Начальное техническое моделирование (Реммаш)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное техническое моделирование (Реммаш) модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.

преподаватели

Соловьева Наталья Борисовна

Содержание программы

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (5 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника

безопасности (2 ч).

Теория: Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Опрос.

Практика: работа над пробной поделкой

2. Инструменты и материалы (8 ч.)

Тема 1.1: понятие о материалах (2ч.)

Теория: общее понятие о производстве бумаги и картона их сортах, свойствах, применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Тема 2..2: инструменты и приспособления (6ч.)

Теория: инструменты и приспособления, применяемые в кружке, правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок.

Практика: изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек, игрушек (стрела, голубь, планер, ракета...) Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.

3. Понятие о конструкторско-технологической деятельности (30 ч.)

Тема 3.1: графические знания и умения, порядок составления эскиза, чертежа.

Теория: закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Элементарные понятия о работе конструктора и конструкторского бюро. Общее представление о создании машины (основные этапы проектирования и производства). Понятие о производстве, Заводы-автоматы.

Способы разметки деталей на различных материалах. Способы изготовления выкроек и разверток объектов простой формы. Понятие о шаблонах и трафаретах. Способы и приемы работы с ними

Практика: изготовление по шаблону макета самолета, ракеты

Тема 3.2: изготовление из наборов готовых деталей макетов, чтение рисунков в альбомах и журналах

Теория: Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другой материал. Способы увеличения выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади.

Практика: изготовление познавательных технических игр (лото, викторин),

Перевод чертежей корабля и самолета на бумагу и изготовление их.

 

4. Изготовление моделей транспортной техники (50 ч.)

Тема 4.1: модели транспортной техники. Действующие, настольные, силуэтные модели летающие и плавающие модели.

Теория: понятия о машинах-двигателях и машинах орудиях. Их назначение. Машины двигатели, использующие энергию воды, ветра, солнца. Электрическую энергию. Понятия о деталях машин и способы их соединения (на примере деталей набора конструктора).

Практика: сборка из деталей конструктора башенного крана

Тема 4.2: изготовление моделей, ходовые испытания, игры-соревнования

Теория: понятие о полезном и вредном трении в природе и технике, о способах борьбы с вредным трением. Способы изготовления дополнительных деталей для изготовления моделей их конструктора. Понятие о моделях технических сооружений (мостах, башнях, опорах линий электропередач, подвесных, монорельсовых и канатных дорогах)

Практика: Изготовление моделей машин и технических устройств по рисункам (из альбомов, приложениям к наборам), чертежам и описаниям (из книг и журналов) с применением деталей конструкторов, полуфабрикатов (фанерных и деревянных заготовок) и самодельных деталей (из картона, проволоки, жести и др.) (Самолет Ил-18, самолет с бумажным трубчатым фюзеляжем, воздушный змей, планер).

5. Элементы технической эстетики (25ч.)

Тема 5.1: понятие о технической эстетике, ознакомление с элементами художественного конструирования и оформления поделок.

Теория: элементарное понятие о технической эстетике. Ознакомление с элементами художественного конструирования и художественного оформления поделок, наблюдении и анализ формы, пропорции, цвета с выявлением закономерностей и средств достижения художественной выразительности. Единство формы с содержания. Форма, цвет, пропорциональность и их

 

равновесие – характерные показатели художественного и технического конструирования.

Тема 5.2: изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учетом элементарных закономерностей технической эстетики.

Теория: закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность), пропорциональность частей изделия. Тон и цветовые отношения. Оформление изделия в зависимости от его назначения. Формы и материалы.

Практика: изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учетом элементарных закономерностей технической эстетики (игрушки «Крокодил», «Петрушка», «Бегущий заяц», "Часы-ходики«).

6. Технологические занятия и декоративно-прикладные работы
(57 ч.)

Тема 6.1: организация рабочего места при выпиливании. Инструменты и приспособления, приемы выпиливания. Техника безопасности при работе.

Теория: выпиливание – как разновидность декоративного искусства, породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Практика: выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Тема 6.2: изготовление поделок с применением выпиливания и выжигания.

Теория: отделка шлифованием, инструменты для создания отверстий.

Практика: изготовление однодетальных и многодетальных поделок (самолет, дельфин, пингвин, ежик, вертолет, машина, пароход).

7. Заключительное занятие. (5 ч.)

Тема 7.1: выставка работ, Беседа о правилах поведения во время летних каникул

Теория: беседа о безопасном дорожном движении. Игра.

Тема 7.2: Подведение итогов

Теория: итоги работы кружка. Вручение грамот.

 

Содержание учебного плана

Базовый уровень (2 год обучения)

1. Вводное занятие (3 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторин.

2. Понятие о материалах и инструментах (16 ч.)

Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (6ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги. Изготовление из плотной бумаги и картона силуэты машин, построек, игрушек.

Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (6 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок. Творческий просмотр работ.

 

Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.

3. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании (15 ч.).

Тема 3.1. Знакомство с черчением. (4 ч.).

Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками, солнечных часов, игольниц в виде 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти лепестковых цветов. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.

Тема 3.2 Первоначальные графические знания и умения (6 ч).

Тема 3..3. Выполнение творческих работ. Беседа о безопасном движении
(4 ч.).

4. Простейшие модели транспортной техники (30 ч.)

Тема 4.1 Конструирование из геометрических фигур (5 ч.)

Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге, половине круга.

 

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов. Вырезание геометрических фигур из листа бумаги и по трафарету.

Практика: Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, грузовой автомобиль, самолет, подъемный кран, светофор, весы и т.п.) Изготовление по образцу, рисунку, чертежу, собственному замыслу силуэтных моделей со щелевидными соединениями в «замок».

Тема 4.2 Конструирование из объемных фигур. (5 ч)

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление их с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практика: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели самолетов, ракет, вагонов, автомашин различного назначения). Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный

 

прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Изготовление объемных самоходных моделей из разных материалов.

Тема 4.3. Элементы технической эстетики. (5 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала

Практика: Конструирование и художественное оформление поделок. Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.

Тема 4.4. Конструирование из наборов готовых деталей (5 ч.)

Теория: Ознакомление с деталями набора. Название и назначение !Входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами и технологией сборки по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.

5. Двигатели на моделях (15ч.).

Теория: Классификация двигателей, краткая история развития двигателей. Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный). Электрические микродвигатели постоянноготока и

источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.

Практика: Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на модель. Включение электродвигателя в электрическую цепь. Установка электродвигателя на модели. Испытание моделей.

6. Электричество на моделях (10 ч.)

Тема 6.1. Правила составления электрической цепи (3 ч.)

Теория: Расширение понятия о проводниках, изоляторах, выключателях, переключателях и их назначении. Применение лампочек карманного фонаря на моделях автомобилей, судов, светофоров.

Тема 6.2. Понятие о электромагните. Понятие о вибрации. (7 ч.)

Теория: Способ изготовления простейшего электромагнита. Игрушки-попрыгунчики. Беседы о безопасной работе с электричеством.

Практика: Установка на ранее построенных моделях микроэлектродвигателей, лампочек, источников питания, выключателей и переключателей. Монтаж электропроводки, изготовление игрушек виброходов. Изготовление игрушек с использованием магнита и электромагнита.

7. Автоматика на моделях (15 ч.).

Тема 7.1 Общее понятие об автоматике, ее назначение и применение.

Теория: Понятие об основных элементах автоматических устройств (датчики, реле, исполнительные механизмы.). Понятие об автоматах (механических и электрических) и о дистанционном управлении машинами и моделями, простейшие самодельные устройства автоматического и дистанционного управления моделями. Беседы о безопасной работе.

Практика: Установка на моделях автомобиля переключателя направления вращения электродвигателя. Изготовление устройства для дистанционного управления моделями грузового автомобиля, подъемного крана

8. Простейшие средства связи (8 ч.).

Тема: Значение связи в жизни людей.

Теория: Краткий обзор средств связи. Виды и средства сигнализации: звуковая, видимая. Светосигнальные устройства.

Практика: Изготовление светосигнального аппарата, простейших устройств телефона, сигнальных флажков.

9. Изготовление простейших электрифицированных устройств и механизмов (25 ч.).

Тема: Простейшие электрифицированные устройства и механизмы.

Теория: Анализ конструкции электрифицированных устройств и механизмов. Чтение и составление простейших электрических схем.

Практика: Изготовление простейших действующих электрифицированных моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов, а также наборов и самодельных деталей. Упрощенные модели машин и механизмов, машин-орудий.

10. Технологические занятия и декоративно-прикладные работы.
(40 ч.)

Тема: Выпиливание ручным лобзиком.

Теория: Приемы выпиливания, техника безопасности при работе, правила работы с инструментами.

Практика: Выпиливание однодетальных поделок (фигурки животных, машин, самолетов и т.д.), сборных моделей самолетов, машин, пароходов.

11. Заключительное занятие (5 ч.).

Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке и показательным запускам. Рекомендации по работе во время летних каникул, перспективы работы.

Цели программы

 «Базовый уровень» – сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих

 

силах. В результате обучения по программе ожидается профориентация школьника для дальнейшего занятия техническим творчеством и ориентация обучающихся для поступления в учебные заведения технического профиля.

Первый год обучения – использования навыков и знаний получении в школе, для повышения своего развития, в техническим творчестве.

Второй год обучения – полное овладение методом постройки и технологии. Участие в соревнованиях, где прикладываются все умения для достижения результата.

Материально-техническая база

1.9. Материально-техническое обеспечение программы

 

· Мебель для хранения инструмента.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: комплекты слесарного, столярного, измерительного и электрифицированного.

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество». Профильные интернет издания: ФРМС России, технические форумы.

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.