторах, выключателях, переключателях и их назначении. Применение лампочек карманного фонаря на моделях автомобилей, судов, светофоров.
Практика: Изготовление изделий с простой электрической цепью.
Тема 6.2. Понятие о электромагните. Понятие о вибрации. (7 ч.)
Теория: Способ изготовления простейшего электромагнита. Игрушки-попрыгунчики. Беседы о безопасной работе с электричеством.
Практика: Установка на ранее построенных моделях микроэлектродвигателей, лампочек, источников питания, выключателей и переключателей. Монтаж электропроводки, изготовление игрушек виброходов. Изготовление игрушек с использованием магнита и электромагнита.
7. Автоматика на моделях. (12 ч.).
Тема 7.1 Основы электротехники. Электротехнические элементы и устройства. (12 ч.)
Теория: Понятие об основных элементах автоматических устройств (датчики, реле, исполнительные механизмы.). Понятие об автоматах (механических и электрических) и о дистанционном управлении машинами и моделями, простейшие самодельные устройства автоматического и дистанционного управления моделями. Беседы о безопасной работе.
Практика: Установка на моделях автомобиля переключателя направления вращения электродвигателя. Изготовление устройства для дистанционного управления моделями грузового автомобиля, подъемного крана
8. Простейшие средства связи (12 ч.).
Тема 8.1: Значение связи в жизни людей. (12 ч.)
Теория: Краткий обзор средств связи. Виды и средства сигнализации: звуковая, видимая. Светосигнальные устройства.
Практика: Изготовление светосигнального аппарата, простейших устройств телефона, сигнальных флажков.
9. Электротехнические работы. (22 ч.).
Тема 9.1 Простейшие электрифицированные устройства и механизмы.
Теория: Анализ конструкции электрифицированных устройств и механизмов. Чтение и составление простейших электрических схем.
Практика: Изготовление простейших действующих электрифицированных моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов, а также деталей из наборов и самодельных деталей. Упрощенные модели машин и механизмов, машин-орудий.
10. Конструирование и изготовление устройств по техническому заданию. (32 ч.)
Тема 10.1. Разработка эскизного и рабочего проектов. (32 ч.)
Теория: Чертеж общего вида устройства; кинетическая, электрическая и другие схемы, предварительные технические расчеты.
Практика: Модели сельхозмашин, буровая вышка, модели- трансформеры.
11. Заключительное занятие (2 ч.).
Тема 11.1. Безопасность дорожного движения. (1 ч.)
Тема 11.2. Подведение итогов. (1 ч.)
Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке и показательным запускам. Итоговый мониторинг. Рекомендации по работе во время летних каникул, перспективы работы.
Цели программы
1.1. Цель программы «Базового уровня» – сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание. Основной целью программы является формирование у обучающихся научно-технической компетентности посредством моделирования, конструирования и проектирования, а также формирование личности юного моделиста посредством вовлечения его в творческую деятельность по созданию динамических (подвижных) и неподвижных (стендовых) моделей.
Результат программы
Программа направлена на, постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих силах.
Первый год обучения – использования навыков и знаний полученных в школе или на занятиях стартового уровня, для повышения своего развития, в техническом творчестве
Второй год обучения – полное овладение методом постройки и
технологии. Участие в выставках, соревнованиях, где прикладываются все умения для достижения результата.
После прохождения программы «Начальное техническое моделирование» базового уровня обучающиеся могут перейти к программам специализированного технического творчества.
Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Творческое объединение технического моделирования является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.
Материально-техническая база
Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материально-техническое обеспечение программы
· Мебель для хранения инструмента.
· Стеллажи для хранения моделей.
· Столы и стулья для детей и педагога.
· Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули, пила, молоток, плоскогубцы, напильник, шило, тиски, нож, гвозди, рубанок, киянка, лобзик.
· Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель, древесина, фанера, пластмасса, металл, проволока и другие материалы.
· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество», «Самоделкин». Профильные интернет издания: технические форумы.
· Дидактические материалы:
- демонстрационные работы;
- схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур);
- тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы, викторины;
- иллюстрационный материал к тематическим занятиям;
- работы обучающихся
· Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.
· Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже средне-специального.